Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в
себя как психологию, так и юриспруденцию.
Предметом юридической психологии является изучение пси-
хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в
среде действия права.
Общей задачей юридической психологии является научный
синтез юридических психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Файлы: 1 файл

лекции по юридической психологии.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.

ТЕМА: Предмет  задачи и система юридической  психологии. Методы юридической психологии.

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в

себя как психологию, так  и юриспруденцию.

Предметом юридической психологии является изучение пси-

хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в

среде действия права.

Общей задачей юридической  психологии является научный

синтез юридических психологических  знаний, раскрытие психологической  сущности фундаментальных категорий  права.

Частные задачи:

1.  Исследование психологических  предпосылок (условий) эффективности правовых норм.

2.  Психологическое исследование  личности преступника, раскрытие  мотивации отдельных видов преступного  поведения.

3.  Разработка социально-психологических  основ профилактики преступлений.

4.  Исследование психологических  закономерностей различных видов  правоохранительной деятельности (следователя,  прокурора, адвоката, судьи).

5.  Исследование психологических  закономерностей деятельности исправительных  учреждений в целях разработки  системы мер по исправлению  и перевоспитанию осужденных.

6.  Разработка  рекомендаций  по  совершенствованию  профессионального мастерства работников правоохранительных органов по профориентации,   профотбору,   профконсультации   кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Выделяют  следующие разделы юридической  психологии: методологический,   правовая   психология,   криминальная   психология, следственно - оперативная психология, судебная психология и психология исправительной деятельности.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, психологических  явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности: метод наблюдения (интроспекция - субъективное наблюдение), метод беседы анкетирование, интервьюирование, биографический метод, метод обобщения независимых  характеристик, экспериментальный  метод,  законодательный  эксперимент,  формирующий  (обучающий) эксперимент, ассоциативный эксперимент, тестирование, метод анализа продуктов деятельности человека, метод психологического анализа  документов, метод контент - анализа.

Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и других сферах правоохранительной деятельности. Наблюдение бывает непосредственное, опосредованное, не включенное и включенное.

При наблюдении необходимо соблюдать ряд условий: факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления, наблюдение осуществляется по плану (программе), в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления, производится неоднократно, а систематически и т. д.

Интроспекция (самонаблюдение) - заключается в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим сихологическим состоянием.

Метод беседы - в значительной степени напоминает допрос. Суть метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Метод интервью - разновидность опроса, дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций.

Биографический  метод - сбор и анализ материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие (установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и составление воспоминаний и т. д.)

Метод обобщения  независимых характеристик - собирание данных о личности от различных независимых друг от друга источников (характеристик с места работы, учебы, жительства, старые уголовные дела (если лицо отбывало наказание), личное дело заключенного, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз).

Экспериментальный метод - направлен на изучение психических явлений и подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Законодательный эксперимент - предложения по усовершенствованию законодательства, которые должны пройти испытания.

Формирующий (обучающий) эксперимент - вид экспериментального метода, направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профподготовки, путем выделения наиболее активных методов обучения (проблемного, в частности).

Ассоциативный эксперимент (Ф. Галътон, К. Г. Юнг) - еще одна разновидность экспериментального метода. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову.

Метод тестов - разновидность экспериментального метода используется для проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профпригодности, для выявления личностных параметров.

Метод анализа  продуктов деятельности человека - позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления (специализация преступников «щипачи», «домушники», «мокрушники», «медвежатники» и т. д.)

Метод психологического анализа документов - (нормативных, юридических, судебной практики и т. д.)

Метод контент - анализа - выделение в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета, в качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).

Алгоритм изучения личности.

1.  Социально-демографические  данные: (время и место) рождения, национальность, образование, специальность,  работа, должность, семейное положение,  употребление наркотиков, преступная  деятельность и т. д.).

2.   Уголовно-правовые  данные: (по какой статье УК  привлекался, мера наказания,  место отбывания наказания, сколько  судимостей и т.д.).

3.  Медицинские данные: (состояние физического и психологического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи и т. д.).

4.  Внешние (физические) данные: (лицо, вес, телосложение, голос,  манеры, одежда, татуировки и т.  д.).

5.  Жизненный путь: (родители, место жительства, социальное положение, образование, профессия, детство (братья, сестры, д/сад, школа (какая), любимые  предметы,  отношения  с учителями, сверстниками), трудовая деятельность, служба в армии, семейная жизнь и т. д.).

6.   Образ жизни: (отношения  между супругами, к детям, родителям,  степень удовлетворенности работой,  социальный статус и работа, свободное  время, материальные условия,  выпивки с друзьями, азартные  игры и т. д.).

7.  Поведение: нравственно-правовое  поведение в дистрессовой ситуации, в состоянии фрустрации, опьянения, волевое поведение и т. д.

8.   Способности: (эрудиция, качества ума, свойства памяти  и т. д.).

9.   Темперамент: (общительность,  замкнутость, преобладающее настроение и  т. д.).

10.Характер: (отношение к  людям, вещам, самолюбие и т.  д.).

11 .Направленность личности:(доминирующие  физиологические потребности, ценностные ориентации, материальные ценности, мировоззрение и т. д.).

 

Лекция № 2

ТЕМА:   Правовая   социализация   личности.  

Правовая  психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношения в системе "человек и закон".

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение  критериев  оценок юридически значимых ситуаций,  во-вторых, изучение законов и правил, как таковых, безотносительно к самому себе, в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Существует  три пути усвоения правовой культуры (норм права. правовых ценностей) в процессе социализации:

1.  Предметный способ, когда человек в процессе той  или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения.

2.   Традиционный способ, когда человек, наблюдая действия  людей в различных ситуациях,  усваивает соответствующий способ  поведения.

3.  Рациональный способ, когда человек узнает о правовых  ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми из чтения книг, из каналов СМИ.

Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Цель правовой социализации - обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко:

1.  Во-первых, жизненный  опыт и практика человека оказывает  влияние на формирование его  установок, отношений, ценностных  ориентации в правовой сфере.  Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой деятельности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а так же от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

2.  Во-вторых, правосознание  не только отражает правовой  опыт человека, но и мотивирует его поведение.

Правосознание, как один из элементов сознания личности, включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется  суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный - оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий - предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Основы правосознания, как  и в целом сознания личности, закла-дываются в детстве, в дошкольные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются – семья и школа. Для ребенка  нравственно - правовые ценностные ориентации, закон_персонафицированны в фигурах  родителей и учителей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений  о должном нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка  происходит формирование представления  о его собственных правах.

Скорость правовой социализации определяется следующими показателями: интеллектуальным развитием ребенка, микросредой, образовательным и культурным уровнем его родителей, их профессиональная деятельность (так в семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее и плодотворнее).

Правовая социализация в  школе осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках (уроки правоведения), во-вторых, встречи школьников с представителями правоохранительных органов.

Прямая правовая социализация в нашей стране не завершается  школой, а продолжается во всех вузах, где студенты изучают основы права, и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

 

Лекция № 3

ТЕМА:   Криминогенность  дефектов правовой социализации в семье  и в школе

 

Вместе с тем в правовой социализации возможны социально-негативные отклонения – от совершения незначительных правонарушений до преступлений. Самыми криминогенно-опасными элемента процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

Существует  общая схема процесса деморализации  с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в  школе (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с  деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).

Наиболее  опасны дефекты социализации в семье. Выделяют следующие виды неблагополучных  семей:

1) криминогенная семья, 2) аморальная семья, 3) проблемная семья (постоянная конфликтная атмосфера), 4) неполная семья (дефекты в структуре), 5) псевдоблагополучная семья (неправильные методы воспитания).

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления. Судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи (несовершеннолетними в 4 - 5 раз). Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями или сестрами.

В аморальных семьях концентрируются различные отрицательные факторы (правонарушения, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты (скандалы, драки), развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Информация о работе Юридическая психология