Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:00, реферат
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка. Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: - определить значение понятия «личность» - конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка - определить цели семейного воспитания; - проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.
Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Каждый человек
в современном социуме
Семья представляет систему социального функционирования человека. В идеале она должна обеспечивать экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; проявлять заботу о младших, престарелых и больных; создать условия для их социализации и адаптации, объединяя всех чувством любви, общности.
В действительности мы видим кризис семьи, который проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья должна воздействовать на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи, что не всегда проявляется в современном мире.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».
Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам и вообще к окружающим его людям у человека формируется собственное мировоззрение: формирует свои взгляды, свое отношение к окружающим. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания; никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы, а также нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей, у которых слова расходятся с делом. Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, отмечал важность семейного воспитания и осуждал родителей за недооценку периода детства для становления личности взрослого человека. Он считал, что ребенок очень восприимчив, и в нем легко укореняется как все хорошее, так и дурное.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное влияние семьи и минимизировать отрицательное на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Проблема влияния семьи на становление личности представляется актуальной в настоящей курсовой работе. В данной работе попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
- определить цели семейного воспитания;
- проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.
Теоретическую базу исследования составили основные положения: возрастной периодизации (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, А.А.Реан, Е.А. Сорокоумова); субъектно-деятельностного подхода, характеризующего развитие ребёнка на основе становления осознанности, своего «Я», (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.В. Корепанова).
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ источников по проблеме исследования, а также эмпирические методы (наблюдение)
Работа состоит из введения, двух глав, 12 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 31 наименование и приложений. Общий объем работы составил … страниц.
Глава 1.Человек, индивид, индивидуальность, личность
При рассмотрении роли влияния семьи на воспитание и развитие личности в настоящей курсовой работе, обратимся к уточнению понятия «личность». Начнем с того, что разведем, такие, казалось бы схожие, на первый взгляд, понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассмотрим разницу…
По определению Л.П. Крившенко , «Человек» – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного (Л.П. Крившенко).[10,с. 341]
Понятие «индивид» предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.
Человек как индивид представляет собой природный организм, предстает в своих природных, биологических особенностях, это телесное бытие человека, являющееся предпосылкой становления психического. Индивид, по А.Н. Леонтьеву, - это, прежде всего генотипическое образование.[16,с. 304]. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних ступенях развития жизни. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.
Тогда как понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью: для этого индивиду нужно стать личностью.
Однако индивидуальность нельзя определить лишь в качестве неповторимости единичного феномена – человеческого существования. В естествознании накопилось много фактов, доказывающих существование неповторимости каждого человека даже на молекулярном уровне. Неповторимость феноменов обнаружена в рисунке узоров кожного покрова, в тембре голоса, связанного с конституциональными особенностями человека, в треморе разных двигательных систем, включая двигательный аппарат глаза, неповторимость частот биоэлектрических ритмов головного мозга и возможность опознания человека по электроэнцефалограмме.
На вопрос, что такое личность, ученые отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личностью принято
считать человеческий индивид как
продукт общественного
По мнению В.А. Петровского, [17] личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно - потребностной сфер личности других людей.
В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).[18,с. 512]
Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. С.Л. Рубинштейн утверждал, что индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность. Используя слово «личность», подчеркивают ее деятельную представленность в глазах других людей. Говоря об индивидуальности, имеют в виду качества самостоятельной самости. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, - писал Б.Г. Ананьев, - то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность – это сверхличностное психическое образование, которое управляет поведением и мышлением человека в соответствии с высшими ценностями и снимает противоречие культуры и свободы человека». [6, с. 111]
Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», можно сделать вывод, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают.
Превращение индивида в личность, обладающую чертами социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате довольно длительного периода становления, который требует определенных условий (питания, ухода, заботы, поддержки, наставничества и т.д.), и определяются воздействующими на человека факторами.
§1.Развитие личности и факторы, влияющие на него
Неотъемлемыми свойствами человека являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не столько термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление», и др.
Развитие отдельного человека (онтогенез) во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве – социокультурный путь человечества.
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходить постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие.
Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. (Л.П. Крившенко)
В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. [12, с40]
Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод: биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями индивида.
Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом следует отметить, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.