Коррекция детских страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка. Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: - определить значение понятия «личность» - конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка - определить цели семейного воспитания; - проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.

Содержание работы

Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Гораздо серьезнее  являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень  важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов  ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, –  это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а  лишь формируют негативное отношение  ребенка к школе. Искать положительное  в деятельности ученика, указывать  даже на незначительные успехи, хвалить  за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 –  резко заниженная самооценка

Ребенок, который  выбирает самую нижнюю ступеньку, находится  в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие  своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической  помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное  применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

 

2.Методика «Цветовая социометрия»(М. Ионова )

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка  с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит  из 13 цветовых и 12 белых квадратов  в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный  квадраты;

2-й: белый,  зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий,  белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно  подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция  дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие  требования:

•  Не все  квадраты могут быть заполнены.

•  Выбор  цвета может быть расширен. Например, одним и тем же

 цветом могут  быть обозначены несколько человек.

•  Если ребенок  захочет выбрать большее количество людей (чем

 четверых), то  это фиксируется в протоколе,  а дополнительные

 фишки размещаются  на белых квадратах.

Во время  работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение  ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок  испытывает антипатию, конфликтные  отношения.

 

3.Методика «Рисунок семьи» (Е. Ю. Бруннер)

По результатам  методики «Рисунок семьи», можно сделать  следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

Два ребенка  выражают большую потребность в  общении – в свои рисунки они  добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.

Вывод: проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

- занижение  самооценки;

- неуверенность  в себе;

- замкнутость;

- склонность  к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость  как следствие проблемного осуществления  учебной деятельности;

- склонность  к асоциальному поведению.

 

 

 

 

 

Заключение

Теоретическое исследование приводит к мысли о том, что специфика семейного воспитания основана на чувстве. Изначально семья, как правило, рождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Однако  эта  изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать  как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна  мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия.

Таким образом, анализируя роль семьи в развитии личности, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

 Итак  , роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

 Заключаем,  что задачи семьи:

 создать  максимальные условия для роста  и развития индивида;

 обеспечить  социально-экономическую и психологическую  защиту человека;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей  полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и  помощь близким;

воспитать чувство  собственного достоинства, ценности собственного «я».

Я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму и т. п.

Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе.

Гипотеза о  том, что семья как социально-психологическая категория непосредственно влияющая на процесс развития личности ребенка, полностью подтвердилась в данной работе.

В данной работе определены основные понятия, необходимые  для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.

Список литературы

    1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М., 1995. – 24 с.
    2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, - М., 2001. – 352 с.
    3. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник. М., 2002г., стр. 54-65.
    4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
    5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005г.
    6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
    7. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. – М., 1996. – 185 с.
    8. Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб., 2002. – 464 с.
    9. Педагогика: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый: В 3-х кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007г. – Кн. 3.
    10. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред.Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008г.,стр. 341
    11. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007г.
    12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999г.
    13. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. – М., 1996. – 374 с.
    14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – 1996. – 240 с.
    15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
    16. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. Пособие для студентов/ под ред. Д. И. Фельдштейна: изд. 2-е, М.,1996г.- 304с
    17. Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор- составитель Карпенко Л. А., М., 2005г.
    18. Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. Социология. Изд. 2-е; М., 2003г. 512с.
    19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. – 256 с.
    20. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
    21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с. –
    22. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004г.
    23. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – Владос - Пресс 2010.
    24. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
    25. Раннее интеллектуальное  развитие ребенка от 1,5 лет по методу Л. Я. Береславского.
    26. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007г.
    27. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006г.
    28. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
    29. Зубова Л.В. О природе агрессивности личности // Вестник. М., 2004г., стр. 27-32.
    30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
    31. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., -  М., 1999. – 400 с.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение №1

Методика «Цветовая социометрия»

Протокол

Фамилия, имя  ребенка………………………

Возраст……………………………………

 

Отношения

Выбор цвета

Имя (кто обозначен)

Высказывания  ребенка

Результат

К себе

       

Явно предпочтительные:

1 2 3 4 

       

Предпочтительные: 1 2 3 4 

       

Антипатии

1 2 3 4

       

 

 

Приложение № 2

Таблицы для  методики «Цветовая социометрия»

Синий цвет

1

2

3

4

Жалеет себя,

часто обижается

на мелочи.

Мечтатель,

склонен к

фантазированию.

Миролюбивый,

печальный. 

Нежелание

конфликта с  этим

человеком.

Совместные  игры,

интересы. 

Привлекательны

интересы данного

лица. Дистанция  в межличностных

отношениях. 

Почтительно-

негативное

отношение.

Внутреннее

состояние

беспокойства.


 

Желтый цвет

1

2

3

4

Свободный от

комплексов,

оптимистичный,

кокетливый.

Предпочитает

перемены ради

перемен. Свои

фантазии

стремится

воплотить в  жизнь. 

Значимый человек,

авторитет, на

которого хочется

быть похожим.

Стремление  быть

ближе к человеку.

Ощущение

приятного

возбуждения от

общения с ним. 

Признание таланта

и особенных,

положительных

черт характера. 

Зависть по

отношению к

заслугам данного

человека, и (или)

легко попадает под

его влияние,

увлекают его

интересные  идеи.

 

 


 

Зеленый цвет

 

1

2

3

4

Желание

самоутвердиться,

понравиться

окружающим.

Стремление  к

реальному

удовлетворению

потребностей.

Склонность  к

депрессии.

Ощущение

спокойствия,

расслабленности,

удовлетворенности от общения

с этим человеком.

Мечтательный

человек,

переоценивающий

значимость

отношения к  себе

со стороны

окружающих.

Наличие страха,

который служит

причиной частого

уединения в

коллективе;

неоправданные

ожидания.

Энергичный.

Информация о работе Коррекция детских страхов