Коррекция детских страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка. Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: - определить значение понятия «личность» - конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка - определить цели семейного воспитания; - проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.

Содержание работы

Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Психоаналитики также  описали важность чувств любви и  ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.

Дети в возрасте 3 – 5 лет  начинают испытывать сексуальную привязанность  к взрослым людям, и прежде всего  к родителям, причем ребенок стремится  к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс – у мальчиков и комплекс Электры – у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца, как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествления себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу (Педагогическая психология. Пол ред. Н.В.Клюевой, стр.267).

Любой человек  для нормального развития нуждается  и в отцовской, и в материнской  любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.

 

§7.Семейное  воспитание и его  цели

Семейное  воспитание – общее название для  процессов  воздействия на детей  со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в  той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Воспитание  детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного  воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит  в том, что она закладывает основу для руководства к действиям и поведению в будущем, а также в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующееся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.

Другой  особенностью семенного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, мнения, убеждения. Соответственно, существуют своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых.

Семейное  воспитание имеет также широкий  временной  диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в  любое время суток, в любое время года. [11, с. 327]

Таким образом, семейное воспитание – более или  менее осознаваемые усилия по взращиванию  ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи  соответствовали имеющимся у  старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. (И.П. Клемантович)

Семейное  воспитание – это сложная и  многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

А так же содержание, характер и результаты семейного  воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные  ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой (и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна  из важнейших  характеристик –  отношение старших  к младшим  и к их воспитанию как к своим  безусловным жизненным  ценностям, от чего зависит мера их участия  в воспитании. Имеющиеся в семье  личностные ресурсы могут дополняться  в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Личностные  ресурсы, в частности уровень  образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

    Цели  воспитания в семье могут быть  весьма различными по спектру,  содержанию и по характеру.

Цели семейного  воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По  содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными  духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).  [5, с.51-52]

Задачи  семейного  воспитания состоят в  том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее  общими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений в семье;

- оптимальность взаимоотношений в семье;

- последовательность старших в своих требованиях;

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [10, с.217]

Составными  компонентами содержания семейного  воспитания являются следующие направления  – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они  дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образование подрастающих поколений.

Центральное место  в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких  качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

§8.Стили семейного воспитания

Семейное  воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений  родителей с детьми, которые всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений  в семье имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для  старших система приемов и  характер взаимодействия с младшими. В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением  старших максимально подчинить  своему влиянию младших, пресекать  их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей  это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. [6, с.52]

При таком стиле  воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Либеральный стиль  предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Попустительский тип отношений А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать  ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого умеющего «подыгрывать» людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.[9, с.370]

Демократический стиль характеризуется стремлением  старших установить теплые отношения  с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  не так  уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые  ближе к одному или другому  полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

§9. Классификация  типов семейного воспитания

Гармоничный тип  семейного воспитания отличается:

- взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

- высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

- признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

- отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

- признанием самоценности личности и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

- обоснованными возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, радушной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

- систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

- разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

- устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерно изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные  типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени  свойственны:

- недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

- низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;

- высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;

- ограничения в различных сферах жизни детей;

- завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

- неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

- повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

- недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

А.Е.Личко было подчеркнуто значение следующих  типов неправильного воспитания.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям  и увлечениям ребенка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному  типам.

Доминирующая  гиперпротекция – чрезмерная опека  и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая  гиперпротекция – недостаток надзора  и некритическое отношение к  нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Информация о работе Коррекция детских страхов