Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.

Содержание работы

Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика работы………………………………………………...3

1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5

1.1.  Место и значение  подросткового периода в развитии  ребенка…....5

1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8

1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16

1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20

1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24

Выводы по главе 1……………………………………………………………..36

 

2. Эмпирическое исследование  межличностных отношений в подростковом  возрасте…………………………………………………………………………37

      2.1. Этапы  проведения эмпирического исследования…………………...37

      2.2. Анализ  результатов эмпирического исследования  межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38

Выводы по главе 2……………………………………………………………..43

Заключение …………………………………………………………………….44

Список использованных источников…………………………………………46

Приложение ……………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Проблема изучения межличностных  отношений в подростковом возрасте на современном этапе является актуальной.

      В психологии существует ряд авторов, занимающихся изучением особенностей подросткового возраста Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И Фельдштейн.

Можно отметить, что среди  наиболее актуальных проблем, возникающих  в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные  с межличностными отношениями.

     Таким образом,  проблема межличностных отношений в подростковом возрасте является актуальной.

      Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

      Задачи исследования:

  1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
  2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  3. сформулировать выводы.

      Объект исследования: межличностные отношения.

      Предмет исследования: особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

      Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существуют различия в межличностных отношениях у мальчиков и девочек.

      Методологической основой исследования являются принцип детерминизма, единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, принцип системности и принцип логичности.

      Методы исследования:

  • анализ литературы по проблеме исследования;
  • метод тестирования (Тест интерперсональной диагностики Т. Лири);
  • методы математической статистики;

      Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для налаживания общения у учащихся.

      Научная новизна: результаты данного исследования подтверждают имеющиеся в психологии данные.

      Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе СШ №15 г. Борисова.

      Обследовалось 30 человек (учащиеся 10 класса) подросткового возраста (от 15 до 16 лет).

      53,4% из общей численности составляют мальчики (16 человек).

     46,6% из общей численности составляют девочки (14 человек).

      Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из   стр. и включает в себя:

    1.   Общую характеристику работы (актуальность проблемы, цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотезу исследования, методологическую основу и методы исследования, практическую значимость и научную новизну полученных результатов, эмпирическую базу исследования).

          2.  Главу 1, где описывается проблема изучения особенностей подросткового возраста в психологии.

          3.   Главу 2, где описывается эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте.

          4.        Заключение.

          5.        Список использованных источников.

 

 

 

 

1. Особенности подросткового возраста

 

1.1.  Место и значение  подросткового периода в развитии  ребенка.

 

Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в V--VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати – двенадцати до четырнадцати – пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже [10, 18].

Особое положение подросткового  периода в цикле детского развития отражено в других    его    названиях – «переходный», «трудный», «критический».  В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте    процессов развития, связанных   с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в   результате   перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов,  познавательной  и   учебной   деятельности,  содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [13, 32].

Первым фактором развития личности   подростка    является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя  (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако  процесс  становления   нового  растянут  во   времени. Он  зависит  от   многих условий и потому  может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости»   и   «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон    взрослости. Это    связано    с   тем, что    в   обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей).

Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда – пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости.

Например, в VII классе есть мальчики еще с детским обликом и 
интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; есть «интеллектуалы» с устойчивыми содержательными интересами, но есть подростки и без таких интересов, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть увлеченные только общением с товарищами и спортом, но с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки учатся с увлечением, многим интересуются, много читают, а другие думают только о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие сами заняли дома позицию помощника и опоры матери и т. д.[1.с.99].

Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного «интеллектуала» книги и знания –  главное в жизни, а во многом остальном он – «дитя»; другой –тоже классный «интеллектуал» -- дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия синего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего «интеллектуала» особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а и отношениях с девочками по их мнению, как ребенок – дергает за косички, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит  по-разному, 
и при   этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие [15,86].

Таким образом, подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность) [12, 41].

На протяжении многих лет ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.

 

 

1.2.Подростковый возраст как этап психического развития

 

При анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой психологи исходят из того, что непосредственно условия жизни не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением. Специфичное для каждого возрастного этапа отношение внутренних процессов развития и внешних его условий определяет качественно новые психические образования. И именно это сочетание составляет социальную ситуацию развития.

Вот как пишет об этом Л. С. Выготский в работе «Проблема  возраста»: «Одна из величайших помех  для теоретического и практического изучения детского развития неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.

Следует признать, что  к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфичное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте» [2, 28]. В исследованиях психологов были выявлены те конкретные социальные обстоятельства, прежде всего изменение места ребенка в обществе, смена его позиции, которые, как говорит А. Н. Леонтьев, характеризуют подростковый период развития. Поиски ответа на вопросы: когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, начинает критически воспринимать их систему ценностей? Что формирует такое психологическое новообразование этого возраста как самосознание? -породили различные теоретические концепции подросткового периода развития.

Главной целью исследований, является разработка системы взглядов, позволяющих создать целостную картину ключевых аспектов развития подростков. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное обстоятельство выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на формирование всесторонне развитой личности [11, 87].

Рассмотрение подросткового  возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12—15 лет у девочек и 13—16 лет у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12—17 лет. В классификации Д. Б. Бромлей данный возраст определяется 11 —15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возраст от 12 до 15 лет [4, 12].

Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте