Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в
себя как психологию, так и юриспруденцию.
Предметом юридической психологии является изучение пси-
хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в
среде действия права.
Общей задачей юридической психологии является научный
синтез юридических психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Файлы: 1 файл

лекции по юридической психологии.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

Разобщение. Этот прием построен на разъединении образовавшихся при восприятии связей, выявлении отдельных признаков и свойств.

Перифраза. Допрашиваемый может воспроизводить сведения в категориях и выражениях, которыми он не владеет или они подсказаны ему другими людьми. Для их проверки, по просьбе следователя допрашиваемый повторяет их другими словами, перефразирует.

Наглядность. Данный прием применяется тогда, когда допрашиваемый затрудняется выразить словами свойства, признаки предмета и т.д. В этих случаях предъявляются шкала цветов, рисунки, модели. Можно попросить допрашиваемого изобразить на бумаге то, что он затрудняется описать словами.

Методы, применяемые в  конфликтных ситуациях:

- снятие напряжения;

- создание напряжения;

- использование положительных  свойств личности допрашиваемого;

- использование слабых  сторон личности;

- пресечение лжи;

- выжидание;

- допущение легенды;

- вызов;

- внезапность;

- последовательность;

- отвлечение внимания;

- форсированный темп;

- замедленный темп;

- создание представления  об осведомленности следователя;

- повторность.

Снятие напряжения. Довольно часто во время допроса допрашиваемый испытывает сильное душевное волнение. В результате чего не может связано и последовательно изложить сведения. Такое состояние может быть вызвано непривычной обстановкой, чувством тревоги, боязни сказать что- то лишнее и т. д. Чтобы снять напряжение необходимо дать ему время освоиться с обстановкой, успокоиться, а затем переходить к допросу. Это достигается благожелательным отношением к допрашиваемому, убеждением в неправильности избранной им позиции, нереальности его планов, расчетов, и т.д.

Создание напряжения. Подобное состояние следователь создает путем воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого, разрушая его уверенность в правильности избранной позиции. Если допрашиваемый характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью и импульсивностью, то данный Пием дает существенные результаты.

Использование положительных  свойств личности допрашиваемого. Во многих случаях обращение к положительным свойствам личности приносит пользу в расследовании преступлений. Особенно в отношении лиц, которые дают ложные показания. Поэтому аппелируя к честности допрашиваемого, его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, его можно склонить к откровенности и правдивости на допросе.

Использование слабых мест личности. Имея в виду особенности психики личности (вспыльчивость, склонность к переживаниям и т.д.) можно добиться правильных показаний на допросе. В гневе допрашиваемый может сказать то, что в обычном состоянии не сказал бы.

Пресечение лжи. Этот прием применяется тогда, когда нет надобности позволять допрашиваемому «развертывать ложь». Целесообразно это в том случае, когда следователь имеет достоверные данные по поводу обстоятельств дела. Лживые показания немедленно отклоняются, ложь пресекается путем предъявления имеющихся доказательств.

Выжидание. В сознании заинтересованного в исходе дела свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого происходит борьба мотивов, одни из которых побуждают к даче ложных показаний, другие – к правдивости.

Учитывая эти колебания  допрашиваемого, следователь, сообщает определенную информацию, умышленно  «закладывает» в его сознании основания, обеспечивающие победу полезных мотивов и делает перерыв в  допросе, выжидая, пока сам допрашиваемый  не откажется от ложных показаний.

Допущение легенды. Следователь зная, что допрашиваемый дает ложные показания, создает возможность изложить их и выговориться. При этом допрашиваемый обязательно придет в противоречие со своими прежними утверждениями. Следователь делает вид, что верит его показаниям, внимательно его слушает и зафиксировав все в протоколе, разрушает легенду.

«Вызов». Этот прием применяется тогда, когда допрашиваемый не желает вести логические рассуждения. Для того, чтобы он согласился на дуэль следователь преднамеренно акцентирует внимание на некоторых слабо доказанных местах и фактах, которые допрашиваемый в состоянии опровергнуть.

Таким путем он втягивает  в рассуждения и в этот момент следователь сообщает ему факты, подкрепленные доказательствами. Допрашиваемый  старается справиться с ними также  как и с предыдущими, но это  невозможно в силу их объективности. Это может вызвать у него состояние  растерянности, фрустрацию. И он вынужден сообщать то, что имело место в  действительности.

Внезапность. Когда допрашиваемый дает ложные показания, ему внезапно задается вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого он не знал. Это разрушает систему заранее подготовленных ложных ответов и вызывает стресс у допрашиваемого. Он затрудняется связать внезапно полученный материал с тем, который он до этого придумал и не может быстро сформулировать очередной ложный ответ.

Последовательность. Этот прием противоположен внезапности и применяется тогда, когда необходимо добиться постепенного нарастания психического напряжения у лгущего допрашиваемого. Для этого следователь последовательно в нарастающем порядке предъявляет доказательства, подробно разъясняя значение каждого из них. Дав ему почувствовать силу собранных доказательств, следователь показывает допрашиваемому бесплодность его попыток говорить ложь.

Отвлечение внимания. В этом случае, чтобы усыпить бдительность допрашиваемого, следователь не акцентирует внимание на главном вопросе, а как бы растворяет его в числе других.

Форсированный темп. Нередко допрашиваемый в ходе допроса медлит, тянет время, старается обдумать и подготовить свои ответы, чтобы они соответствовали известным следователю обстоятельствам. Навязывая допрашиваемому повышенную активность, следователь берет инициативу в свои руки, опережая ход его мыслей, не давая возможности для размышления и уловок.

Создание определенного  представления об осведомленности  следователя. В этом случае, следователь преднамеренно сообщает допрашиваемому определенные факты или сведения. В результате допрашиваемый приходит к выводу, что ему известно многое и начинает давать правдивые показания.

Повторность. Этот прием рассчитан на то, что допрашиваемый оказывается не в состоянии на очередном допросе, повторить показания в точности, что и на предыдущем.

 

  1. Стадия фиксации результатов допроса.

Получив показания допрашиваемого и убедившись, что сделано все  для достижения поставленных целей, следователь приступает к фиксации результатов допроса в протоколе. Здесь решается мыслительная задача в какой мере полученная информация соответствует предмету допроса  и в какой последовательности следует фиксировать эти данные.

    

  1. Стадия анализа и оценки результатов допроса.

Рекомендуется изучать и  оценивать результаты допроса сразу  после его проведения. В ходе анализа  показаний выясняется позиция допрашиваемого в отношении событий, фактов, о  которых его спрашивали. Следователь  оценивает их правдоподобность, сопоставляет с имеющимися доказательствами. В  ходе анализа необходимо обращать внимание на объективные и субъективные факторы, которые влияют на мотивы поведения  допрашиваемого.

 

      1. Психологические особенности различных видов допроса.

Показания свидетелей и потерпевших  это есть исходящая от них информация о фактах, которые имеют значение для дела. В связи с этим, в  психологии свидетельских показаний  рассматриваются пути прохождения  этой информации от источников получения  ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему расследование и закрепления в установленной процессуальным законом форме.

Процесс формирования свидетельских  показаний и пути прохождения  этой информации можно разбить на следующие основные этапы:

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ:

    1. Восприятие и запоминание лицом, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля, фактов, имеющих значение для дела.
    2. Сохранение в памяти таким лицом воспринятых и запомненных фактов.
    3. Воспроизведение на допросе сохраненных в памяти фактов.
    4. Процессуальное оформление результатов допроса.

 

Первоначальным средством  получения информации свидетелем об исследуемом событии служат ощущения, в которых отражаются отдельные  свойства и стороны явлений окружающей действительности.

Следует иметь в виду, что способность ощущать явления  реального мира индивидуальна (она  может быть у отдельных лиц  повышенной, у других пониженной, у  третьих носить патологический характер). Острота отдельных органов чувств может в значительной степени  возрастать под влиянием тренировки. Восприимчивость к отдельным  раздражителям даже у одних и  тех людей бывает различной в  зависимости  от их физического и  психического состояния. Все это  очень важно учитывать при  проверке показаний, особенно в тех  случаях, когда у следователя  возникает сомнение в способности  свидетеля видеть, слышать или  как-то иначе ощущать описываемое  явление.

На полноту и точность восприятий влияют прошлый опыт свидетеля, его знания, потребности, интересы и, самое главное, то, какие цели и задачи ставил перед собой воспринимающий, потому что с этим связана избирательность восприятия.

Точность и полнота  получаемой информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной  окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установки.

Свидетель, воспринимая то или иное явление, осмысливает и  истолковывает его, используя различные  мыслительные операции и логические приемы. Однако, нередко приходится сталкиваться с ситуациями искажения  информации и ошибок при восприятии. К таким ошибкам относятся: оптические, слуховые и иные искажения при  ощущении и восприятии, неверные оценки размеров, расстоянии, количества и  т.д.

На точность восприятия очень  пагубно действует испуг, особенно в том случае, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер. Как правило, люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Острые переживания  также снижают полноту и точность восприятия. Восприятие может быть искажено вследствие предубеждения  или симпатии.

Иногда, стремясь к образованию  цельной картины происшедшего события, если часть ее не была им воспринята, свидетель старается заполнить  имеющиеся пробелы данными почерпнутыми из своего прошлого опыта и расценивает  их как естественные, т.е. домысливает  ситуацию. Воспринимая то или иное явление, будущий свидетель (подчас и сам того не замечая) истолковывает, осмысливает и постигает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы.

При восприятии свидетелями  тех или иных фактов, событий или  обстоятельств большое влияние  оказывают объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам, влияющим на формирование показаний  свидетелей и потерпевших относятся:

Объективные факторы.

- Расстояние до объекта  наблюдения.

- Время восприятия свидетелем  интересующего следствие события  или факта.

- Метеорологические условия  (туман, солнце, дождь, снег и  т.д.)

- Условия освещения наблюдаемого  объекта.

- Сила раздражителя воспринимаемого  объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося  в темноте источника и т.д.).

- Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки  и т.д.).

Вышеперечисленные объективные  условия восприятия в одних случаях  могут играть положительную роль, в других отрицательную.

На полноту и точность восприятия свидетелей и потерпевших  немаловажное значение оказывает целый  ряд субъективных факторов.

Субъективные  факторы.

- Состояние органов чувств.

- Эмоциональное состояние.

- Состояние алкогольного  опьянения.

- Направленность внимания.

- Профессиональные навыки.

К состоянию органов чувств относятся в первую очередь их физические параметры. Дефекты органов чувств допрашиваемого, нормальное или болезненное состояние органов чувств, состояние утомления и т.д. Слепота, глухота, или их частичное проявление, отсутствие одного глаза, элементы дальтонизма значительно снижают возможности восприятия фактора или явления. Состояние утомления особенно необходимо учитывать при расследовании автодорожных происшествий.

Эмоциональное состояние. В состоянии тоски, горя, раздражения и т.д. человек может почти не обращать внимание на окружающую действительность, поскольку его органы чувств в этот момент оказываются в значительной степени заторможенными.

Информация о работе Юридическая психология