Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы  относительно достоверности показании  допрашиваемых лиц.

21. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел)

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует  закономерности, связанные с психической  деятельностью всех лиц, участвующих  в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и  других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, и др. С этим разделом тесно  связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного  процесса дает возможность разработать  рекомендации, направленные на повышение  эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного  воздействия на всех его участников.

Судебное следствие и  вынесение приговора по делу являются неизбежной стадией, логически следующей  за событием преступления и предварительным  следствием. Деятельность суда, участников судебного процесса весьма многообразна.

Правосудие, которое в  большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как  сфера общения между людьми, связано  с целым рядом социально-психологических  явлений, например эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных  суждений в группе, восприятием и  пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, социально-психологической  ролью личности и т. д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить  и улучшению, и ухудшению результатов деятельности. Коллегиальное начало при осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач (а к таковым относится большинство уголовных дел) благоприятствует взаимодействие группы лиц при принятии решения. В ходе совместной деятельности смягчаются крайние показатели психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, уменьшается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально объективной (особенно в суде присяжных).

В судебной практике довольно редко встречаются случаи разногласия  в судейской коллегии. Вынесение  приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать  как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, так  как внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что  делает его несомненным. Однако подобное единогласие нередко имеет место  и при вынесении приговора, отмененного  впоследствии вышестоящим судом, что  может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства  в судейской коллегии на формирование у каждого члена суда собственного убеждения. Существует ряд субъективных и объективных условий, которые  могут способствовать преодолению  конформизма в судейской коллегии. Прежде всего члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему контролю свои выводы по делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их под влиянием большинства. Существуют возможности преодоления этого психологического фактора. Состав суда действует при такой внутренней обстановке, которая может усиливать проявления конформизма. Эта обстановка характеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится в особом положении. От него исходит наибольшее количество информации, связанной с рассмотрением дела, что, согласно основам социальной психологии, обосновывает положение судьи как руководителя - лидера в группе совместно действующих лиц. Кроме того, в судейской коллегии существует неравный социальный статус взаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную деятельность, а остальные члены суда - непрофессиональные судьи.

Наличие уже восстановленной  модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает  познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая  обязательно подлежит проверке и  исследованию в каждом ее отдельном  элементе.

Именно на основе анализа  всей совокупности собранных по делу доказательств, главным критерием  которого является истина, строится обвинительная  речь или речь защиты, выносится  приговор по делу. Вместе с тем доказательства в подавляющем большинстве носят личностный характер (показания потерпевшего, свидетеля, подсудимого, других участников уголовного процесса), поэтому деятельность судьи, прокурора, адвоката в судебном заседании невозможно ограничить формально-логической группировкой и оценкой полученных данных и результатов, она перемещается в область этических взаимоотношений, а именно: установление доверительного контакта с субъектами судебного разбирательства, преодоление в них чувства скованности, неуверенности, выявление причин расхождения в оценке события теми или иными лицами и многие другие вопросы, касающиеся моральной стороны рассматриваемого преступления.

22. Исправительно-трудовая психология

Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны  перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному  существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а  также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Перед исправительно-трудовыми  учреждениями стоят чрезвычайно  сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации  к нормальному существованию  в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с  коллективом, а также роль различных  факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задачу является исправительно-трудовая психология, которая исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания.

Попадая в ИТУ, почти каждый осужденный планирует для себя только освобождение. Перед воспитателями  ИТУ стоит гораздо более сложная  задача: планирование нового человека, умение видеть этого нового человека в каждом осужденном и с помощью  мер воспитательного воздействия  добиваться, чтобы осужденный тоже стремился к перестройке, переделке  собственной личности.

Под влиянием определенных условий  жизни у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается динамический стереотип. У преступника (вора, хулигана, грабителя и т. п.) при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатываются своеобразные привычки и навыки, и  в этом случае порой можно говорить о динамическом преступном стереотипе. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться и теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую ситуацию рассматривает только с одной точки зрения -- можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?

Прежде чем приспосабливать  такого человека к существованию  в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип  и заменить трудовым. В ИТУ преступный стереотип начинает постепенно «таять», поскольку не подкрепляется преступной практикой и мысленным повторением преступных операций. Этот положительный процесс идет тем быстрее, чем активнее осужденный включился в трудовую, учебную и общественную деятельность. Исправительно-трудовая психология исследует динамику личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также факультативные факторы семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.

Среди преступников, признанных вменяемыми, значительное количество невротиков и психопатов. Для перевоспитания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными мерами необходима разработка медико - психологических методов воздействия.

Как известно, в юридическом  аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом  лицу, умышленно или неосторожно  совершившему преступление. В наказании  выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправному  деянию и лицу, его совершившему. Являясь карой за совершенное  преступление, уголовное наказание  преследует взаимосвязанные и взаимообусловленные  цели исправления, перевоспитания осужденного  и предупреждения совершения преступления.

Таким образом, наказание  преследует три цели: покарать, исправить  и перевоспитать осужденного, а  также предупредить преступление (общая  и специальная профилактика). Все  они имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм.

В психологическом аспекте  наказание как кара есть фактор отрицательного подкрепления. Карательная функция  выражается в причинении осужденному  физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний  определяется судом, и всегда величина ее является индивидуальной.

Наказание имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства. Прежде всего -- отрыв от общества и от привычной для каждого человека среды, сознание длительности этого отрыва. Кроме того, это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы. Последнее -- это ограничение ряда потребностей. Наиболее важным является лишение человека возможности планировать свое поведение.

Возможность исправления  и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности  претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды, т. е. на ее пластичности. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий -- «карательный эффект» достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. Напротив, исправительно-трудовое воздействие («исправительный эффект») достигается путем применения специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности.

 


Информация о работе Юридическая психология