Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:00, реферат
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка. Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: - определить значение понятия «личность» - конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка - определить цели семейного воспитания; - проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.
Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.
Дети в возрасте 3 – 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс – у мальчиков и комплекс Электры – у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца, как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествления себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу (Педагогическая психология. Пол ред. Н.В.Клюевой, стр.267).
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.
§7.Семейное воспитание и его цели
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит в том, что она закладывает основу для руководства к действиям и поведению в будущем, а также в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующееся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.
Другой особенностью семенного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, мнения, убеждения. Соответственно, существуют своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. [11, с. 327]
Таким образом, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. (И.П. Клемантович)
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
А так же содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой (и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.
Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.
Цели семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
По содержанию
цели могут быть сугубо инструментальными,
направленными на достижение конкретных
результатов, или дополняться определенными
духовно-ценностными
Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- последовательность старших в своих требованиях;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [10, с.217]
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образование подрастающих поколений.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
§8.Стили семейного воспитания
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, которые всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений в семье имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный (властный)
стиль характеризуется
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. [6, с.52]
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Попустительский тип отношений А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого умеющего «подыгрывать» людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.[9, с.370]
Демократический
стиль характеризуется
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).
§9. Классификация типов семейного воспитания
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
- взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
- высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
- признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
- отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
- признанием самоценности личности и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
- обоснованными возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, радушной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
- систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
- разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
- устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерно изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:
- недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
- низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
- высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
- ограничения в различных сферах жизни детей;
- завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
- неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
- повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;
- недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
А.Е.Личко было
подчеркнуто значение следующих
типов неправильного
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.
Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.