Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие
Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) нарушенное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дому, лживость и воровство.
Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет растущий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессии.
Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде детей с трудностями в поведении. Возрастные кризисы рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития к другому. Общей причиной кризисов при этом является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).
Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися со взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.
Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Негативное развитие — только оборотная сторона позитивных процессов, происходящих в переломные периоды. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность — лишь способы, которыми Ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком. Нельзя не замечать наиболее опасных негативных проявлений, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.
В.Н. Кудрявцев (1998) считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.
Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьезное отставание в усвоении школьных знаний. Создается впечатление, что сам факт неуспеха школьного обучения приводит детей к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение. Интеллект многих детей с расстройствами поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди детей с органическим нарушением мозга.
Дети с нарушенным поведением часто происходят из семей, где применяются неадекватные средства воспитательных воздействий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношений. Среди таких детей наиболее часты случаи прогулов школы, а воровство обычно совершается совместно с другими детьми.
Нарушения поведения почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению, став старше. С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений дети с социальной дезадаптацией имеют очень много общих черт, однако группа таких расстройств является далеко не однородной.
Первое, что со всей очевидностью бросается в глаза, — это тот факт, что синдром нарушенного поведения гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит соответствующее число, девочек.
Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.
Цель: выявить взаимосвязи копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков.
Задачи исследования:
Объект исследования: копинг-стратегии и индивидуальные психологические характеристики девиантных подростков
Предмет исследования: взаимосвязи копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков.
Выборка:
В исследовании приняли участие 100 подростков, от 15-17л. (м, ж) по 50 в группах девиантных подростках и в группе норма.
Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
В ходе опроса участникам предлагается выразить согласие или несогласие с утверждениями опросника.
. Они характеризуются выделением ярких черт характера:
1. Демонстративный тип.
2. Педантичный тип.
3. Застревающий тип.
4. Возбудимый тип.
5. Гипертимический тип.
6. Дистимический тип.
7. Тревожно-боязливый тип.
8. Циклотимический тип.
9. Аффективно-экзальтированный тип.
10. Эмотивный тип.
Тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Опросник диагностирует следующие черты личности:
фактор А- замкнутость- общительность;
фактор В- интеллект;
фактор С- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость;
фактор Е - подчиненность –доминантность;
фактор F- сдержанность- экспрессивность;
фактор G- подверженность чувствам- высокая нормативность поведения;
фактор Н- робость- смелость;
фактор I- жесткость- чувствительность;
фактор L- доверчивость – подозрительность;
фактор М- практичность- развитое воображение;
фактор N- прямолинейность – дипломатичность;
фактор О – уверенность в себе – тревожность;
фактор Q1 – консерватизм – радикализм;
фактор Q2 -конформизм – нонконформизм;
фактор Q3– низкий самоконтроль- высокий самоконтроль;
фактор Q4 -расслабленность- напряженность;
фактор MD – адекватность самооценки –чем выше оценка, тем в большей степени человеку свойственно завышать свой возможности и переоценивать себя.
Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 баллов и средним — 5.5 балла. Низким значениям соответствуют 1 — 3 стены, средним значениям соответствуют 4 — 7 стены, высоким значениям соответствуют 8 — 10 стены. Полученные результаты тестирования представлены в виде профиля личности.
На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделяются следующие блоки факторов:
Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.
Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.
Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.
Шкала «мотивационного искажения» (MD) введена для выявления случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD выше 9 баллов, возможно испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу) или испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как он выглядят в глазах окружающих. В этих случаях следует провести эмпирическую коррекцию результатов, чтобы исключить сознательные или неосознанные попытки обследуемых исказить оценки по личностным шкалам в позитивном направлении.
Методика Э. Хайма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.
К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 вариантов. Это:
Представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:
К поведенческим копинг- стратегиям относятся 8 вариантов. Это:
Виды копинг-поведения были распределены Е. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.
Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: «активное избегание», «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.