Эмпирическое исследование мотивации достижения с помощью теста-опросника А. Мехрабиана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели».

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения………..3
Мотивация достижения как предмет исследования…………...3
1.2. Характеристика мотивации достижения……………………...10
1.3. Характеристика теста-опросника мотивации достижения А. Мехрабиана……………………………………………………………..13
Глава 2 Практические основы изучения мотивации достижения………..15
2.1. Цель исследования……………………………………………….15
2.2. Результаты исследования………………………………………..15
2.3. Интерпретация результатов…………………………………….17
Список литературы……………………………………………………....18
Протокол эмпирического исследования……………………………….19
Приложение 1………………………………………………………….....19
Бланк для ответов (форма A – для мужчин)…………………………..19
Бланк для ответов (Форма Б для женщин)………………………………21
Приложение 2 …………………………………………………………....24
Ключ к форме А………………………………………………………….24
Ключ к форме Б…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

эмпирическое достижение мотивации достижения.docx

— 80.97 Кб (Скачать файл)

Эмоции успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач.

 

1.2. Характеристика  мотивации достижения

 

Существует 2 вида привлечения человека к выполнению определённых задач  – принуждение и мотивация. Т.к. принуждение мало эффективно, то активно стал использоваться мотивационный механизм. Мотивация становится основным фактором привлечения работников к выполнению работы. 

   Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Человека побуждает к активным действиям необходимость в удовлетворении потребностей – физиологические, психологические, ощущение недостатка чего-либо. 

   Потребности делятся на первичные (физиологические, врождённые) и вторичные (психологические, осознаются с опытом). При осознании потребностей у человека возникает желание удовлетворить их, это проявляется как мотив. Мотив – это внутренний побудитель, то что вызывает определённый действия человека. Мотивы побуждают к действию и определяют что нужно делать. Человек может воздействовать на мотивы. К мотивам относятся желание, биологическая сущность и т.д. Поведение или действия человека определяются не одним мотивом, а совокупностью мотивов которые и определяют мотивационную структуру человека. Мотивационная структура стабильна. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна.

Различают следующие виды мотивации:

 Внешняя мотивация – эта мотивация может быть спровоцирована какими-либо внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение аффирмаций, процесс визуализации, чтение чужих историй о достижении жизненного успеха и т.д. Одним словом все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание совершенствования.

Внутренняя мотивация – эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. То есть, если Вам чего-то захотелось самому, у Вас появилось внутреннее желание и оптимизм, которое греет душу изнутри, то этот смело можно назвать внутренней мотивацией.

Положительная мотивация – эта мотивация несет в себе заряд бодрости и позитива. По-другому положительную мотивацию можно назвать мотивацией достижения успеха. Она толкает нас к активности и совершению действия в пользу успеха.

 Отрицательная мотивация – это полная противоположность положительной мотивации. В этом случае в основе достижения лежит пессимизм. Он несет в себе негативный заряд. По-другому отрицательную мотивацию называют мотивацией избегания неудачи.

 Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на основных нуждах и потребностях человека. К ним относятся физиологические, познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации, уважении и любви.

Неустойчивая мотивация – та мотивация, которая требует постоянной внешней подпитки.

Материальная мотивация – это стимуляция самого себя при помощи денег. Нематериальная мотивация – сюда можно отнести потребность в принадлежности, общении, уважении, развитии, самоактуализации.  

   Факторы влияющие на мотивационную структуру: 

   1)уровень благосостояния; 

   2)материальный статус; 

   3)должность и др. 

   От мотивационной структуры зависят особенности мотивирования. Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к необходимым действиям, путём пробуждения в нём определённых мотивов. Оно составляет основу управления человеком. Средством побуждения к деятельности выступают стимулы. Стимул – внешняя причина, которая побуждает людей к достижению целей. Стимулы по содержанию могут быть экономическими (з/пл, премии) и неэкономическими (организационные – привлечение работников к участию в работе, моральные – похвала, критика, признание). Стимулы не имеют абсолютного значения, если люди на них не реагируют (в период развала). Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулирование, оно имеет разные формы (материальные и экономические). Стимулирование – это одно из средств с помощью которого может осуществляться мотивирование. 

   Таким образом мотивация как процесс включает в себя следующие основные этапы:  

 1)возникновение потребности (ощущение недостатка чего-либо, порождённой внешней средой); 

   2)побуждения или мотивы (ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность); 

   3)поведение или действие; 

   4)определение целей (цель – средство удовлетворения потребностей, то чего должен добиваться человек); 

  5)результат удовлетворения потребности (может быть полное или частичное удовлетворение или отсутствие). 

   В соответствии с этим изменяются потребности человека, возникают мотивы, процессы мотивации.

 

1.3. Характеристика теста-опросника мотивации достижения А. Мехрабиана

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (Ms) и избегания неудачи (Мдр) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу Ms — MAF, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Ms над Мдр или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms > Мдр), а низкие показатели— на тенденцию избегания (Ms < Мдр).

Тест мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой  опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Преобладающие мотивы

Мотивированный  на успех, человек стремится к нему и, как правило, много для работает для достижения успеха, а для недостаточно мотивированного человека успех не является таким необходимым, т.е. у него низкий уровень развития мотивации достижения.

Мотивированные  на неудачу, люди проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий, когда недостаточно времени, вызывает у них дискомфорт.

Мотив избегания  неудач, являясь преобладающим у человека, приводит последнего к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудачи.

Следствия преобладания мотивов

Для человека, стремящегося к успеху, интерес к решению  задачи возрастает после неудачного ее решения, а для человека, ориентированного на неудачу интерес падает и возникает  тенденция избегания этой задачи, желание больше к ней никогда  не возвращаться.

В силу общего оптимизма, ориентированные  на успех люди, будь то взрослые, дети, школьники, полнее реализуют свои способности  и чаще достигают поставленных целей, т.к. более активно учатся на своих  ошибках, отказываются от гипотез, как  только убедятся в их несостоятельности, и быстрее находят оптимальные решения.

В данной работе приводится текст опросника(См. приложение 1).

 Эта методика очень  популярна в различных странах  и особенно часто используется при исследовании когнитивных компонент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

 

 

 

 

Глава 2. Практические основы изучения мотивации достижения

2.1. Цель исследования

Модификация теста-опросника  А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

2.2. Результаты  исследования

Результаты ключей обработаны с помощью ключей (см. Приложение 2)

Бланк для ответов (форма Б)

___________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

№п/п

Утверждение

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1

Я больше думаю о получении  хорошей оценки, чем опасаюсь получения  плохой

*

           

2

Я чаще берусь за трудные  задачи, даже если не уверена, что смогу  их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу

   

*

       

3

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряженияи в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности

       

   

4

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может  хорошо получиться

*

           

5

Я предпочла бы работу, в  которой мои функции четко  определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где  сама должна определять свою роль

*

           

6

Более сильные переживания  у меня вызываются скорее страхом  неудачи, чем надеждой на успех

 

*

         

7

Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра

   

*

       

8

Я предпочла бы важное трудное  дело, где вероятность неудачи  равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному

     

*

     

9

Я скорее выучу развлекательные  игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют  мастерства и известны немногим

     

*

     

10

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами

*

           

11

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением  вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь  хорошей оценке

   

*

       

12

Если бы я собралась  играть в карты, то скорее бы сыграла  в развлекательную игру, чем в  игру трудную, требующую размышлений

       

*

   

13

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где  силы всех участников приблизительно равны

       

*

   

14

После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело

*

           

15

Неудачи отравляют мою  жизнь больше, чем приносят радость  успехи

       

*

   

16

В новых неизвестных ситуациях  у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и  любопытство

   

*

       

17

Я скорее попытаюсь приготовить  новое интересное блюдо, хотя оно  может плохо получиться, чем стану  готовить привычное блюдо, которое  обычно хорошо выходило

 

*

         

18

Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану  выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное

   

*

       

19

Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это  же время два-три дела

   

*

       

20

Если я заболела и вынуждена  остаться дома, то использую время  скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать

     

*

     

21

Если бы я жила с несколькими  девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая

 

         

22

Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход

     

     

23

Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес  и азарт, чем тревога и беспокойство

*

           

24

Когда я берусь за трудное  дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь  с ним, чем надеюсь на его успешное завершение

     

*

     

25

Я работаю эффективнее  под чьим-то руководством, чем когда  несу за свою работу личную ответственность

     

*

     

26

Мне больше нравится выполнять  сложное, незнакомое задание, чем задание  знакомое, в успехе которого я уверена

   

*

       

27

Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием  взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого  типа

     

     

28

Я работаю продуктивнее над  заданием, когда задачу формулируют  лишь в общих чертах, чем когда  мне конкретно указывают, что  и как выполнять

       

*

   

29

Если при выполнении важного  дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь  и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение

       

*

   

30

Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем  пытаюсь их реально осуществить

       

*

   

Сумма баллов

134


 

2.3. Интерпретация  результатов

Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень  преобладания одного из указанных мотивов  — стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие  показатели по тесту означают, что  стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание  неудачи, низкие — наоборот.

Сумма баллов оказалась в  пределах от 76 до 164, это говорит о  доминировании стремления избегать неудачи.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирование личности, М., Изд. Мысль, 1976.  
2. Балл Г.А. "Мотив": уточнение понятия // Психологический журнал. - 2004. - №4.  
3. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием, М., Изд. МГУ, 1991  
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990  
5. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии (статья)  
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006  
7. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 2005. - №2.  
8. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии  
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). - М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004  
10. Общая психодиагностика под ред.В. В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987  
11. Педагогическая психология www. ido. edu. ru/psychology/pedagogical_ psychology  
12. Терентьева В.А. Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности в студенческом возрасте (Университетские чтения 2006, доклад)  
13. Хрестоматия Психология эмоций составитель Вилюнас В. (глава А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции). - СПб.: Питер, 2004  
14. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (www. komanda. ru) 


 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол эмпирического  исследования

Приложение 1

Бланк для ответов (форма A – для мужчин)

Бланк для ответов (форма A)

___________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

 

№п/п

Утверждение

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1

Я больше думаю о получении  хорошей оценки, чем опасаюсь получения  плохой

             

2

Если бы я должен был  выполнять сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над  ним в одиночку

             

3

Я чаще берусь за трудные  задачи, даже если не уверен, что смогу  их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу

             

4

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и  в успехе которого я уверен, чем  трудное дело, в котором возможны неожиданности

             

5

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все  силы, чтобы с этим справиться, чем  перешел бы к тому, что может  хорошо получиться

             

6

Я предпочел бы работу, в  которой мои функции четко  определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой  должен сам определять свою роль

             

7

Я трачу больше времени  на чтение специальной литературы, чем художественной

             

8

Я предпочел бы важное, трудное  дело, хотя вероятность неудачи в  нем равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному

             

9

Я скорее выучу развлекательные  игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют  мастерства и известны немногим

             

10

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами

             

11

Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную  игру, чем в игру трудную, требующую  размышлений

             

12

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где  силы всех участников приблизительно равны

             

13

В свободное от работы время  я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечения

             

14

Я скорее предпочту сделать  какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие

             

15

Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой  начальная зарплата будет 1000 у. е. и  размер ее может оставаться таким  неопределенное время, чем работу, где  начальная зарплата равна 500 у. е. и  есть гарантия, что не позже чем  через 2 года буду получать более 1500 у. е.

             

16

Я скорее бы стал играть в  команде, чем соревноваться один на один

             

17

Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока меня полностью не удовлетворит полученный результат, чем  стремиться закончить дело быстро и  с меньшим напряжением

             

18

На экзамене я предпочел  бы конкретные вопросы по пройденному  материалу вопросам, требующим для  ответа высказывания своего мнения

             

19

Я скорее бы выбрал дело, в  котором имеется некоторая вероятность  неудачи, но есть и возможность достичь  высоких результатов, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится

             

20

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением  вздохну (пронесло!), чем порадуюсь  хорошей оценке

             

21

Если бы я мог вернуться  к одному из незавершенных дел, то скорее вернулся бы к делу трудному, чем к легкому

             

22

При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о  том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как  правильно его решить

             

23

Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход

             

24

После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным  и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело

             

25

Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем приму  в нем участие

             

26

Когда я берусь за трудное  дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь  с ним, чем надеюсь на его успешное завершение

             

27

Я работаю эффективнее  под чьим-то руководством, чем когда  несу за свою работу личную ответственность

             

28

Мне больше нравится выполнять  сложное, незнакомое задание, чем задание  знакомое, в успехе которого я уверен

             

29

Я работаю продуктивнее над  заданием, когда мне конкретно  указывают, что и как выполнять, чем когда формулируют задачу лишь в общих чертах

             

30

Если бы я успешно решил  какую-то задачу, то с большим удовольствием  взялся бы еще раз решить аналогичную  ей, чем перешел бы к задаче другого  типа

             

31

Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес  и азарт, чем тревога и беспокойство

             

32

Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем  пытаюсь их реально осуществить

             

Сумма баллов

 

Информация о работе Эмпирическое исследование мотивации достижения с помощью теста-опросника А. Мехрабиана