Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Раздел I. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. 7
1.1. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении 7
1.2. Психологические характеристики ролевой игры.. 14
1.3. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов. 20
Выводы по первому разделу. 31
Раздел 2.Опытно – экспериментальная работа. 34
2.1. Организация и проведение исследования. 34
2.2. Анализ экспериментальной работы.. 38
2.3. 46
Выводы по второму разделу. 53
Заключение. 56
Литература: 57

Файлы: 1 файл

Коррекция подростковой тревожности.docx

— 154.01 Кб (Скачать файл)

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду или в школе на стенде можно разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей.


Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).


1. Общаясь с ребенком, не  подрывайте авторитет других  значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много  ваши учителя понимают! Бабушку  лучше слушай!")

2. Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте  ребенку без всяких причин  то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности  детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается  какой-либо учебный предмет, лучше  лишний раз помогите ему и  окажите поддержку, а при достижении  даже малейших успехов не забудьте  похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте  с ним честными и принимайте  таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо  объективным причинам ребенку  трудно учиться, выберите для  него кружок по душе, чтобы  занятия в нем приносили ему  радость и он не чувствовал  себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.


Как играть с тревожными детьми


На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в  любую новую игру должно проходить  поэтапно. Пусть он сначала ознакомится  с правилами игры, посмотрит, как  в нее играют другие дети, и  лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать  соревновательных моментов и  игр, в которых учитывается скорость  выполнения задания, например, таких  как "Кто быстрее?".

3. Если вы вводите новую  игру, то для того чтобы тревожный  ребенок не ощущал опасности  от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции  или правил из игры, в которую  ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами  рекомендуется использовать только  после длительной работы с  ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад" и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки".

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".

Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.


Выводы по второму разделу

Метод коррекции тревожности представляется как планомерный и систематический процесс и осуществляется в три этапа. На первом этапе составляется план работы с каждым ребенком, основанный на психолого-педагогическом и семейном «диагнозе». Он включает групповую и индивидуальную игровую терапию. Задача первого этапа - вскрыть конфликты и устранить препятствия, мешающие адекватным формам поведения и установлению контакта.

На втором этапе формируются поведенческие стереотипы в соответствии с общепринятыми нормами и возрастом.

На третьем этапе в процессе функциональных тренировок ставится задача научить корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.

Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности (игровой, учебной) и опирается на индивидуальный Уровень развития. Поэтому параллельно ведется работа по преодолению вариантов задержек развития, которая включает преодоление имеющихся дефектов сенсорики, общих и тонких произвольных движений, речи; формирование процессуальной и затем ролей вой игры; ознакомление с окружающими.

Как прием косвенного внушения широко используется библиотерапия. Эффективно проигрывание конфликтов г использованием ролевых игр, музыкальных сказочных инсценировок, причем при распределении ролей учитываются характерологические особей! и ости ребенка.

Указанные мероприятия, включая ритмику, ЛФК, коррекцию, внимания, памяти, мышления, рассматриваются как лечебно-педагогические и психотерапевтические и служат задачам профилактической реабилитации в плане предотвращения становления патологических форм поведения.

Коррекционную работу с детьми с гипердинамическим синдромом приходится начинать индивидуально, чтобы ограничить количество отвлекающих моментов. С целью организации, активизации и развития устойчивости внимания используются модифицированные варианты методики «Детский вариант корректурной пробыл (вычеркивание знакомых картинок, нарисованных на одной линии), «Зрительный диктант» (отыскивание в таблице 16 картинок, расположенных не по порядку), «Выбор по образцу» (отыскивание геометрических фигур одинакового цвета и размера среди других, рад положенных на доске). На занятиях ритмикой, ЛФК полезно использовать метод включения «неожиданных музыкальных сигналов» с целью затормозить избыточные двигательные импульсы.

В комплекс мероприятий по профилактической реабилитаций входит также психогигиеническая и корректировочная работа с родителями и липами ближайшего окружения. В этом плане используются индивид дуальные психотерапевтические беседы с родителями по тактике воспитания; участие родителей и детей в «проигрывании конфликтов», обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми.

Возможности успешной психопрофилактической работы с данным контингентом родителей оказываются весьма ограниченными. Основной упор следует делать на активизацию помощи детям со стороны персонала медико-педагогических учреждений.

Дальнейшая разработка концепции профилактической реабилитации, внедрение разрабатываемых методик и мероприятий в специализированных медико-воспитательных учреждений и детских поликлиник является необходимым условием предотвращения формирования патологических форм нарушений поведения.


 

Заключение

По результатам анализа чаще всего у детей младшего школьного возраста выявляется страх ситуации проверки знаний - у 88% учащихся, страх самовыражения - у 60% учащихся, страх не соответствовать ожиданиям окружающих - у 60%, общая тревожность в школе, проблемы и страхи в отношениях с учителями - у 56%, фрустрация потребности в достижении успеха - у 52%.

Реже всего выражается переживание социального стресса и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Эти факторы тревожности наблюдаются у 36% учащихся. Высокий уровень тревожности - больше 75% - наблюдался у 1 ученика, повышенный уровень тревожности - больше 50% - у 8 учащихся. У 17 учащихся общий уровень тревожности в норме.

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам; боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; заниженной самооценкой; предъявлением со стороны учителя высоких требований; домашними неприятностями; высокими требованиями родителей; недостаточным вниманием и поддержкой родителей; не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

Эти данные легли в основу развивающей программы по снятию тревожности у младших школьников, которые будут реализованы в течении следующих четвертей.


Список литературы

1.         Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

2.         Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400 с. ил.

3.         Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - 2000. № 3.

4.         Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

5.         Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.

6.         Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

7.         Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996.

8.         Вачков И. Умение владеть эмоциями. //Воспитание школьников. - 1998. -№5.

9.         Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? - М., 1989.

10.      Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru

11.      Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков».- М., 1997.

12.      Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.

13.      Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.

14.      Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

15.      Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.

16.      Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. - №5.

17.      Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.

18.      Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

19.      Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности.- Психол. журнал -1997.- №5-С.56

20.      Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

21.      Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.

22.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.

23.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.

24.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

25.      Общая психология: Учебник для студентов пед.институтов. / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко. / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., ил.

26.      Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. /Под ред. В.В.Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с., ил.

27.      Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.

28.      Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5

29.      Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

30.      Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.

31.      Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М., 1969.

32.      Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -

33.      Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

34.      Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.

35.      Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.

36.      Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

37.      Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.

38.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

39.      Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 2001.

40.      СПб.: СОЮЗ, 1997.

41.      Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

42.      Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ю.Л.Ханина [электронный ресурс] // Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru

43.      Фадин А. Страх –2. // Юность-2004 -№10-С.43

44.      Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

45.      Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

46.      Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.

47.      Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.

48.      Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.

49.      Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г, -N 4.


Приложение 1

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.

1.Я всегда сочувствую  своему ребёнку.

2.Я считаю своим долгом  знать всё, что думает мой ребёнок.

3.Я уважаю своего ребёнка.

4.Мне кажется, что поведение  моего ребёнка значительно отклоняется  от нормы.

5.Нужно подольше держать  ребёнка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его  травмируют.

6.Я испытываю к ребёнку  чувство расположения.

Информация о работе Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста