Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.

Содержание работы

Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Дружба в жизни подростка. Важная роль в развитии личности и социально-моральной взрослости подростка принадлежит особому роду отношений –  отношений с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся ему более необходимыми.  Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые  пользуются  уважением, авторитетом, выделяются продвинутостью в чем-то. Привлекать может разное: ярко выраженные качества хорошего товарища, немалые знания, многосторонняя умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Следует   отметить, что   нередко класс младших подростков   будоражат ребята, обладающие признаками внешней   взрослости (среди них обычно бывают переростки   и второгодники).В представлении одноклассников такие ребята –  уже взрослые по сравнению с остальными, и именно поэтому они вызывают повышенный интерес к себе. Одни    их    осуждают, другие начинают равняться на них, подражать, стараются установить с ними тесный контакт. Это –  прямой сигнал для интенсивной  воспитательной  работы  в  классе.  Необходимо   немедленно развенчать эрзацы взрослости и создать правильное представление о ее содержании,   об основах подлинного уважения и авторитета. Возможности для этого большие,   так как  часто подростка    одновременно    привлекают    ребята очень разные, с   противоположными    интересами,    и   более или   менее   длительное   время   круг   общения   бывает   широким,   но неустойчивым: устанавливаются довольно тесные, но временные отношения –  идет   поиск   близкого    товарища;   во всех   случаях апробируется взаимная привлекательность общения   и   совместимость двоякого рода – по интересам и степени   удовлетворенности характером личных отношений [20, 18].

Значительный разрыв в уровне развития тех или иных особенностей подростков может препятствовать возникновению дружбы, так как более развитому общение может быть неинтересно, но, с другой стороны, именно более взрослый занимает ведущее положение в отношениях, задает тон в занятиях.

Для сближения ребят  большое значение имеет общность в интересах и любимых занятиях, интересность общения и разговоров. Содержательной основой общения могут стать любимые занятия. Ребята стремятся к сотрудничеству в разных делах, поручения каждого часто выполняются вместе. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника и сам старается приобщить его к собственным занятиям. Нередко общение с товарищем бывает настолько привлекательно, что вместе с ним подросток начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало и сейчас тоже не интересует. Однако со временем он может заинтересоваться им по существу. Поэтому общение с товарищами — источник возникновения новых интересов. Умение хорошо работать вместе подростки очень ценят [6, 34].

Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка впервые серьезно задуматься о себе, увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка. Он ему или просто подражает, или начинает развивать в себе определенные качества: начинает усиленно читать или развивать физическую силу и смелость, или умение сдерживать себя и всегда выполнять обещанное и т. д.

Большое место в общении  близких товарищей занимают разговоры. Они пронизывают различные занятия, прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подростков, «самое интересное – разговаривать!» В некоторых случаях именно разговоры заполняют все время, когда подростки бывают вместе, и ничто другое их, по существу, не связывает. Такая дружба возникает впервые в подростковом возрасте. Ребята обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению — о планах, мечтах и их воплощении в жизнь, о совместных замыслах, о романтических симпатиях, причем «тайны» подростков касаются именно этих вопросов, а также более интимных, связанных с половым созреванием [18, 59].

Расширение и углубление содержания, которое осознается  как важное и личное, рождает острую потребность в друге, с  которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям – требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну. Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Найти настоящего друга и быть для него тоже единственным другом — мечта каждого подростка, мальчика и девочки. Они чрезвычайно ревниво относятся к симпатии друга или близкого товарища к некоторым ребятам, старательно охраняют дружбу от проникновения в нее кого-то другого. Однако у каждого члена дружащей пары обычно есть еще более или менее близкие товарищи, которые составляют круг преимущественного общения подростка. Это является основой возникновения и существования в классе групп. В подростковом возрасте между ними могут возникать сложные и напряженные отношения.

Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!» Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение «кодекса товарищества» и дополнительных требований к дружеским отношениям, но и вхождение одного во все стороны жизни другого, содействование, сотрудничество во всем. Подросток стремится к общности жизни с товарищем-другом. С возрастом все важнее становится «родство душ» -- общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях,    стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению    такой    дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных    жизненных,    этических, эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень эмоциональные.  Они   важны для этического развития, так как каждый  не только учится доказывать и защищать правильность собственного    мнения, но и видеть   его   ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях  у  подростка складывается точка зрения, которая осознается    как   собственная, личная, т. е. формируются убеждения. Наряду   с этим у друзей складывается общность во взглядах по разным вопросам, что составляет основу внутренней близости [7, 35].

Отношения   поднимаются  на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой  к  избранной  профессии,  самовоспитанием, самообразованием. Друзья   начинают  общими   усилиями   воплощать    их    в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу. Это самый ценный для развития личности тип дружбы. Противоположный тип дружбы основан на стремлении подростков к внешней взрослости, на подражании взрослым в манере проводить время, развлекаться.

Настоящая дружба редко  возникает сразу. Обычно ей предшествует поиск, неудачи, временные отношения. На основе такого опыта складывается и оттачивается личный идеал друга и    дружбы. Возникают  отношения легче,  чем  укрепляются  и углубляются. Для этого недостаточно симпатии   и совпадения интересов. Необходимо, чтобы каждый соблюдал нормы «кодекса товарищества» и требования к дружбе. Именно это бывает трудно, особенно вначале, так как к отношению товарища подросток уже предъявляет большие и определенные требования, а к себе – еще не все и не всегда; недостатки другого видит, а свои – нет. Отсюда возникают обиды, столкновения,   конфликты,    временные    разлады, возможен даже разрыв отношений. Подростки   дорожат дружбой, при этом они очень требовательны и обидчивы.   Превращение   близкого   товарища   в друга – это очень интимный процесс. Он связан с осознанием подростком собственной  удовлетворенности от общения со  сверстником и прекращением этого общения в необходимость, потребность, которую удовлетворить в настоящее  время  не может никто другой.     Именно     поэтому дружба подростков     эмоциональна, насыщена   множеством переживаний относительно характера личных отношений [9, 48].

Отношения с близким товарищем, другом являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться и отдать себе отчет в том, что в этих отношениях и в товарище ему нравится, а что – нет, сравнивает его отношение к себе и свое к нему, выделяет поступки, которые обижают, старается понять их причины. Размышляя, подросток сравнивает товарища с собой. В процессе таких размышлений и оценок складывается представление о причинах недовольства отношениями и о том, кто именно виноват и что делать дальше, например простить «измену» или перестать дружить из-за этого. Подростки очень активно действуют по отношению друг к другу на всех этапах развития отношении, строят их в том или другом направлении.

Их общение имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек — товарищ, а содержанием этой деятельности — построение взаимоотношений и  действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища[ 11, 35].

Стремление воздействовать на другого человека — новая и  очень важная особенность подростка. В этом ярко проявляется его социальная активность, новый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, так как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований к отношению и поведению и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения. Большое значение общения с близкими товарищами и другом для развития личности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений — личных, которые специфичны именно для взрослых людей. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.

Особенности отношений  мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим — интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом развитии и половом созревании девочки обгоняют мальчиков. В V—VI классах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте [23, 15].

Вначале интерес к  другому полу имеет у многих мальчиков  разлитой характер и проявляется  специфическим для младшего подростка способом — в «задирании» девочек, которые нередко жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношения изменяются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. Поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития.

В VI—VII классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. Хотя о собственном отношении подростки обычно рассказывают только другу или близкому товарищу, но знают об этом, как правило, многие одноклассники: они наблюдательны, обмениваются новостями.

В V—VI классах дружба между мальчиками и девочками возникает редко, а в VII—VIII — чаще, и взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Безответная симпатия уже нередко бывает источником сильных переживаний. Романтические отношения могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать свидания, прогулки, посещение кино, катка, парка и т. п. В VII — VIII классах появляется тенденция к образованию смешанных компаний [20, 43].

Интерес к сверстникам  противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка. Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в орбиту педагогического воздействия должны входить не только деловые взаимоотношения подростков, но и отношения с близкими товарищами, друзьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Таким образом, подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, а во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

      Подростковый  возраст связан с перестройкой  организма ребенка – половым  созреванием.

Важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10—15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение  со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпирическое исследование  проявления характера в процессе  общения

 

2.1. Этапы проведения  эмпирического исследования

Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте