Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Раздел I. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. 7
1.1. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении 7
1.2. Психологические характеристики ролевой игры.. 14
1.3. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов. 20
Выводы по первому разделу. 31
Раздел 2.Опытно – экспериментальная работа. 34
2.1. Организация и проведение исследования. 34
2.2. Анализ экспериментальной работы.. 38
2.3. 46
Выводы по второму разделу. 53
Заключение. 56
Литература: 57

Файлы: 1 файл

Коррекция подростковой тревожности.docx

— 154.01 Кб (Скачать файл)

"Водопад"


Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

"Сядьте поудобнее и  закройте глаза. 2-3 раза глубоко  вдохните и выдохните. Представьте  себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный  водопад. Вместо воды в нем  падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под  этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый  свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется  ваш лоб, затем рот, как расслабляются  мышцы шеи... Белый свет течет  по вашим плечам, затылку и  помогает им стать мягкими  и расслабленными. Белый свет  стекает с вашей спины, и вы  замечаете, как и в спине исчезает  напряжение, и она тоже становится  мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.


"Танцующие руки"


Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

"Разложите большие  листы оберточной бумаги (или  старые обои) на полу. Возьмите  каждый по 2 мелка. Выберите для  каждой руки мелок понравившегося  вам цвета. Теперь ложитесь спиной  на разложенную бумагу так, чтобы  руки, от кисти до локтя, находились  над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор  для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете  обеими руками рисовать по  бумаге. Двигайте руками в такт  музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты).

Игра проводится под музыку.


"Слепой танец"


Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку  на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и  сможет водить "слепого". Теперь  возьмитесь за руки и потанцуйте  друг с другом под легкую  музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь  ролями. Помогите партнеру завязать  повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.


"Гусеница"


Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с  вами будем одной большой гусеницей  и будем все вместе передвигаться  по этой комнате. Постройтесь  цепочкой, руки положите на плечи  впередистоящего. Между животом  одного играющего и спиной  другого зажмите воздушный шар  или мяч. Дотрагиваться руками  до воздушного шара (мяча) строго  воспрещается! Первый в цепочке  участник держит свой шар на  вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".


"Смена ритмов"


Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.


"Зайки и слоники"


Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу вам  предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала  мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует  опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается  стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

"Покажите, что делают  зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают  зайки, если видят волка?.." Педагог  играет с детьми в течение  нескольких минут.

"А теперь мы с  вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят  слоны. А что делают слоны, когда  видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда  его видят, спокойно продолжают  свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят  тигра..." Дети в течение нескольких  минут изображают бесстрашного  слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.


"Волшебный стул"


Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.


Игры за партами.


Дыхательные упражнения ("Корабль и ветер", "Дудочка", "Воздушный шарик", "Подарок под елкой", "Драка") можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском саду.

Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например, после трудной контрольной работы, подойдет упражнение "Театр масок".


"Театр масок"


Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

"Ребята! Мы с вами  посетим "Театр Масок". Вы все  будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить  выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит  злая Баба Яга". Дети с помощью  мимики и несложных жестов  или только с помощью мимики  изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно  стало. Смеяться можно, но только  после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!"

Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

"Рабочий день актера  закончен. Мы с вами устали. Давайте  отдохнем. Давайте посидим так  молча, расслабимся и отдохнем. Всем  спасибо!"

Источник: книга Елены Лютовой и Галины Мониной "Шпаргалка для взрослых".


 

Полное содержание


Введение. 3

Раздел I. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста  7

1.1. Психолого-педагогические  возможности игровой деятельности  в обучении  7

1.2. Психологические характеристики  ролевой игры.. 14

1.3. Организация коррекционных  занятий психолога с тревожными  детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов. 20

Этапы реализации коррекционных занятий. 26

1 этап -Диагностический. 26

2 этап - Информационный. 27

3 этап – Коррекционный. 27

Выводы по первому разделу. 31

Раздел 2.Опытно – экспериментальная работа. 34

2.1. Организация и проведение  исследования. 34

Методика «Неоконченные предложения». 37

2.2. Анализ экспериментальной  работы.. 38

2.3. Практическая работа. Общие  рекомендации по коррекции тревожности  младшего школьного возраста. 46

Снятие мышечного напряжения. 46

Работа с родителями тревожного ребенка. 47

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям). 49

Как играть с тревожными детьми. 50

Выводы по второму разделу. 52

Заключение. 55

Литература: 56

Приложение 1. 60

Приложение 2. 64

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста «Как справиться с плохим настроением». 64

Ход занятия. 64

Приложение 3. 69

Отношение родителей к ребенку. 70

Приложение 4. 82

Список детей класса. 82

Приложение 5. 83

Подвижные игры. 83

Упражнения на релаксацию и дыхание. 83

"Драка". 83

"Воздушный шарик". 83

"Корабль и ветер". 83

"Подарок под елкой". 84

"Дудочка". 84

Этюды на расслабление мышц. 84

"Штанга". 85

"Сосулька". 85

"Шалтай-болтай". 86

"Винт". 86

"Насос и мяч". 86

Игры, способствующие расслаблению. 87

"Водопад". 87

"Танцующие руки". 88

"Слепой танец". 89

"Гусеница". 89

"Смена ритмов". 90

"Зайки и слоники". 90

"Волшебный стул". 91

Игры за партами. 91

"Театр масок". 92

Полное содержание. 94


 

 

[1] Выготский Л.С.. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– №6, 1966.

[2] Эльконин Д.Б.. Из научных дневников./ Избранные психологические труды.– М., 1996 –С.277

[3] Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии// Компьютеры и познание.–М.: Наука, 1990.

[4] Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии// Компьютеры и познание.–М.: Наука, 1990. - С. 396-397

[5] Эльконин Д.Б.. Из научных дневников./ Избранные психологические труды.– М., 1996


 


Информация о работе Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста