Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей подросткового школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа
Описание работы
Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
Содержание работы
Введение. 3 Раздел I. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. 7 1.1. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении 7 1.2. Психологические характеристики ролевой игры.. 14 1.3. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов. 20 Выводы по первому разделу. 31 Раздел 2.Опытно – экспериментальная работа. 34 2.1. Организация и проведение исследования. 34 2.2. Анализ экспериментальной работы.. 38 2.3. 46 Выводы по второму разделу. 53 Заключение. 56 Литература: 57
Цель: эта игра на воображение
поможет детям расслабиться.
"Сядьте поудобнее и
закройте глаза. 2-3 раза глубоко
вдохните и выдохните. Представьте
себе, что вы стоите возле водопада.
Но это не совсем обычный
водопад. Вместо воды в нем
падает вниз мягкий белый свет.
Теперь представьте себя под
этим водопадом и почувствуйте,
как этот прекрасный белый
свет струится по вашей голове...
Вы чувствуете, как расслабляется
ваш лоб, затем рот, как расслабляются
мышцы шеи... Белый свет течет
по вашим плечам, затылку и
помогает им стать мягкими
и расслабленными. Белый свет
стекает с вашей спины, и вы
замечаете, как и в спине исчезает
напряжение, и она тоже становится
мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди,
по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются
и вы сами собой, без всякого усилия, можете
глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет
вам ощущать себя очень расслабленно и
приятно.
Пусть свет течет также по вашим
рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете,
как руки и ладони становятся все мягче
и расслабленнее. Свет течет и по ногам,
спускается к вашим ступням. Вы чувствуете,
что и они расслабляются и становятся
мягкими. Этот удивительный водопад из
белого света обтекает все ваше тело. Вы
чувствуете себя совершенно спокойно
и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом
вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь
свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад
света за то, что он вас так чудесно расслабил...
Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте
глаза".
После этой игры стоит заняться
чем-нибудь спокойным.
"Танцующие руки"
Цель: если дети неспокойны или
расстроены, эта игра даст им (особенно
огорченным, неспокойным) возможность
прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
"Разложите большие
листы оберточной бумаги (или
старые обои) на полу. Возьмите
каждый по 2 мелка. Выберите для
каждой руки мелок понравившегося
вам цвета. Теперь ложитесь спиной
на разложенную бумагу так, чтобы
руки, от кисти до локтя, находились
над бумагой. (Иными словами, так,
чтобы у детей был простор
для рисования.) Закройте глаза, и,
когда начнется музыка, вы можете
обеими руками рисовать по
бумаге. Двигайте руками в такт
музыке. Потом вы можете посмотреть,
что получилось" (2-3 минуты).
Игра проводится под музыку.
"Слепой танец"
Цель: развитие доверия друг
к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары.
Один из вас получает повязку
на глаза, он будет "слепой".
Другой останется "зрячим" и
сможет водить "слепого". Теперь
возьмитесь за руки и потанцуйте
друг с другом под легкую
музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь
ролями. Помогите партнеру завязать
повязку".
В качестве подготовительного
этапа можно посадить детей попарно и
попросить их взяться за руки. Тот, кто
видит, двигает руками под музыку, а ребенок
с завязанными глазами пытается повторить
эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты.
Потом дети меняются ролями. Если тревожный
ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте
его и не настаивайте. Пусть танцует с
открытыми глазами.
По мере избавления ребенка
от тревожных состояний можно начинать
проводить игру не сидя, а двигаясь по
помещению.
Игры, направленные на формирование
у детей чувства доверия и уверенности
в себе.
"Гусеница"
Цель: Игра учит доверию. Почти
всегда партнеров не видно, хотя и слышно.
Успех продвижения всех зависит от умения
каждого скоординировать свои усилия
с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с
вами будем одной большой гусеницей
и будем все вместе передвигаться
по этой комнате. Постройтесь
цепочкой, руки положите на плечи
впередистоящего. Между животом
одного играющего и спиной
другого зажмите воздушный шар
или мяч. Дотрагиваться руками
до воздушного шара (мяча) строго
воспрещается! Первый в цепочке
участник держит свой шар на
вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи,
но без помощи рук, вы должны пройти по
определенному маршруту".
Для наблюдающих: обратите внимание,
где располагаются лидеры, кто регулирует
движение "живой гусеницы".
"Смена ритмов"
Цель: помочь тревожным детям
включиться в общий ритм работы, снять
излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь
внимание детей, он начинает хлопать в
ладоши и громко, в такт хлопкам, считать:
раз, два, три, четыре... Дети присоединяются
и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором
считают: раз, два, три, четыре... Постепенно
воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает
все реже, считает все тише и медленнее.
"Зайки и слоники"
Цель: дать возможность детям
почувствовать себя сильными и смелыми,
способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу вам
предложить игру, которая называется
"Зайки и слоники". Сначала
мы с вами будем зайками-трусишками.
Скажите, когда заяц чувствует
опасность, что он делает? Правильно,
дрожит. Покажите, как он дрожит.
Поджимает уши, весь сжимается, старается
стать маленьким и незаметным,
хвостик и лапки его трясутся"
и т. д. Дети показывают.
"Покажите, что делают
зайки, если слышат шаги человека?"
Дети разбегаются по группе, классу,
прячутся и т. д. "А что делают
зайки, если видят волка?.." Педагог
играет с детьми в течение
нескольких минут.
"А теперь мы с
вами будет слонами, большими, сильными,
смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно,
величаво и бесстрашно ходят
слоны. А что делают слоны, когда
видят человека? Они боятся его?
Нет. Они дружат с ним и, когда
его видят, спокойно продолжают
свой путь. Покажите, как. Покажите,
что делают слоны, когда видят
тигра..." Дети в течение нескольких
минут изображают бесстрашного
слона.
После проведения упражнения
ребята садятся в круг и обсуждают, кем
им больше понравилось быть и почему.
"Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению
самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений
между детьми.
В эту игру можно играть с группой
детей на протяжении длительного времени.
Предварительно взрослый должен узнать
"историю" имени каждого ребенка
- его происхождение, что оно означает.
Кроме этого надо изготовить корону и
"Волшебный стул" - он должен быть
обязательно высоким. Взрослый проводит
небольшую вступительную беседу о происхождении
имен, а затем говорит, что будет рассказывать
об именах всех детей группы (группа не
должна быть более 5-6 человек), причем имена
тревожных детей лучше называть в середине
игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится
королем. На протяжении всего рассказа
об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить
детям придумать разные варианты его имени
(нежные, ласкательные). Можно также по
очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игры за партами.
Дыхательные упражнения ("Корабль
и ветер", "Дудочка", "Воздушный
шарик", "Подарок под елкой", "Драка")
можно проводить на перемене, а также за
партами во время урока или занятия в детском
саду.
Для снятия нервного напряжения,
которое может возникнуть у детей, например,
после трудной контрольной работы, подойдет
упражнение "Театр масок".
"Театр масок"
Цель: расслабить мышцы лица,
снять мышечное напряжение, усталость.
"Ребята! Мы с вами
посетим "Театр Масок". Вы все
будете артистами, а я - фотографом.
Я буду просить вас изобразить
выражение лица различных героев.
Например: покажите, как выглядит
злая Баба Яга". Дети с помощью
мимики и несложных жестов
или только с помощью мимики
изображают Бабу Ягу. "Хорошо!
Здорово! А теперь замрите, фотографирую.
Молодцы! Некоторым даже смешно
стало. Смеяться можно, но только
после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону
(из басни "Ворона и Лисица") в тот
момент, когда она сжимает в клюве сыр".
Дети плотно сжимают челюсти, одновременно
вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание!
Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась
бабушка из сказки "Красная шапочка",
когда поняла, что разговаривает не с внучкой,
а с Серым Волком". Дети могут широко
раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть
рот. "Замрите! Спасибо!
А как хитро улыбалась Лиса,
когда хотела понравиться колобку? Замрите!
Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо
потрудились!"
Далее учитель или воспитатель,
на свое усмотрение, могут похвалить особо
тревожных детей, например так: "Все
работали хорошо, особенно страшной была
маска Вити, когда я посмотрела на Сашу,
то сама испугалась, а Машенька была очень
похожа на хитрую лисицу. Все постарались,
молодцы!"
"Рабочий день актера
закончен. Мы с вами устали. Давайте
отдохнем. Давайте посидим так
молча, расслабимся и отдохнем. Всем
спасибо!"
Источник: книга Елены Лютовой
и Галины Мониной "Шпаргалка для взрослых".
Полное содержание
Введение. 3
Раздел I. Особенности тревожности
у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические
возможности игровой деятельности
в обучении 7
1.2. Психологические характеристики
ролевой игры.. 14
1.3. Организация коррекционных
занятий психолога с тревожными
детьми младшего школьного возраста,
склонными к образованию страхов.
20