Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.

Содержание работы

Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

      Наше исследование состоит из двух этапов:

    1. подготовительный этап
    2. констатирующий этап

      Данное  психологическое исследование проводилось  на базе СШ № 15 г. Борисова.

      Обследовалось  30 человек (учащиеся 10 класса) подросткового  возраста (от 15 до 16 лет). 46,6%% из общей численности составляют девочки (14 человек). 53,4% из общей численности составляют мальчики (16 человек).

      Методы  диагностики:

  • Анализ литературы по проблеме исследования
  • Метод тестирования («Тест интерперсональной диагностики» Т. Лири).

      В рамках  метода тестирование проводилась  методика «Тест интерперсональной  диагностики» Т. Лири. Данная методика  предназначена для исследования  представлений субъекта о себе  и идеальном «Я», а также  для изучения взаимоотношений  в малых группах [22, с. 232].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования межличностных  отношений в подростковом возрасте

     В ходе  эмпирического исследования межличностных  отношений в подростковом возрасте  были получены следующие результаты.

 

Таблица 2.1 – Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте (девочки)

Тип отношения  к окружающим

0-8

9-12

13-16

Авторитарный

21,4%

71,4%

7,2%

Эгоистический

100%

0%

0%

Агрессивный

57,1%

42,9%

0%

Подозрительный

64,3%

21,4%

14,3%

Подчиняемый

85,7%

14,3%

0%

Зависимый

71,4%

28,6%

0%

Дружелюбный

42,9%

57,1%

0%

Альтруистический

50%

50%

0%


 

     Проанализировав  таблицу 2.1 – Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте (девочки), можно сделать вывод о том, что

7,2% девочек имеют диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 71,4% – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 21,4% – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

     Все девочки  данной выборки обладают  эгоистическими чертами, ориентированы на себя, склонны к соперничеству.

     42,9% –требовательны, прямолинейны, откровенны, строги и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны, раздражительны. 57,1% – упрямые, упорные, настойчивые и энергичные.

    14,3% девочек-подростков – отчужденны по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительны, обидчивы, склонны к сомнению во всем, злопамятны, постоянно на всех жалуются, всем недовольны. 21,4% – критичны, необщительны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнуты, скептичны, разочарованны в людях, скрытны, свой негативизм проявляют в вербальной агрессии. 64,3% – критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

     14,3% девочек – застенчивы, кротки, легко смущаются, склонны подчиняться более сильному без учета ситуации. 85,7% – скромны, робки, уступчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться, не имеют собственного мнения, послушно и честно выполняют свои обязанности.

     28,6% девочек из данной выборки послушны, боязливы, беспомощны, не умеют проявить сопротивление, искренне считают, что другие всегда правы. 71,4% – конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими, вежливы.

     Большая  половина (57,1%)– дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, "быть хорошими" для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогрупп имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильны. 42,9% – склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

     Половина  девочек данной выборки (50%) – гиперответственны, всегда приносит в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим, принимают на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 50% – ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

 

                    Таблица 2.2 – Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте (мальчики)

Тип отношения  к окружающим

0-8

9-12

13-16

Авторитарный

31,2%

56,2%

12,6%

Эгоистический

100%

0%

0%

Агрессивный

68,7%

31,3%

0%

Подозрительный

87,5%

12,5%

0%

Подчиняемый

100%

0%

0%

Зависимый

100%

0%

0%

Дружелюбный

81,2%

18,8%

0%

Альтруистический

87,5%

12,5%

0%


 

 

     Проанализировав  таблицу 2.2 – Результаты исследования  межличностных отношений в подростковом  возрасте (мальчики), можно сделать  вывод о том, что 12,6% мальчиков имеют диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 56,2% – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 31,2% – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

     Все мальчики  данной выборки обладают  эгоистическими чертами, ориентированы на себя, склонны к соперничеству.

     31,3% –требовательны, прямолинейны, откровенны, строги и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны, раздражительны. 68,7% – упрямые, упорные, настойчивые и энергичные.

     12,5% мальчиков критичны, необщительны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнуты, скептичны, разочарованны в людях, скрытны, свой негативизм проявляют в вербальной агрессии. 87,5% – критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

     Все мальчики-подростки  данной выборки (100%) скромны, робки, уступчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться, не имеют собственного мнения, послушно и честно выполняют свои обязанности.

     Также все  мальчики конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими, вежливы.

     18,8%– дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, "быть хорошими" для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогрупп имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильны. 81,2% – склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

     12,5% мальчиков данной выборки – гиперответственны, всегда приносит в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим, принимают на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 87,5% – ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

     Проанализировав таблицу 2.1 – Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте (девочки) и таблицу 2.2 – Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте (мальчики) можно сделать следующие выводы. Девочки чаще являются авторитетными лидерами, более успешны в делах, однако мальчики являются не менее уверенными в себе. Мальчики и девочки данной выборки одинаково эгоистичны и склонны к соперничеству. Мальчики чуть более упрямы и настойчивы, но девочки долее склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны и раздражительны. Девочки-подростки испытывают большие трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности, но мальчики более обидчивы и злопамятны. Девочки чаще проявляют свой негативизм в вербальной агрессии. Мальчики более скромные,  робкие, уступчивые, эмоционально сдержанные. Также мальчики более конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими. Девочки более ориентированны на принятие и социальное одобрение. Мальчики более склонны к сотрудничеству, кооперации, более компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Мальчики также более бескорыстны и отзывчивы в отличие от девочек.

 

Выводы по главе 2

Проведя эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте с помощью теста интерперсональной диагностики Томаса Лири, мы можем заключить, что девочки чаще являются авторитетными лидерами, более успешны в делах, однако мальчики являются не менее уверенными в себе. Мальчики и девочки данной выборки одинаково эгоистичны и склонны к соперничеству. Мальчики чуть более упрямы и настойчивы, но девочки долее склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны и раздражительны. Девочки-подростки испытывают большие трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности, но мальчики более обидчивы и злопамятны. Девочки чаще проявляют свой негативизм в вербальной агрессии. Мальчики более скромные,  робкие, уступчивые, эмоционально сдержанные. Также мальчики более конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими. Девочки более ориентированны на принятие и социальное одобрение. Мальчики более склонны к сотрудничеству, кооперации, более компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Мальчики также более бескорыстны и отзывчивы в отличие от девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги вышеизложенному,  можно сделать следующий вывод: одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  не  заметить родители, возникает  у детей очень рано и с возрастом  усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно- групповым.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во- вторых, это специфический  вид межличностных отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте