Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Раздел I. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. 7
1.1. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении 7
1.2. Психологические характеристики ролевой игры.. 14
1.3. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов. 20
Выводы по первому разделу. 31
Раздел 2.Опытно – экспериментальная работа. 34
2.1. Организация и проведение исследования. 34
2.2. Анализ экспериментальной работы.. 38
2.3. 46
Выводы по второму разделу. 53
Заключение. 56
Литература: 57

Файлы: 1 файл

Коррекция подростковой тревожности.docx

— 154.01 Кб (Скачать файл)

Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Возраст_________________________ Пол ___________________________

Образование ____________________Профессия ______________________

Количество и возраст детей


Ответ№п/п

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

1

       

24

       

47

       

70

       

93

       

2

       

25

       

48

       

71

       

94

       

3

       

26

       

49

       

72

       

95

       

4

       

27

       

50

       

73

       

96

       

5

       

28

       

51

       

74

       

97

       

6

       

29

       

52

       

75

       

98

       

7

       

30

       

53

       

76

       

99

       

8

       

31

       

54

       

77

       

100

       

9

       

32

       

55

       

78

       

101

       

10

       

33

       

56

       

79

       

102

       

11

       

34

       

57

       

80

       

103

       

12

       

35

       

58

       

81

       

104

       

13

       

36

       

59

       

82

       

105

       

14

       

37

       

60

       

83

       

106

       

15

       

38

       

61

       

84

       

107

       

16

       

39

       

62

       

85

       

108

       

17

       

40

       

63

       

86

       

109

       

18

       

41

       

64

       

87

       

110

       

19

       

42

       

65

       

88

       

111

       

20

       

43

       

66

       

89

       

112

       

21

       

44

       

67

       

90

       

113

       

22

       

45

       

68

       

91

       

114

       

23

       

46

       

69

       

92

       

115

       

 

Ключ


Ответ№п/п

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

 

А а б Б

 

1

       

24

       

47

       

70

       

93

         

2

       

25

       

48

       

71

       

94

       

3

       

26

       

49

       

72

       

95

       

4

       

27

       

50

       

73

       

96

       

5

       

28

       

51

       

74

       

97

       

6

       

29

       

52

       

75

       

98

       

7

       

30

       

53

       

76

       

99

       

8

       

31

       

54

       

77

       

100

       

9

       

32

       

55

       

78

       

101

       

10

       

33

       

56

       

79

       

102

       

11

       

34

       

57

       

80

       

103

       

12

       

35

       

58

       

81

       

104

       

13

       

36

       

59

       

82

       

105

       

14

       

37

       

60

       

83

       

106

       

15

       

38

       

61

       

84

       

107

       

16

       

39

       

62

       

85

       

108

       

17

       

40

       

63

       

86

       

109

       

18

       

41

       

64

       

87

       

110

       

19

       

42

       

65

       

88

       

111

       

20

       

43

       

66

       

89

       

112

       

21

       

44

       

67

       

90

       

113

       

22

       

45

       

68

       

91

       

114

       

23

       

46

       

69

       

92

       

115

       

 

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл

Признаки:

1) Вербализация

2) Чрезмерная забота

3) Зависимость от семьи

4) Подавление воли

5) Ощущение самопожертвования

6) Опасение обидеть

7) Семейные конфликты

8) Раздражительность

9) Излишняя строгость

10) Исключение внутрисемейных  влияний

11) Сверхавторитет родителей

12) Подавление агрессивности

13) Неудовлетворенность ролью  хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности  ребенка

16) Уклонение от конфликта

17) Безучастность мужа

18) Подавление сексуальности

19) Доминирование матери

20) Чрезвычайное вмешательство  в мир ребенка

21) Уравненные отношения

22) Стремление ускорить  развитие ребенка

23) Несамостоятельность матери

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.


Приложение 4

Список детей класса


1.         Аутлев Аскер

2.         Береснев Никита

3.         Бибакова Люда

4.         Дрягина Валерия

5.         Емцев Даниил

6.         Иванова Света

7.         Кбатов Даниил

8.         Купина Галя

9.         Курижевая Фатима

10.      Малявина Яна

11.      Мерзаканов Махмуд

12.      Орлова Мария

13.      Разапов Игорь

14.      Розанов Игорь

15.      Рубанова Ивана

16.      Сиюхова Насти

17.      Снахо Артем

18.      Трепет Алиса

19.      Тугуз Вячеслав

20.      Хаджуов Арсен

21.      Шикова Зарема


Приложение 5

Подвижные игры.


Упражнения на релаксацию и дыхание.


"Драка"


Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко  вдохните, крепко-накрепко сожмите  челюсти. Пальцы рук зафиксируйте  в кулаках, до боли вдавите  пальцы в ладони. Затаите дыхание  на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните  и расслабьтесь. Ура! Неприятности  позади!"

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.


"Воздушный шарик"


Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.


"Корабль и ветер"


Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

"Представьте себе, что  наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте  поможем ему и пригласим на  помощь ветер. Вдохните в себя  воздух, сильно втяните щеки... А  теперь шумно выдохните через  рот воздух, и пусть вырвавшийся  на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я  хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.


"Подарок под елкой"


Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что  скоро новогодний праздник. Вы  целый год мечтали о замечательном  подарке. Вот вы подходите к  елке, крепко-крепко зажмуриваете  глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит  под елкой? Теперь выдохните и  откройте глаза. О, чудо! Долгожданная  игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.


"Дудочка"


Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

"Давайте поиграем на  дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте  медленно выдыхать, и на выдохе  попытайтесь вытянуть губы в  трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.


Этюды на расслабление мышц.


Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения в нашей модификации.


"Штанга"


Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

"А теперь возьмем  штангу полегче и будем поднимать  ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это  положение, чтобы судьи засчитали  вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться  зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь  еще раз, как чемпионы". Упражнение  можно выполнить несколько раз.


"Сосулька"


Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать  вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"


"Шалтай-болтай"


Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще  один маленький спектакль. Он  называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".


"Винт"


Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем  превратиться в винт. Для этого  поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем  поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим  руки будут свободно следовать  за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".


"Насос и мяч"


Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

"Ребята, разбейтесь на  пары. Один из вас - большой надувной  мяч, другой насосом надувает  этот мяч. Мяч стоит, обмякнув  всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен  несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ  начинает надувать мяч, сопровождая  движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей  воздуха мяч надувается все  больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно  выпрямляя ноги в коленях, после  второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается  голова, после четвертого - надулись  щеки и даже руки отошли  от боков. Мяч надут. Насос перестал  накачивать. Товарищ выдергивает  из мяча шланг насоса... Из мяча  с силой выходит воздух со  звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.


Игры, способствующие расслаблению.


Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать". Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Информация о работе Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста