Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из них могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них — еще один шаг к постижению этого явления [Безруких М.В.].
Чтобы более глубоко изучить леворукость, на мой взгляд, надо обратиться к понятию левосторонняя асимметрия.
Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем не только один вид левосторонней асимметрии — леворукость

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3


ГЛАВА 1 Понятие левшества, леворукости и латерального профиля............................................................................................................9


1.1 Разграничения понятий левшества и леворукости………………….9


1.2 Основные позиции, связанные с описанием характеристик левшей….. ………………………………………………………………………………...11


1.3 Понятие и сущность ПЛО……………………………………………...12


ГЛАВА 2. Психофизиологические особенности леворуких детей …..19


2.1 Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий …...19


2.2 Психофизиологические причины школьной неуспеваемости…........ 25


2.3 Роль правого полушария в организации творческого мышления…………………………………………………………………..28


ГЛАВА 3 Эмпирическое исследования детей дошкольного возраста(5-7 лет)…………………………………………………………….


Заключение………………………………………………………..


Список использованных источников…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.05 Кб (Скачать файл)

 

До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, то что считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития [8, с.1].

Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, более раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левшество становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий [8, с.2].

У ребенка с нарушениями  деятельности одного из полушарий головного  мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать причину этих отклонений [8, с.2].

Третий вид – это  «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки может быть и  результатом подражания родным [8, с.2].

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответственных структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование

обеих рук [8, с.2].

1.2  Основные  позиции, связанные с описанием  характеристик левшей

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами. Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофрении наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности,  определенную "хрупкость" психической деятельности [8, с.3].

Второй подход утверждает равенство способностей правшей  и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и  большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, создается в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, которых будут

римские императоры Тиберий  и Юлий Цезарь, полководцы Александр  Македонский, Наполеон, ученые Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис  Кэррол, актер Чарли Чаплин,  президент США У. Клинтон и многие др. [8, с.3].

Я думаю, что все три  взгляда на способности левшей имеют  право на существование, тем более  что они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а, следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в полушариях, у левшей, по сравнению с

 

правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, со стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующие взаимодействия обоих полушарий [8, с.3].

1.3 Понятие и сущность ПЛО

Для более точного определения  индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность асимметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральной организации функций" (ПЛО) [4,с.21].

Индивидуальный  латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию [6, c 153].

Функциональная  асимметрия мозга — это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики [6, с.153].

Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом, состоящим из моторных и сенсорных аксонов, называемых мозолистым телом, которое осуществляет быстрый доступ информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению [6, с.153].

Впервые асимметрия в функциях полушарий была обнаружена в 1836 году Марком Даксом. Это был сельский врач, который установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. Позже Поль Брока обнаружил, что центр речи локализован в левой лобной доле [5, с.19].

Вслед за работами Дж. Джексона, К. Липма-на, К. Вернике в XX веке были открыты новые явления в области функциональной межполушарной асимметрии. Позже Роджер Сперри (Нобелевский лауреат 1981 года) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций. Он оперировал больных, страдавших тяжелыми приступами эпилепсии. В основе эпилептических судорог лежит принцип порочного круга: патологическая (эпилептическая) активность, возникнув в одном полушарии (как правило, в правом), распространяется на другое полушарие по нервным волокнам, которые их соединяют. Затем эпилептическая судорога по тем же нервным волокнам переходит в исходное полушарие, усиливая судорогу в первичном очаге. Так полушария индуцируют друг друга до тех пор, пока эпилептический приступ не истощит электрическую активность мозга. Причем каждый предыдущий приступ облегчает прохождение последующего. Эпилептические судороги не поддаются лекарственному лечению и быстро приводят к инвалидности [6,с.154].

Перерезая пучки нервных волокон, соединяющих  полушария, Р. Сперри добивался сокращения частоты припадков у своих пациентов. Последующие эксперименты показали, что каждое полушарие мозга специализируется на выполнении определенных функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая — левым. Например, информация, воспринимаемая левым ухом, поступает в правую височную долю. Правая рука контролируется моторной зоной левого полушария [6,с.154].

Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела контролируются левым полушарием, сенсорно-моторные функции левой стороны тела подчиняются  правому полушарию. Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал [6,с.154].

Созревание правого полушария  осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад  левого полушария. Известно, что до 7—9 лет ребенок является существом правополушарным. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, малая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет непосредственный, образный характер. Клиническая практика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях развития. Это проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария — путем переноса центров речи из левого полушария в правое [6,с.155].

Упрощая схему индивидуального  профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный [6,с.155].

Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление [6,с.155].

Левополушарные  формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный  и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения  между людьми. При его формировании из всех реальных и потенциальных  связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько  определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы

знаки и даже образы [6,с.155].

Основная функция левого полушария  — сознательная произвольная регуляция  и дискретное преобразование информации. Установлено, что левое полушарие  отвечает за рекурсивное вычисление локальных обобщенных признаков  объекта и дискретные операции. Оно  выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за понятийное, конвергентное (нацеленное на одно, единственно правильное решение) мышление, прогнозирование будущих  событий, выдвижение гипотез. Это «формальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий и когнитивного обучения. В левом  полушарии представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные  элементы. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет сукцессивные (последовательные) функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей [6,с.155].

Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко  они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически  правильна. Для них характерны заостренное  чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми [6,с.155].

При поражении левого полушария  у больных наступает дислексия. Однако это проявляется в том случае, если при чтении сканирование строки происходит слева направо. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше чем в странах Запада [6,с.155].

Дело в том, что в японском языке используется два вида письма: кана, где символы соответствуют сочетаниям звуков, и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или понятия. Восприятие символов кана предположительно происходит левым полушарием, а иероглифов кандзи — правым. Поэтому японцы, перенесшие инсульт, при локализации очага в левом полушарии теряли способность читать слова, написанные на кана, но продолжали читать иероглифические тексты [6,с.155].

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую, симультантную (одновременную) деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности [6,с.156].

Правое полушарие регулирует подсознательные  процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольный контроль поведения. Оно  производит непрерывные топологические, пространственные преобразования информации, оценку симметрии, структурированности, сложности объекта. Оно имеет  дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Таким образом, правое полушарие обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Оно является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной эмоциональной памяти, обеспечивает интуитивное, чувственное, образное мышление, осуществляя проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и сейчас». Правое полушарие — орган человеческого бессознательного, орган подражания. Оно все воспринимает всерьез, это — полушарие обиды и депрессии [6,с.156].

Функция правополушарных компонентов  мышления — одномоментное схватывание  большого числа противоречивых с  точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется  в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива  и не может быть сведена к однозначному контексту, т.е. в творческом процессе. Если организация однозначного контекста  необходима для взаимопонимания  между людьми, анализа и закрепления  знаний, то организация многозначного  контекста столь же необходима для  проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Без этого было бы невозможно любое  творчество. Ведущими модальностями  правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая [6,с.157].

Речь правополушарных людей  эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенной, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать). Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов [6,с.157].

Неосознаваемая человеком информация (бессознательные процессы правого  полушария) может побудить его к  поступкам, истинный смысл которых самому человеку недоступен [6,с.157].

Когда человек попадает в условия, требующие  экстренного принятия решения и  немедленных действий с учетом всей сложной и многоплановой ситуации, он часто действует до реального  осмысления и анализа своих поступков. Более того, после окончания своих  действий он часто не в состоянии  их перечислить и изложить последовательно. Поведение такого человека как бы неосознанно, но учитывает все ключевые аспекты ситуации. Дело в том, что  правое полушарие схватывает всю  информацию чуть быстрее, чем левое. Оно быстрее и успешнее опознает сложную и неоднозначную информацию [6,с.157].

Информация о работе Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга