Коррекция детских страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка. Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: - определить значение понятия «личность» - конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка - определить цели семейного воспитания; - проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания.

Содержание работы

Введение
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него
§2. Понятие семьи и семейных отношений
§3. Семья и ее функции
§4.Типология семьи
II Роль семьи в развитии личности
§5. Родительская любовь
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка
§7.Семейное воспитание и его цели
§8.Стили семейного воспитания
§9. Классификация типов семейного воспитания
§10.Типы семейных взаимоотношений и методы воспитания детей в семье
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
§12.Ошибки семейного воспитания
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

 

§3.Семья и ее функции

Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится  дать определение семьи  и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Семья – важнейший  из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

По И.П. Клемантович: Семья – это основанная на браке или  кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой (И.П. Клемантович).

В социологии дается следующее определение  понятию  «семья»: семья – малая  группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. (Ю.Г. Волков)

Семья – это  социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают. [10, с. 216]

Формы семьи  варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может  иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства, права и обязанности родственников.

Семья являет собой  персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой  определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

- Демографический. Структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

- Социально-культурный. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

- Социально-экономический. Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

- Технико-гигиенический. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». К ним  относятся:

- Генеративная или репродуктивная функция. Общественная часть данной функции состоит в биологическом воспроизводстве общества, а индивидуальная в удовлетворении потребности в детях.

- Функция первичной социализации детей или воспитательная функция. Данная функция обуславливается тем, что родившийся ребенок несет в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной социальной единице. Семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами. Именно в семье закладывается фундамент нравственного опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.

- Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.

- Гедонистическая функция или функция здоровых сексуальных отношений. Она связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные отношения со случайными партерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия.

- Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Одной из важнейших  функций семьи является восстановление базового доверия к миру. На каждом этапе жизни ребенка для установления эмоционального контакта семья должна выполнять определенные функции:

В младенческом возрасте – эмоциональные проявления матери, которая показывает малышу, что его любят, он желанный и необходимый. Эти проявления эмоций должны быть искренними, положительными и понятными. В результате, эмоции матери вовлекают ребенка в систему зависимости от нее, в положительные переживания. Именно в этот период у ребенка формируется позитивное отношение к миру. Отсутствие эмоционального сопереживания в период младенчества ведет к угасанию потребности в контакте.

В раннем возрасте – ребенок становиться активным, он растет и вместе с тем появляются запреты. Их цели различны, и в этот период задача взрослых не подавлять  активность, а направлять ее в нужное русло. Запрет должен исходить из интересов  развития малыша. Приоритеты должны быть понятны. В результате ребенок приобретает относительную самостоятельность. Но при подавлении ребенка немотивированными и неясными запретами – у малыша не вырабатывается навык автономного поведения, даже в плане самообслуживания.

В дошкольном возрасте –  активно идет формирование самооценки и образа «Я», который начинает управлять  поведением детей. Именно в этот момент появляются «неуправляемые дети» - у  них есть инициатива и активность. И чем более авторитарен взрослый, тем более неуправляем ребенок. В этот период времени у ребенка активно формируется такое качество как инициативность – умение ставить перед собой задачу и работать над ее решением.

Во  время  младшего школьного возраста – ребенок  включается в новую систему отношений. Появляются другие критические оценки личности. Если до этого личность оценивалась по эмоциям, то в это время появляются объективные оценки в соответствии с учебными традициями. В это время родители перестраивают свое поведение в отношении с ребенком. И здесь нужно исходить из двух основных постулатов: «Ты мой, что бы с тобой не случилось, и я люблю тебя»; «А каков ты в действительности? Что ты умеешь делать?». В это время основная задача родителей – научить ребенка учиться.

Во  время  подросткового возраста – нарушается целостность системы «Родитель – Ребенок». И взрослые должны так перестроить общение со своим ребенком, чтобы из позиции руководства и контроля перейти на равенство позиций, иначе процесс управления развитием станет невозможен. В это время воспитывается естественность восприятия ребенком ценностей, которые приняты в семье. Ребенку дается право критики. Главная задача родителей – обеспечить подростку возможность обретения автономии в определении ценностей, в собственной идентичности.

Не  исполнение (игнорирование) семьей какой-либо из этих функций (а, как правило, неисполнение одной функции влечет за собой  не исполнение и других функций), в большинстве случаев приводит к отклонениям в поведении детей от общепринятой нормы.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том  или ином возрастном этапе играет семья.

Семья обладает некомпенсируемыми возможностями  формирования личности и социальной защиты ребенка. Ни один социальный институт, ни одна организация не могут заменить семью как воспитателя и защитника  ребенка, ибо она обладает наибольшей стабильностью, широкой и естественной сферой общения.

Подводя итог всему  вышесказанному, можно  сделать вывод  о том, что семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, который представляет собой персональную среду жизни и развития детей.

 

 

 

§4.Типология семьи

Для того чтобы  лучше понять воспитательный потенциал  семьи, необходимо знать  тип семьи. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства, родства и др. Семьи различают по следующим параметрам:

По  семейному  стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

- семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности.

- молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

- семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

- семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

- семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

- пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

По  количеству детей выделяют такие разновидности  семей:

- бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок.

- однодетная семья.

- малодетная семья (семья с двумя детьми).

- многодетная семья (семья, в которой трое и более детей).

По  составу  семьи:

- неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большей самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

- отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

- сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе, из-за вмешательств родителей, старшего поколения в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними.

- большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

По  типу главенства в семье, различают две основные разновидности:

- эгалитарная (равноправная) семья. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.

- авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

По  однородности социального состава:

- социально гомогенные (однородные). В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.

Информация о работе Коррекция детских страхов