Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

Предмет и система юридической психологии

Предметом юридической психологии являются психологические явления  в сфере правоприменительной  деятельности или точнее психологические  особенности и закономерности психики  личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с  нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Система (структура) юридической  психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые  определяются самой логикой правового  регулирования.

Юридическая психология имеет  свою систему, состоящую из следующих  разделов:

- правовая психология, изучающая  право, как фактор социальной  регуляции поведения, а также  психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является  психология совершения преступного  деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного  судопроизводства, изучающая психологию  следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной  деятельности, состоящая из психологических  особенностей судебного следствия,  его участников и психологии  судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение  психологических проблем самого  наказания, перевоспитание лиц,  совершивших преступления, приобщения  их к трудовой деятельности  и адаптации к нормальному  существованию в обществе;

- психология гражданско-правового  регулирования -- состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел. 

2. История развития юридической психологии

Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической  науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции  методами психологии. История развития юридической психологии: 1.Ранняя история  юридической психологии - XVIII в. и  первая половина XIX в. 2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки - конец XIX в. и начало XX в. 3. История юридической психологии в XX столетии

Одним из первых авторов, который  рассмотрел ряд судебно-психологических  аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790). В своих  трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались  с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном  освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника. Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами». Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы  оценки свидетельских показаний  занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений.

Конец XIX и начало XX в. связаны  с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь -- уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.). Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования. Конец XIX -- начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением.

Отличительная особенность  современного криминологического знания -- это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обеспечение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности соответствующих социальных институтов. Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа.

3. Методы юридической психологии

К методам юридической  психологии относятся следующие  методы ее исследования:

- метод структурного анализа -- направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.

- метод структурно-генетического  анализа -- направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;

- метод естественного  эксперимента -- направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;

- метод беседы, т. е,  доверительного общения с исследуемым  лицом при помощи косвенных  вопросов;

- метод изучения гражданских  и уголовных дел, а также  следственных и судебных ошибок  с целью полного исследования  личности различных субъектов  правоотношений;

- биографический метод -- с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

- метод обобщения независимых  характеристик позволяет прийти  к обоснованным выводам в результате  исследования служебных и других  характеристик личности;

- метод изучения отдельного  случая -- состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте. 

4. Психология личности и деятельности

В психологии понятие личности введено для обозначения совокупности индивидуально-психологических характеристик, это конкретное понятие, более узкое, чем в юридических и ряде других дисциплин. К правовому значению термина «личность» приближаются психологические  понятия субъекта и индивида, под  которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических  особенностях и степени развития.

Рассматривая личность, мы всегда говорим о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся в социальном взаимодействии, проще говоря, личность - это человек в социуме. Личность человека есть продукт процесса социализации - усвоения культуры общества, в котором  он вырос. Культура является вместилищем  результатов познания, форм общения  людей, правил поведения, эстетических взглядов, мировоззрения, ценностей, норм морали и права. Личность формируется  в процессе общения с себе подобными. Личность охватывает весь спектр психологических характеристик, начиная от неотъемлемых психофизиологических особенностей типа темперамента и заканчивая высшими психическими образованиями, такими как ценностные и нравственные структуры. Личность не дается нам от рождения - о младенце и ребенке не говорят «личность». Психические свойства личности - ее особенности и характерологические черты - формируются в ходе жизни, в процессе социализации. Наследственные, врожденные особенности человека являются лишь задатками, на базе которых развиваются психические структуры. Биологические черты обусловливают, но не предопределяют психических свойств. Зрелая личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных и общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Отсутствие или недостаток развития личности говорит о том, что индивид не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия и руководить ими либо действует по легкомыслию.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или  порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой  проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В  этой подчиненности объекту, уподоблении  ему заключается детерминированность  деятельности человека внешним миром. Понятие деятельности необходимо связано  с понятием мотива. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью  действий, подчиняющихся частным  целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет  осознанный мотив. Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью  продолжает себя в других людях. Деятельность порождается встречей потребности  с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается в  предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром  предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и  действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному  сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление  в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна.

5. Социализация личности

Социализация личности -- формирование у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества, овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности -- это овладение ею культурой общества.

В результате систематического повторения социально положительных  форм поведения формируются поведенческие  навыки и привычки. При этом поведение  в значительной мере начинает осуществляться на подсознательном уровне. Привычки, шаблоны поведения формируются  в наиболее часто встречающихся, типичных ситуациях социального  взаимодействия, в которых соответствующее  поведение социально одобряется или порицается.

Социальные условия, потребности  общества выражаются в интересах  общества. В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов  общества его поведение оценивается  или как социально положительное, или как асоциальное, или как  антисоциальное. Регуляция поведения  людей в соответствии с интересами общества и определенных социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального  контроля. Социальная норма -- предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях.

На основе социальных норм происходит подразделение поведения  на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.

Присвоение личностью  социальных норм называется интернализацией. Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности -- это не процесс уподобления внешним образцам, а процесс структурирования сознания личности. Социальные нормы в широком смысле слова формируют индивидуальное сознание, организуют его структуру. Интернализованные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания. Как структурные факторы социальные нормы выступают в роли селективных образований, в роли регуляторов системы личностных смыслов и оценок. В тех случаях, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности, поведение человека приобретает асоциальный характер. Принятая личностью нормативная система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения человека. На отклоняющееся, девиантное, а тем более на антисоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий.

Меры социального воздействия  для реализации социальных требований называются социальным контролем. Социальный контроль -- это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности нормам группы. Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция -- это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется нормами социальных групп - происходит интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то эти нормы не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо выполняет свои социальные обязанности.

6. Личность и социальная группа

Личность представляет собой  устойчивую систему психологических, мировоззренческих и поведенческих  признаков, которые характеризуют человека/Личность является производной от общественного развития и включения людей в систему общественных отношений путем активной деятельности и общения. Личность - это общественное явление. От этого понятия не может отойти ни одна общественная наука, однако изучает личность со своей позиции. Например, психология обращает внимание на внутренний мир человека, на его структуру и на его формирование и развитие.

Информация о работе Юридическая психология