Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из них могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них — еще один шаг к постижению этого явления [Безруких М.В.].
Чтобы более глубоко изучить леворукость, на мой взгляд, надо обратиться к понятию левосторонняя асимметрия.
Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем не только один вид левосторонней асимметрии — леворукость

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3


ГЛАВА 1 Понятие левшества, леворукости и латерального профиля............................................................................................................9


1.1 Разграничения понятий левшества и леворукости………………….9


1.2 Основные позиции, связанные с описанием характеристик левшей….. ………………………………………………………………………………...11


1.3 Понятие и сущность ПЛО……………………………………………...12


ГЛАВА 2. Психофизиологические особенности леворуких детей …..19


2.1 Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий …...19


2.2 Психофизиологические причины школьной неуспеваемости…........ 25


2.3 Роль правого полушария в организации творческого мышления…………………………………………………………………..28


ГЛАВА 3 Эмпирическое исследования детей дошкольного возраста(5-7 лет)…………………………………………………………….


Заключение………………………………………………………..


Список использованных источников…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.05 Кб (Скачать файл)

Недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже  сам факт того, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии [6,ст.26].

Случается, что под воздействием ритма сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развиваются и миелинизируются нервные сети вестибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в этот период влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосании соски. От этого они еще больше раздражаются. Употребление матерью алкоголя влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. Потом это может проявиться в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность ребенка, патологическая любовь к сладкому, гиперактивность, депрессии, аутизм [6,ст.27].

Отставание  в познавательной сфере неизбежно  влечет за собой изменения в сфере  интересов и потребностей, поскольку  психическая жизнь, как и все  в природе, стремится к заполнению пустоты. В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга (A.B. Семенович). Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов [6, с.27].

Мозговые  дисфункции возникают также в  результате локальных повреждений  головного мозга при патологии  беременности и родов. Их развитие возможно при поражениях различных мозговых зон, так как высшие психические функции обеспечиваются одновременной совместной работой многих областей головного мозга. А.Р. Лурия отмечал, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко стоящих друг от друга участках мозга» [5, с.39].

В случае ранних очаговых поражений мозга  специфические функции, благодаря  высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться. Такие перестройки  происходят за счет деятельности других мозговых зон. Особенно ранима по отношению  к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания, опирающаяся на значительное число структур мозга. Другим значимым последствием раннего поражения мозга является нарушение миелинизации. Одной из причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности является дисфункция префронтальных отделов мозга за счет замедления миелинизации. Известно, что миелинизация префронтальной области, осуществляющей функции организации. [6,ст.28].

Генетические  механизмы контролируют в первую очередь ранние этапы развития центральной  нервной системы, представляющие собой  сложную программу формирования, миграции и дифференцировки нейронов.

От того, как скоро и пластично  в системах мозга осуществляются адаптивные перестройки, обеспечивающие реализацию новых физиологических функций, зависит степень полноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это относится и к пренатальному онтогенезу, в котором закладка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация, но и как форма адаптации к тем специфическим условиям, которые создаются материнским организмом [6, ст. 28].

2.3 Роль правого полушария в организации творческого мышления

С правым полушарием связаны непосредственно чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Это обстоятельство позволяет объяснить многообразие проявлений правополушарной активности. Так, высокая координация движений, свойственная спортсменам, может быть единственным проявлением их правополушарности и не обязательно сочетаться с высоким творческим потенциалом в других видах деятельности. Точно так же одаренный поэт далеко не всегда способен достигнуть высот в спорте или проявить чудеса ориентации на местности. Творчество может проявляться в разных сферах, и — не только в науке или в искусстве. Например, при решении бытовых проблем и производственных задач, в сфере человеческих отношений. Многие жизненные противоречия могут восприниматься человеком как непреодолимые только потому, что у него доминирует левое полушарие в мыслительном процессе, обеспечивая однозначное, линейное восприятие мира. При таком восприятии какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. И вот вам печальный результат: конфликт между различными потребностями кажется неразрешимым. Для образного мышления таких альтернатив не существует -  два взаимоисключающих отношения становятся как бы взаимодополняющими, как, например, свойства электрона быть одновременно и  ионом и частицей. Образное мышление позволяет снять противоречия благодаря «широте взглядов» [7, с.8].

Такая широта дает возможность  сохранить поисковую активность там, где, с точки зрения обычной  логики, ситуация зашла в тупик. Творческий процесс — создание многозначного  контекста — требует от творческого  человека меньших психофизиологических затрат, чем создание однозначного контекста. Может быть, именно поэтому  у людей такого склада творческая работа часто не сопровождается чувством утомления, в отличие от работы рутинной. Зато длительные перерывы в творческой деятельности, особенно вынужденные, переносятся ими тяжело. Любая самая монотонная и скучная работа для лиц с низкой творческой потенцией оказывается предпочтительнее, чем творческая. Им нужны, по-видимому, большие дополнительные усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе обучения установки на жесткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями [7, с.9].

Чтобы сформировать установки  на логическое восприятие мира, требуется  высокая активность мозговых систем, поскольку в детстве исходные преимущества на стороне образного  мышления. Однако вся современная  система образования нацелена на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Парадокс: чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико знаков его мышления, тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать [7, с.9].

Родителям, воспитателям, учителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место  под солнцем: лево-, право- и равнополушарным. Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы. Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Левополушарным художникам присущи строгость формы, трафичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже.

К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт [7, с.10].

К равнополушарным относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Мозг, разумеется, функционирует  как единое целое, объединяя оба  способа организации контекста  как взаимодополняющие компоненты мышления [7, с.11].

Заключение

 По результатам теоретического исследования литературных источников по проблеме влияние  переучивания леворуких детей на обучении в общеобразовательной школе была обнаружена актуальность данной проблемы в наше время.

Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но, главное с работой мозга. Два полушария мозга работают слажено и гармонично, при этом у каждого из них своя роль. Нарушая гармонию, родители не понимают,  какими будут последствия. Леворукие дети нуждается в нашей помощи т.к. им тяжело приспособится в «правостороннем» мире. А мы только, усугубляем их положения изменяя то, что было заложено природой.

У переученных левшей наиболее часто в 7-8 лет встречаются следующие  проявления невротической симптоматики: нарушения сна, нарушение аппетита, страхи, боли в животе, ухудшения  зрения, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, тики, длительное беспокойство, неусидчивость, усиление аллергических реакций, заикание, укачивания в транспорте, вялость, заторможенность, головные боли, дневной и ночной энурез  Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда проблемы пройдут сами по себе.

 

 Эмпирическое исследования детей дошкольного возраста(5-7 лет)

В данном  исследовании принимали  участие   воспитанники учреждения, обеспечивающие получения дошкольного  образования, №20 г. Минска Заводского района. Количество детей составляет 10 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей от 5,5 до 6 лет.

Для решения задач нам нужно было разработать батарею методик.

Методики, которыми мы пользовали для своего исследования:

  1. Определения ПЛО
  2. Мандала Юнга. «Горизонтальная восьмерка» [5, с.114]
  3. Исследования соматических заболеваний. «Гомукулюс»[5, с.43]
  4. Методика  оценки уровня развития зрительного восприятия детей. [2]

Таблица 1. Определения ПЛО у детей 5,5-6-летнего возраста.

№ п.п.

Проба

Количество детей с  латеральным признаком

Левые

Правые

Лево-правые

Нарисуй, что хочешь.

 

18

 

Проба «Ешь».

3

15

 

Найди спичку в одной из коробочек

2

16

 

Брось и поймай мяч

5

13

 

Вырезание ножницами.

 

18

 

Нанизывание бисера.

 

13

5

Выполнение вращательных движений (кручение).

 

18

 

Развязывание узелков.

5

15

 

Построй из кубиков.

 

11

7

Ведущий глаз

8

10

 

Ведущее ухо

9

9

 

Выбор направления

 

18

 

Аплодирование

   

18

Перекрест пальцев обеих  рук

5

13

 

Перекрест рук на груди

7

11

 



 

На основании этих проб мы выделили следующие профили: рука – глаз – ухо: ППП, ППЛ, ПЛП, ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ППА, ПАП, ПАА, АПП, ААП, ААЛ, АЛЛ, АЛА, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА.

Описание наших данных согласуются с данными Б.Г.Ананьева и др. Так как проба «ешь, нарисуй что хочешь, найди спичку в одной из коробочек, брось и поймай мяч, вырезание ножницами, нанизывание бисера, выполнения вращательных движений, выбор направления, постройка кубиков, развязывания узелков» выявило большинство праворуких детей.

Проба «аплдирование» показывает, что дети одинакова, пользуются обеими руками. Так как детей в детском саду учат хлопать, не скрещивая ладони.

Проба ведущие ухо и  ведущий глаз показывает, что левых и правых составляет равное количество. 

Таблица 2. Определения латерального профиля 5,5-6 лет

 

Латеральный профиль

ППП

ПЛЛ

ПЛП

ППЛ

ЛЛЛ

ЛПП

ЛЛП

Количество детей

30%(6)

15%(3)

15%(2)

15%(3)

5%(1)

15%(2)

5%(1)


На основе проб латерального профиля мы выявили, что из 18 детей  большое количество составляет правшей (ППП). Наименьшее количество составляют дети с ЛЛЛ и ЛЛП латеральным профилем.

Так же количество праворуких детей с ведущим левым глазом и ведущим левам ухом больше чем  леворуких детей с ведущим правым глазом и правым ухом.

2.Мандала Юнга «Горизонтальная восьмёрка».

Таблица 3. Определения ведущего полушария.

 

Ведущее полушарие

Л

П

Кол-во детей

12

6


На основе пробы «Горизонтальная  восьмерка» мы выявили, что преобладающее  число детей с ведущим левым  полушарием. Это подтверждает данные пробы латерального профиля, где указываются преобладания правой руки. Так как известно, что левое полушарие отвечает за правую руку.

Таблица 4. Определения типа восприятия.

 

Типы восприятия

Кинестетический

Тип

Визуальный

тип

Аудиальный

Тип

Гармоничный

тип

Количество детей

4

3

5

6

Информация о работе Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга