Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Содержание работы

Введение 1
1. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте 2
1.1 Особенности физиологического развития младшего школьника 3
1.2 Особенности развития психических процессов 4
2. Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников 9
2.1 Молодость (от 20-23 до 30 лет). 16
2.2 Зрелость. 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Наиболее ярко воображение  проявляется в рисовании и  сочинении рассказов и сказок.

Неустанная работа воображения  – важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического  опыта, важнейшая психологическая  предпосылка развития способности  к творчеству и способ освоения нормативности  социального пространства.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Учебная деятельность требует развития высших психических функций –  произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь и мышление ребёнка переходят на новый уровень. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно- действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

2. Эмоционально-волевое и личностное  развитие младших школьников

К началу школьной жизни  ребёнок представляет собой в  известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место  занимает среди людей и какое  место ему предстоит занять в  ближайшем будущем (он пойдёт учиться  в школу). Одним словом открывает  для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. В этом возрасте существенным достижением  в развитии личности выступает преобладании мотива « Я должен» над мотивом  «Я хочу».

Младший школьный возраст  обещает ребенку новые достижения в новой для него деятельности - учении. Ребёнок в начальной  школе усваивает специальные  психофизические и психические  действия, которые должны обслуживать  письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и  другие виды учебной деятельности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С  одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное  и для дошкольников свойство бурно  реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны  к воздействиям окружающих условий  жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и на других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствия негативных образований (чувству превосходства над другим или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развивать в принятые позитивные формы общения.

Особую трудность для  детей младшего школьного возраста, а особенно 6-7 летних детей, представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как например, при обучении рисованию и письму. Многим младшим школьникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного времени.

Большинство первоклассников  эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес  к школьному обучению. Сильный  и устойчивый интерес побуждает  ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся  трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость. Положительная  реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка  радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации, ребёнка в  детском коллективе, а также формированию положительной учебной мотивации.

Огромное значение имеет  в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые  служат причиной удивления, вызывают позитивно  окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, дети переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Положительные эмоции стимулируют  мотивацию учащихся к учебной  деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое  взрослым, может привести к тому, что ребёнок будет ходить в  школу без желания, или искать повод, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились  причиной физического нездоровья ребёнка.

Волевые процессы тесно связаны  с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании  мотива, принятии и развёртывании  процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность  умножает силы ребёнка, облегчает выполнение решений. Равнодушный, с неразвитыми  эмоциями ребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам  процесс достижения цели может вызвать  целую гамму чувств, в том числе  и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребёнка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, младших  школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог  должен помнить, что ребёнок имеет  право на ошибку и собственное  её исправление.

Ребёнок приходит в школу  уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения  в мире взрослых. Среднестатистический ребёнок слышит команду «нет»  и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие  установки приводят к психологическим  проблемам в развитии ребёнка, можно  назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош». Ребёнок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумение в чём-либо, это приводит к тому, что ярлык «Я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплесками эмоций, слезами, истериками. Боязнь сделать что-либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжёлым психическим травмам.

«Я чужой». Это эмоциональное отвержение ребёнка. Такое чувство испытывает ребёнок, который в детстве был лишён длительного эмоционального контакта с родителями. Это лишает ребёнка чувства безопасности. Ребёнку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряжённости, развитию эмоционально-волевой сферы, единству и сплочённости, сопротивляемости к стрессу. Такие дети испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое проявление со стороны взрослого.

Сверхответственность. В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребёнка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого. Ребёнок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его умным, активным и наказывают ребёнка не за поступок, а за то, что ребёнок не совершал. Всё это приводит к тому, что ребёнок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.

Агрессивность. Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих поступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся в первую очередь, в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объём внимания. В индивидуальных беседах с таким ребёнком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.

Гиперактивность. Дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за всё хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны. Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и чёткости предъявляемых требований. Учитель и психолог должны выявлять детей с проблемами в эмоционально – волевой сфере и вести с такими детьми целенаправленную индивидуальную работу.

Обучение в школе должно способствовать формированию не только эмоционально-волевых качеств, но и  других личностных особенностей ребёнка.

Поступление в школу знаменует  собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий  для личностного роста человека. На личностное развитие ребёнка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение.

Младшие школьники безгранично  доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются  им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий ребёнка являются безоговорочными. Но в младшем школьном возрасте формируется и самооценка. Самооценка может быть адекватной, завышенной, заниженной.

В достижении успехов младшим  школьником могут руководить два  мотива: мотив достижения успехов  и мотив избегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребёнка авторитетом, требуют  от него только успешности в учёбе, наказывают за неудачи, ошибки, это  приводит к тому, что ребёнок будет  руководствоваться, лишь мотивом избегания  неудач.

Если педагог и значимые взрослые хвалят ребёнка, поддерживают его, отмечают его успехи, то это  будет способствовать развитию мотива достижений.

Большое внимание педагог  должен уделить формированию у ученика  адекватного уровня притязаний. Высокий  уровень притязаний ученика зависит  не только от результатов его учебной  деятельности. Дети, пользующиеся авторитетом  среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем  притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня формирования притязаний ученика является помощь каждому ребёнку в осознании  им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и  желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст  является переломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно  доверчив, открыт, послушен, это может  привести к формированию у ребёнка  таких качеств, как зависимость  от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка  может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.

Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших  школьников. Начало школьной жизни  для многих детей является достаточно сложным периодом, однако именно здесь  имеются большие возможности  для развития трудолюбия. Это и  адаптацтия к новым условиям жизни, требованиям, обязанностям, и трудности, связанные с обучением чтению письму, счёту, и заботы, которые возникают в связи с изменением статуса.

В возрасте 7-11 лет ребёнок  начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая  подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и  в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении  поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить  себя среди взрослых и сверстников.

Информация о работе Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников