Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Содержание работы

Введение 1
1. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте 2
1.1 Особенности физиологического развития младшего школьника 3
1.2 Особенности развития психических процессов 4
2. Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников 9
2.1 Молодость (от 20-23 до 30 лет). 16
2.2 Зрелость. 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

С поступлением в школу  ребёнок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его имя. Если сверстники с привязанность произносят имя, то он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими, и самим собой. Ведь, как писал Д. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. И именно в школе ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. В тоже время, поступив в школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения – по фамилии. Учителям необходимо помнить, что только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Личностное развитие и  появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

·  Потеря непосредственности.

·  Манерничание.

·  Симптом «горькой конфеты». Когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать.

Появление данных признаков  ведёт к трудностям в общении  со взрослыми, ребёнок замыкается, становится неуправляемым. В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребёнка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребёнка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на неё влияние.

Кризис семи лет влечёт за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. И он стремится  скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это  показали наблюдения за первыми днями  пребывания ребёнка в стенах данного  учреждения.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство  и младший школьный возраст. Д.Б. Эльконин (14) говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребёнок переходит в новый возраст.

От того, когда ребёнок  пойдёт в школу, настолько он готов  к обучению, будет зависеть течение  кризиса. Если ребёнок придёт в школу  поздно (7,3-8 лет), то ему придётся пройти через следующие фазы.

1.Докритическая фаза. Игра  уже не интересует ребёнка  так, как раньше, она отходит  на второй план. Возникает стремление  к продуктивной, значимой, оцениваемой  взрослыми деятельности. У ребёнка  начинает появляться субъективное  желание стать взрослым.

2.Критическая фаза. Так  как ребёнок субъективно и  объективно готов к обучению  в школе, а формальный переход  запаздывает, то у него возникает  неудовлетворённость своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный  дискомфорт.

3.Посткритическая фаза. Когда  ребёнок приходит в школу, его  эмоциональное состояние стабилизируется  и восстанавливается внутренний  комфорт.

У детей, пришедших в школу  рано, отставание в учёбе отмечается чаще, т. к. им приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную  программу и желательную игровую  деятельность.

Итак, в младшем школьном возрасте формируются чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, самооценка, самоконтроль, самоуважение трудолюбие, укрепление веры в себя, самостоятельности, а так же эмоционально – волевые  качества. Всё это необходимо для  успешного формирования учебной  деятельности. Однако личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.

 

 2.1 Молодость (от 20-23 до 30 лет).

 

     Молодость охватывает период жизни  от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более  или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница  молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной  профессии, определения отношения  к общественной жизни и своей  роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и  идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко  устанавливаются и наиболее полно  развиваются отношения дружбы и  любви. Молодость считается оптимальным  временем для самореализации.

 

 

     а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.     

Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное  сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой  активности, время, когда организм женщины  лучше приспособлен к рождению первого  ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в  дальнейшем, как правило, сделать  это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.      

Создание семьи чрезвычайно  важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет  рождение детей. Меняется весь строй  и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые  аспекты ответственности друг перед  другом и новая общая ответственность  за судьбу человека, которому они дали жизнь.     

Выбор спутника жизни и  создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая  этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" - наиболее частая формулировка при расторжении брака.     

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень  значимые, важные стороны жизни, которые  объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная  разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.     

Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них  раскрывает какую-то одну сторону его  сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит  свое отражение вся сущность каждого  из них. В этой любви человек проявляется  весь целиком.

 

 

     б) Профессиональная деятельность.     

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение  выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).     

Те, кто выбрал научную  деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в  инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим  направлениям.     

Таким образом, в молодости  человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность. Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные возрастные новообразования этого периода.

 

 

     в) Дружба.     

Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень. И надо помнить, что большую  часть своих друзей люди приобретают  именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или  учебных коллективах.

 

 

     г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.      

В возрасте порядка 30 большинство  людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление  о своей жизни, часто даже разрушается  прежний образ жизни. "У человека на границе третьего десятилетия  своей жизни самоанализ имеет  особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся  и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности" (А.В. Толстых).     

Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит  фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах  жизни, соразмеряя в данном случае масштаб  своей личности с новыми перспективами  и новыми ограничениями, которые  он увидел только теперь.     

Итак, кризис 30 лет возникает  вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и  переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел  вообще оказался неверным.     

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты".     

Согласие с миром, способность  быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

 

     2.2 Зрелость.

 

     Зрелость - самый длительный для  большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.     

Зрелость считается порой  полного расцвета личности, когда  человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов  во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане  преемственности поколений.

 

 

     а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.     

В зрелости, как и в  молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и  семейные отношения. Но если в молодости  она включала овладение выбранной  профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и  семейных отношениях.     

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности  за содержание своей жизни перед  самим собой и перед другими  людьми.     

Развитие личности зрелого  человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным  проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности  в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

 

 

     б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.     

Часть людей проживает  еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это  как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса  смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением  семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей  жизнью, умирают некоторые близкие  родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного  участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера  супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто  значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать  свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.     

Если в молодости центральным  возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство  и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований  предыдущего периода и называется продуктивностью.     

Кризис 40 лет говорит еще  об одном важном новообразовании  зрелости: коррективах жизненного замысла  и связанных с ними изменениях "Я - концепции".     

Информация о работе Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников