Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.

Содержание работы

Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию  от взрослых, но и дает ему чрезвычайно  важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

В-четвертых, характерными особенностями подросткового возраста являются: Эмоциональная незрелость, недостаточно развитый контроль за собственным поведением, неумение соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Таким образом, взрослым следует учитывать, что подросток - это еще недостаточно зрелый и социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступать в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

     В ходе  эмпирического исследования межличностных  отношений в подростковом возрасте, нами было выявлено, что в подростковом  возрасте существуют различия в межличностных отношениях у мальчиков и девочек: девочки обладают большими лидерскими качествами, однако мальчики являются не менее уверенными в себе. Мальчики и девочки одинаково эгоистичны и склонны к соперничеству. Мальчики чуть более упрямы и настойчивы, а девочки более насмешливы, ироничны и раздражительны. Девочки чаще чем мальчики проявляют свой негативизм в вербальной агрессии. Мальчики более скромные,  робкие, уступчивые, эмоционально сдержанные. Также мальчики более конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими. Девочки более ориентированны на принятие и социальное одобрение. Мальчики более склонны к сотрудничеству, кооперации, более компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов./ Под ред.  А.В. Петровского. М.; Просвещение, 1988.-214c.
    2. Выготский Л.С. Психология.- М.: Апрель Пресс: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.-1008С.- (Серия «Мастера психологии»).

3.     Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург.: Деловая книга. 1995. 347с.

4.   Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий психологический словарь.- М.: Юрид. лит., 1997.-448с.

5.   Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1998.- 80с.

6.    Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.-Мн.; Народная асвета,1984.- 318с.

7.    Коломинский  Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция: учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2004.-480с.

8.      Кон И.С.Психология ранней юности.- М.; Просвещение.1973. 

9.     Кон И.С. Психология юношеского возраста( Проблемы формирования личности) Учеб. пособие для студ. пед.ин-тов. М.; Просвещение,1980.-175с.

10.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – М.: Изд. УРАО, 1997.- 176с.

11.    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка ( под ред.   

         Рузаковой А.Г. – М. Изд. «Институт практической психологии».       

         Воронеж: НПО «Модек», 1997.-384с.

12. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. Вузов. –М. : Владос, 1998.- 272с

13.    Мухина В.С.Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество:  Учебник для студ. Вузов.-4-е изд.-М.: Академия,1999.-456с. 17.   

14.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002.- 640с.

15.  Общение и формирование личности школьника. Под ред.А.А. Бодалева,  

       Р.Л. Кричевского.- М.: Педагогика.-1987.-152с.

16.  Психология и учитель: Перевод с англ.(Гутомюстенберг; перевод А.А.Громбах.) М.: «Совершенство». 1997.- 320с.

17.  Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.Питер,2000.- 

        624с.

18.    Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-М.:  

         Педагогика,1987.-240с.

19.    Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста.- 8-е

          междунар. изд.- СПб.: Изд-во Питер, 2000.-624с., ил.- (Серия «Мастера  

          психологии»).

20.   Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001.-720с.: 

        ил.- (Серия «Мастера психологии»).

21.   Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин.- 2-е изд., перераб. и

        доп.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.-976с.- (Библиотека  практического 

        психолога).

22.    Столяренко  Л.Д. Основы психологии: Практикум:  Учеб. пособие.- 3-е 

        изд., доп. и перераб.- Ростов-Н/Д:  Феникс, 2002.-704с.

23.  Фридман Л.М. психология  детей и подростков: Справочник  для   

       учителей  и воспитателей.- М.: Изд-во Ин-та  Психотеропии, 2003.-480с.- 

      (Серия  «Советы психолога»).

 

 

 

 

 

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ

 

Специальность «Психология»

Заочное отделение

3 курс

Группа № 3

 

 

 

 

 

 

ГРУК АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Курсовая работа

 

 

 

Научный руководитель:                                                                                                            

                                                                                   преподаватель         

 кафедры психологии

Хацкевич И.Ю.

 

 

 

 

 

Минск, 2006




Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте