Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в  большинстве случаев являются отрицательные  семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень  часто воспитывает эгоцентризм  и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего  создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой  родители.

Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.

В подавляющем большинстве  случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти  свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным  образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают  в основном зрелости и другие биологические  системы организма. В социальном плане подростковая фаза -- это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств -- чувство взрослости -представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически -- это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение  юношества неоднородно. Юность -- завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек -- еще учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности.

Промежуточность общественного  положения и статуса юношества  определяет и особенности его  психики. Многих юношей еще остро  волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, -- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, -- с 16 лет.

Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера -- улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Скачкообразное, резкое появление  качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий

Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

19. Психологическая характеристика предварительного следствия

Предварительное следствие -- это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст. 6, 17 УПК РФ). Можно выделить два направления такой реконструкции.

1.Реконструкция непосредственно  события преступления и объективных  условий, которые способствовали  его совершению. Окончательной целью  такой реконструкции является  получение исчерпывающих сведений  об объекте и объективной стороне  состава преступления.

2.Исследование личности  преступника в развитии механизма  образования преступной установки,  преступного умысла и субъективного  отношения преступника к совершенному  деянию. Целью такого исследования  является получение полной информации  о субъекте преступления и  его субъективной стороне, о  конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные  установки и преступное поведение  данной личности. Между реконструкцией  события преступления и изучением  личности преступника имеются  некоторые различия.

Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая  имеет свою программу, а по ряду признаков  отличается от других видов человеческой деятельности.

Процесс познания начинается с получения необходимой информации о предмете исследования с помощью  органов чувств. Данная информация подвергается логической обработке, а  полученные выводы - проверке практикой. Однако объектами чувственного восприятия являются при расследовании преступления не сами устанавливаемые события  или деяния, а их отображение, остающееся в сознании людей и на различных  материальных объектах (следы преступника, изменения, которые были вызваны  его действиями, и т. д.). Что касается картины совершенного преступления, то она во всех случаях воссоздается опосредованно.

При осмотре места происшествия следователь сталкивается с совокупностью  вещей и обстоятельств, которые  либо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким образом, что  не позволяют сразу нащупать путь расследования. Элементы этой совокупности обладают бесчисленным количеством  признаков, каждый из которых может  иметь решающее значение для раскрытия  преступления. Поэтому следствие, которое  идет по пути полного перебора всех вариантов с отбрасыванием неудачных  проб, нерационально или даже невозможно. Чтобы действовать целесообразно  в условиях этой практически бесконечной  среды, следователь избирательно связывает  между собой элементы совокупности и создает систему доказательств.

На основе профессиональных знаний и профессионального опыта  у следователя складываются устойчивые структуры, позволяющие делать прогноз  относительно основных объектов, их содержания и внутренней связи на месте происшествия.

Второй этап в деятельности следователя характеризуется получением информации путем общения и реализуется  с помощью коммуникативных структур.

В структуре общения условно  выделяют три аспекта: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. Коммуникация -- это специфический обмен информацией между общающимися индивидуумами. Интеракция заключается в организации взаимодействия между людьми, отражая ее поведенческий аспект. Перцепция -- процесс восприятия и взаимопонимания друг друга партнерами по общению. Общение -- это неразрывное единство коммуникации, перцепции и интеракции.

Из-за того что следователь  воспринимает в процессе расследования  не сами устанавливаемые события, а  их отображения, увеличивается опасность  различных ошибок. В силу, например, того, что отображения содержат обычно не всю информацию о том, что произошло, а лишь ее часть, в тех случаях, когда речь идет об отображениях остающихся в сознании отдельных людей (потерпевших' свидетелей и др.), некоторые факты объективной деятельности могут запечатлеться в их сознании в искаженном виде. Возможны потери и искажения информации при ее получении. Кроме того, всегда существует опасность принять за следы преступления также отображения, которые являются следствием других причин.

Для того чтобы избежать возможных  в этой связи ошибок, следователю  необходимо хорошо разбираться в  психологии формирования отдельных  видов доказательств, психологические  факторы, обусловливающие потери и  искажения информации, и уметь  ослабить их действие, проявлять постоянную заботу о проверке поступающей информации.

Поскольку полная картина  совершенного преступления воссоздается при расследовании опосредованным путем, знание, которое должен получить в ходе расследования следователь, всегда появляется как результат  сложной мыслительной работы. Это  сближает деятельность следователя  по раскрытию преступления и установлению виновных в нем лиц с научным  исследованием.

Психологические особенности  деятельности следователя определяются экстремальностью условий, которая  проявляется прежде всего в том, что следователь обязан раскрыть преступление и установить виновных в нем лиц в течение определенного срока.

20. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

В практике работы наиболее опытных следователей при раскрытии  сложных уголовных дел уже  сегодня имеется немало ситуаций, успешному разрешению которых способствовала помощь психолога в качестве специалиста-консультанта или эксперта. В ряде случаев (раскрытие  серийных убийств, совершенных на сексуальной  почве, планирование первоначального  этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки) такая помощь явилась главным  фактором, определившим успех в раскрытии  этих преступлений. Можно отметить, что чем выше профессиональная компетентность следователя, тем с большим успехом  осуществляется его сотрудничество с психологом. Использование психолога  в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер. Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту-психологу. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний -- алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени. Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам: психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта и др.

Сотрудничество с психологом приобретает важное значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела.

Психолога в качестве специалиста  может быть привлечен к участию в производстве следственных действий -- допроса, обыска, осмотра места происшествия.

Результаты деятельности специалиста фиксируются в протоколе  следственного действия, задача следователя -- придать им доказательственное значение.

Закон предусматривает участие  педагога в допросе малолетних и  несовершеннолетних. Эту функцию  можно поручить детскому психологу  как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей  и подростков, владеющему профессиональными  практическими навыками общения  с ними. Здесь психолог может скорректировать  формулировки вопросов следователя  для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь  может использовать для оценки показаний  малолетнего свидетеля. Психолог может  подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние  скованности, настороженности, недоверия  ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность  несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.

Сходные задачи решает участие  психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с  признаками умственной отсталости. Содействие психолога призвано способствовать установлению контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы  такого допрашиваемого.

Судебно-психологическая  экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом -- экспертом -- на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической  экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической  экспертизы относятся: - установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом  развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими; - установление способности обвиняемых, потерпевших  и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; - установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление; - установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность; - установление наличия у лица, предположительно по кончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству. А также определение возможных причин возникновения этого состояния; - установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность; - установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление; - установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

Информация о работе Юридическая психология