Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.

Содержание работы

Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д. Б. Элькониным, в которой, в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10—15 годами. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих движущую силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию [6,58].

Наши знания о процессе протекания разных периодов детства  как особых, неповторяемых, имеющих  свою специфику, свои внутренние противоречия, раскрывают дискретный характер этого развития. В то же время необходимо рассмотреть развитие как целостный процесс, в котором каждый этап есть только форма проявления общих закономерностей. В последнем случае исследование направляется на выяснение места каждого этапа в процессе становления личности. Именно знание закономерностей детства в целом и каждого возрастного этапа в частности позволяет корректировать и, главное, направлять психическое развитие личности, осуществляемое в закономерной смене типов деятельности.

В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий формирование личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе [16, 52].

Выявление в каждом периоде  детства ведущих типов деятельности, изучение их взаимосвязи с другими  видами деятельности позволяют более направленно искать способы воздействия внешне организованной деятельности на формирование определенной иерархии  мотивов, на развитие процесса целеполагания.

Советские психологи  Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и другие выделяют в деятельности две стороны — предметную (практическую и познавательную) и направленную на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. В ходе исследовательской работы выяснилось, что для подросткового возраста как раз характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений [5, 76].

Вопрос о характере  ведущей для подросткового возраста деятельности по усвоению норм взаимоотношений  уже подробно рассматривался в работах  Д. И. Фельдштейна. Данная сторона жизни  индивида, активно развивающаяся в подростковом возрасте, получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности, играющей в этот сложный период роль ведущей.[18, 29].

В специально задаваемой общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Однако целенаправленное построение этой деятельности требует дальнейших исследований, во-первых, ее генезиса, во-вторых, ее содержания, структуры, условий ее возникновения, критериев сформированности. В настоящее время ведется активный поиск оптимальных вариантов построения общественно полезной деятельности подростков как основы организации системы их воспитания в условиях школы, ПТУ, внешкольных учреждений.

При поиске путей организации  системы общественно полезной деятельности и, главное, формировании ее как ведущего типа в психическом развитии подростка  возникают и трудности организационно-педагогического  характера. Поэтому были изучены условия организации различных видов такой деятельности — учебной, трудовой, спортивной, организационно-общественной, художественной, при этом акцент делался на механизмах, обеспечивающих формирование в системе общественно полезной деятельности новообразований подросткового возраста. Особое место в данном случае отводилось изучению вопросов, связанных с освоением подростком в общественно полезной деятельности новой социальной позиции.

Важное место в этих исследованиях занимает выяснение взаимоотношений подростков со сверстниками и со взрослыми, складывающихся в процессе осуществления общественно полезной деятельности. В этом плане интерес представляет психологическая значимость таких видов общения, как индивидуально-личное, стихийно-групповое, социально ориентированное. Без этого трудно выявить пути интегрирования всех видов общения в социально ориентированные. Такое общение предполагает формирование интегральной потребности принести пользу другим людям, обществу в целом. Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе. Конечно, для разработки психологических основ процесса воспитания подростков особое значение имеет знание иерархии мотивов деятельности, условий, возможностей, механизмов их перестройки и целенаправленного формирования. В этом плане в психологии проведены серьезные исследования (Л. И. Божович, 1968; В. В. Давыдов, 1972; А. Н. Леонтьев, 1977; Д. И. Фельдштейн, 1982; В. Э. Чудновский, 1981). Однако недостаточно изучены само понятие мотива, а также функции и особенности соотношения мотивов. Вместе с тем исследование конкретного соотношения мотивов, механизма изменения их иерархии, условий и причин их перестройки исключительно важно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Представляется, что формирование потребностей и мотивов — это один из наиболее значимых моментов в общей системе изучения современного подростка, поскольку именно в этот период складываются личностные образования, имеющие особое значение для овладения ребенком социальной ситуацией взрослого [9, 92].

Вот почему становятся столь  актуальными исследования, направленные на выявление условий такого построения общественно полезной деятельности, при котором перестройка иерархии мотивов подростка осуществляется в заданном направлении.

С проблемой иерархии мотивов тесно связан вопрос о  целях, так как именно цель превращает активность в деятельность. Исследование зависимости между характером цели и выполнением действий, а также формированием умений и навыков позволяет раскрыть соотношение различных типов деятельностей. При этом необходимо учитывать особую чувствительность 10—15-летнего ребенка к специфическим воздействиям, связанным с проявлениями его индивидуальности как члена общества. Иными словами, в этот период онтогенеза складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида.

Усилия психологов направлены на то, чтобы выявить суть чувствительности подростка к определенным влияниям, а вместе с тем внутренние связи между периодами, в которые развивается мотивационно-потребностная сфера личности. При этом важно иметь в виду, что при описании сензитивных периодов как критических не следует вкладывать в них тот же смысл, какой вкладывается в термин «критический» в физиологии при обозначении узловых точек онтогенеза. Если в возрастной физиологии критические периоды рассматриваются главным образом с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, то в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формирующим воздействиям. В отличие от стабильных (литических) критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [3, 66].

      Пристального  изучения требует вопрос об  особенностях перехода от подросткового  к юношескому возрасту.

В этом отношении интерес  представляет сравнительный анализ материалов исследований особенностей психического развития подростков, которые были осуществлены в 40—50-е и в 80-е гг. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания. Здесь требуются исследования, раскрывающие особенности самосознания подростка, его отличия от самосознания юноши и от тех форм самосознания, которые сформированы у ребенка в предыдущие возрастные периоды.

Важным признаком, характеризующим  самосознание подростка, считается так называемое чувство взрослости. Вопрос о чувстве взрослости как новообразовании подросткового возраста весьма проблематичен. Прежде всего вызывает сомнение сам термин, слишком неопределенный, расплывчатый. Понятие «чувство взрослости» необходимо наполнить психологическим содержанием. Невозможно употреблять этот термин лишь в том значении, какое имелось в виду 15—20 лет назад, поскольку его содержание не охватывает главные моменты, характеризующие психологические особенности современного подростка. В частности, спорным является положение о том, что чувство взрослости проявляется у подростка в основном в желании подражать взрослым. С фактами, на которых основывается названное положение, мы действительно сталкиваемся достаточно часто (подростки хотят быть мужественными, как взрослые, смелыми, как они, красиво одетыми и т. п.), но они лежат на поверхности, не к этому сводится психологическая сущность данного феномена. Полученные результаты показывают, что взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость, и одежда важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности [20, 52].

Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия — и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений [7, 64].

Подростковый возраст—трудный  период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним.  Особый интерес представляет исследование перестройки деформированной структуры личности так называемых трудных подростков, поскольку система работы с трудными детьми может стать своеобразной моделью для работы с любыми подростками [21, 49].

 Таким образом, важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10—15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку. Решение проблем  формирования активной жизненной позиции невозможно без знания особенностей психического развития в подростковый период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Анатомо-физиологическая  перестройка организма подростка

 

Проблема биологического фактора в развитии подростка  обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

Начало перестройки  организма связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников). Их совокупная деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме ребенка, в том числе наиболее очевидные: «скачок в росте» и половое созревание (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Наиболее интенсивный период в этих процессах приходится на одиннадцать—тринадцать лет у девочек и тринадцать—пятнадцать лет у мальчиков. В настоящее время наблюдается акселерация физического развития и полового созревания, и поэтому уже в девять – десять лет у девочек может начаться деятельность половых желез и формирование грудной железы, а в десять –  одиннадцать лет некоторые оказываются на стадии начала половой зрелости (мальчики – в двенадцать – тринадцать лет) [8, 12].

В исследованиях  не было выявлено строгой зависимости между уровнем полового созревания и соматометрическими показателями, но, с другой стороны, именно рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки являются специфическими моментами физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином «скачок в росте». Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка и общие пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и лицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа, но мозг в размерах увеличивается незначительно. В период от одиннадцати – двенадцати до пятнадцати – шестнадцати лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до четырнадцати лет пространство между позвонками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, длительных односторонних напряжениях или чрезмерных физических нагрузках. Наибольшие изменения в осанке происходят в одиннадцать – пятнадцать лет, хотя в этом возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. Срастание костей таза (в которых заключены половые органы девочек) заканчивается к 20 – 21 году. Их смещение и смещение несросшихся костей возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовую функцию [23, 76].

Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек — по женскому типу, это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиений, повышения кровяного давления, головокружения, головных болей, быстрой утомляемости [14, 23].

В  подростковом   возрасте  наступают  резкие  перемены   во внутренней среде организма в  связи с изменениями в системе  активно действующих  желез

внутренней секреции, причем гормоны   щитовидных  и   половых   желез   являются,   в   частности, катализаторами обмена веществ. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны  между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой — повышенной чуткостью к  патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания (страх, гнев, чувство обиды и оскорбления) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие  гипертериоза)   и  функциональных  расстройств  нервной системы (некоторые признаки этого — повышенная раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих  механизмов,  рассеянность,  падение  продуктивности  в работе, расстройства сна). Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии. У девочек появление таких состояний нередко наблюдается незадолго до начала или во время менструального цикла [17, 102].

Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте