Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из них могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них — еще один шаг к постижению этого явления [Безруких М.В.].
Чтобы более глубоко изучить леворукость, на мой взгляд, надо обратиться к понятию левосторонняя асимметрия.
Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем не только один вид левосторонней асимметрии — леворукость

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3


ГЛАВА 1 Понятие левшества, леворукости и латерального профиля............................................................................................................9


1.1 Разграничения понятий левшества и леворукости………………….9


1.2 Основные позиции, связанные с описанием характеристик левшей….. ………………………………………………………………………………...11


1.3 Понятие и сущность ПЛО……………………………………………...12


ГЛАВА 2. Психофизиологические особенности леворуких детей …..19


2.1 Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий …...19


2.2 Психофизиологические причины школьной неуспеваемости…........ 25


2.3 Роль правого полушария в организации творческого мышления…………………………………………………………………..28


ГЛАВА 3 Эмпирическое исследования детей дошкольного возраста(5-7 лет)…………………………………………………………….


Заключение………………………………………………………..


Список использованных источников…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.05 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

 имени Максима Танка»

 

 Факультет психологии

 

Кафедра педагогической психологии

 

 

Курсовая работа

Психологические особенности обучения детей с  функциональной асимметрией мозга 

 

 

Студента 20 группы

дневного отделения

Боровика Александра

 

Научный руководитель

Овсяник Наталья Васильевна

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………3

 
 

ГЛАВА 1 Понятие  левшества, леворукости и латерального профиля............................................................................................................9

 
 

1.1 Разграничения понятий левшества  и леворукости………………….9

 
 

1.2  Основные позиции,  связанные с описанием характеристик левшей….. ………………………………………………………………………………...11

 
 

1.3  Понятие и сущность ПЛО……………………………………………...12

 
 

ГЛАВА 2. Психофизиологические особенности леворуких детей …..19

 
 

2.1 Возрастная динамика  функциональной асимметрии полушарий …...19

 
 

2.2 Психофизиологические  причины школьной неуспеваемости…........ 25

 
 

2.3 Роль правого полушария в организации творческого мышления…………………………………………………………………..28

 
 

ГЛАВА 3 Эмпирическое исследования детей дошкольного возраста(5-7 лет)…………………………………………………………….

 
 

Заключение………………………………………………………..

 
 

Список использованных источников…………………………….

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Завитки раковины за редкими исключениями

завернуты справа налево. И если попадется

раковина-левша, знатоки ценят её на вес золота»

Жюль Верн

Попытки объяснить леворукость  имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают  легенды. Некоторые из них могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них — еще один шаг к постижению этого явления [Безруких М.В.].

Чтобы более глубоко изучить  леворукость, на мой взгляд, надо обратиться к понятию левосторонняя асимметрия.  

Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем не только один вид левосторонней асимметрии — леворукость (вариант асимметрии, при котором ведущая рука — левая), но и правостороннею асимметрию - праворукость. Вместе с тем у человека могут быть ведущими (работающими более активно и эффективно) левый глаз, левое ухо, левая нога, т. е. левша. Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, чрезвычайно редки. Чаще, это сочетание, левосторонней и правосторонней асимметрии [1, с.9].

Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что  предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние  «художники» работали правой рукой [1, c.9].

Однако уже в древности  люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми воинами. [ Безруких М.В.]

Теории и гипотезы происхождения  леворукости можно разделить  на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения (Джексон Лондон 1905 г.). Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости (З.Фрейд леворукость как проявления негативизма).

Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость — следствие  асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести  тела вправо, и поэтому необходим  упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы  ее становятся более развитыми, движения точными [1,c.10].

Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время  сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие — правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе «виновницей» леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако, это не так [1,c.11].

Многие исследователи  выделяли в качестве причины леворукости  условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение  леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью [Безруких М.В.].

Говоря о проблемах  связанных с леворукостью то можно отметить  комплекс нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. А причина — нарушения в развитии мозга [Безруких М.В.].

Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга  чрезвычайно высоки. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства [1, с. 12].

Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия  для его развития, не ждать, когда  речевые нарушения пройдут сами по себе.

Интересный факт: процент леворуких детей среди близнецов очень высок (около 20%). По мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у 25% однояйцевых близнецов. Суть его в том, что один близнец — зеркальное отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Один из близнецов может быть левшой, а другой — правшой [1, с.12].

Феномен зеркального отображения  позволил предположить существование  еще одного варианта возникновения  леворукости. В тех случаях, когда  выживает один член однояйцевой близнецовой  пары, которая разделилась в критический  для возникновения зеркального  отражения период, должен родиться леворукий ребенок [Безруких М.В.].

На сегодняшний день главными стратегическими установками в  модернизации образования является, то, как сохранить  и укрепить психолого-педагогическое обучение леворуких детей в общеобразовательной школе.

Самое главное следует  понимать и помнить, что переучивание может не только создать трудности  в сегодняшней жизни подрастающей жизни человека, но и стать проблемой на долгие годы.

Случается так, что взрослые – мамы и папы, близкие, воспитатели  и учителя – не знают и не понимают особенности леворукого ребёнка. Не умеют вовремя помочь и потом раздражаются от собственного бессилия.

Может быть, проблема не в  детях, а в родителях или специалистах?

Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но, главное с работой мозга. Два полушария мозга работают слажено и гармонично, при этом у каждого из них своя роль. Правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела [3, с.19].

Над правой половиной тела властвует левое полушарие. Это полушарие заведует рационально логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, основанным не на образах, а на словах. Ведущая левая рука, как правило, является показателем большой активности правого полушария. Поэтому, заставляя работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребёнка, а не изменить дурную привычку [Гусов А.Д.].

Главное взрослым осознать то, что дети – правши и дети левши – очень разные и у каждого свой путь развития. Но ребенок  - левша особенным образом не похож на других детей, и в этом непохожести – великая тайна его уникальных способностей и необыкновенных возможностей [Гусов А.Д.].

Обычно большинство родителей  обнаруживают, что с их ребёнком что-то не так годам к двум, когда  приучают малыша пользоваться ложкой. Другие же, более внимательные, замечают, что их кроха уже в возрасте нескольких недель или даже дней предпочитает тянуться и хватать предметы именно левой рукой. Когда ребёнку уже  исполнилось 4-5 лет, его родителям  стоит отчётливо понять, кто же их малыш: правша, левша или амбидекстр [3, с.19].

 

Директор института мозга  человека РАН Святослав Всеволодович Медведев считает, что детский мозг лет до четырёх невероятно пластичен, и его можно научить чему угодно. Поэтому многие дети, рождаются амбидекстрами, у которых полушария мозга не подавляют работу друг друга. Эти дети становятся правшами только потому, что данное предпочтение им постоянно навязывают родители.

По данным  российского  ученого проф.  А.П.Чуприков у леворуких детей младшего школьного возраста неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Главная причина, вызывающая неврозы- насильственное переучивание, являющееся очень сильным стрессовым фактором. У переученных левшей наиболее часто в 7-8 лет встречаются следующие проявления невротической симптоматики: нарушения сна, нарушение аппетита, страхи, боли в животе, ухудшения зрения, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, тики, длительное беспокойство, неусидчивость, усиление аллергических реакций, заикание, укачивания в транспорте, вялость, заторможенность, головные боли, дневной и ночной энурез [3,c.20].

Подводя итоги можно сказать, что изучения влияние переучивания леворуких детей на успешность обучения в общеобразовательной школе на сегодняшний день является актуальной. Многие родители не понимают, что леворуким детям приходится с большим трудом приспосабливаться к «правостороннему» миру. И переучив леворукого ребенка, непросвещенные родители не догадываются, к каким последствиям приведет их прихоть. Самое главное следует понимать и помнить, что переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающей жизни человека, но и стать проблемой на долгие годы.

Целью данного  исследования является изучения влияние переучивания леворуких детей на успешность обучения в общеобразовательной школе.

 

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
  2. Проанализировать и систематизировать подходы к изучению переучивания леворуких детей
  3. Изучить познавательные процессы переученных леворуких детей

Предмет исследования: влияние переучивания леворуких детей на успешность обучения в общеобразовательной школе

Методы исследования:

  • Аналитический (анализ литературы по проблеме исследования; диагностика индивидуальных особенностей).
  • Диагностический
  • Количественный и качественный анализ данных

 

ГЛАВА 1.Понятие левшества, леворукости, латерального профиля

1.1 Разграничения  понятий левшества и леворукости

  Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться в многообразии этих проявлений, прежде всего, разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество комплексная характеристика, отражающая активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он левша. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребёнком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п. [8, с.1].

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит  такой сложнейший вид деятельности как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о  леворукости, нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т.к. они также могут влиять на успешность обучения. Теперь перейдем к вопросу о причинах леворукости. Они могут быть разными. Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество.

Информация о работе Психологические особенности обучения детей с функциональной асимметрией мозга