Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Содержание работы

Введение 1
1. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте 2
1.1 Особенности физиологического развития младшего школьника 3
1.2 Особенности развития психических процессов 4
2. Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников 9
2.1 Молодость (от 20-23 до 30 лет). 16
2.2 Зрелость. 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 1

1. Особенности  психических процессов в младшем  школьном возрасте 2

1.1 Особенности  физиологического развития младшего  школьника 3

1.2 Особенности  развития психических процессов 4

2. Эмоционально-волевое  и личностное развитие младших  школьников 9

2.1 Молодость  (от 20-23 до 30 лет). 16

2.2 Зрелость. 19

Заключение 23

Список  литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни  ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в  школу ребёнок автоматически  занимает новое место в системе  отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные  с учебной деятельностью. Новая  социальная ситуация ужесточает условия  жизни ребёнка и выступает  для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. И эта новая социальная роль требует развития у ребёнка определённых психических свойств и опирается на уже развитые свойства: мышление, внимание, память, на определённые морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность). Поэтому многие отечественные и зарубежные психологи изучают особенности психического развития младших школьников. Психические особенности – это устойчивые свойства отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту.

 В настоящее время бесспорно, что в умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях существенное место занимает изучение основных функций этих более элементарных форм, определение их роли в общем процессе умственного развития ребёнка. В ряде исследований показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью. С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников, усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной психологии. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание учёных потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования. Задачи и содержание среднего образования пока до конца не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными. Эта тема актуальна и в настоящее время.

1. Особенности психических процессов  в младшем школьном возрасте

 

 

1.1 Особенности физиологического  развития младшего школьника

 

 

Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана  с созреванием физиологических  систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое  созревание лобного отдела больших  полушарий, что создаёт возможности  для осуществления целенаправленного  произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К  этому времени возрастает подвижность  нервных процессов возбуждения  и торможения, хотя процессы возбуждения  превалируют, что определяет такие  характерные особенности младших  школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость ит.п. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80 5. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в  органах и тканях тела, повышающие физическую выносливость ребёнка.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных  мышц опережает развитие мелких, и  поэтому дети лучше выполняют  сравнительно сильные и размашистые  движения, чем те, которые требуют  точности, что необходимо учитывать  при обучении письму. Важно также  иметь в виду неравномерность  анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят  относительный характер, и в целом  для детей остаётся характерной  высокая утомляемость. Их работоспособность  обычно резко падает через 25-30 минут  урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения  группы продлённого дня, а также  при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо специально учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость

Всё это создаёт предпосылки  для развития психических процессов  необходимых в учебной деятельности.

1.2 Особенности развития психических  процессов

 

 

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых  связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому(3), эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чём же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением.

Развитие речи. Потребность  в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу  словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться  с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Если ребёнок посещал  детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа  речи. Он может производить звуковой состав слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать  порядок звуков в слове. Умение производить  анализ слов способствует успешному  овладению чтением и письмом. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. Он способен общаться на уровне контекстной речи. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ доступны младшему школьнику.

В условиях школьного урока  ведётся работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все эти три линии развиваются  параллельно. При работе над развитием  устной речи большое внимание уделяется  эмоциональности, правильности, выразительности, ясности. Овладевая устной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре  и имеют стилистические различия повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет её правильность: орфографическая и  грамматическая. Ребёнок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Всё это говорит о том, что речь ребёнка развивается  в младшем школьном возрасте очень  активно.

Сенсорное развитие. Ребенок, пришедший в школу, не только различает  цвета, форму, величину предметов и  их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно  соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить в заданный цвет. Очень важно, чтобы ребёнок  умел устанавливать идентичность предметов  тому или иному эталону. Эталоны  – выработанные человечеством образцы  основных разновидностей качеств и  свойств предметов. Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребёнок совершает действия, прослеживает связь воспринимаемого объекта. В природе существует бесконечное количество цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков – сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребёнка было достаточно высоким.

Нормально развитый ребёнок  к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому  он пытается соотнести картины и  рисунки с действительностью, увидеть  то, что в них изображено. Ребёнок  уже умеет правильно оценивать  перспективное изображение. Рисунки  и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного  вкуса.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги, которые знают эту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к  познанию их сущности, отражению в  мышлении существенных свойств и  признаков, что даст возможность  делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить  элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться  научные понятия. Научное понятие  – одна из форм отражения мира в  мышлении, с помощью, которой познаётся  сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность  говорить о развитии у младших  школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.

В.В.Давыдов в книге  «Виды обобщения в обучении» (М.,1972)дал  сравнительную характеристику эмпирического  и теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышления требуется новая логика содержания учебных процессов, так  как теоретическое обобщение  не развивается в недрах эмпирического. (Приложение 1)

К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень  – они умеют понимать причинно- следственные связи. По мнению Л.С. Выготского, интеллект ученика в школе развивается как ни в какое другое время

И всё-таки образное мышление – основной вид мышления в младшем  школьном возрасте. Конечно, из указанного выше мы видим, что младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

Память. В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов (12) провёл сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришёл к следующим выводам:

- с 6 до 14 лет у детей  активно развивается механическая  память на не связанные логически  единицы информации;

- чем старше становится  младший школьник, тем меньше  у него преимуществ запоминания  осмысленного материала над бессмысленным. Это, по- видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведёт к одновременному улучшению всех видов памяти у ребёнка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь  касается механической памяти, которая  за первые четыре года учения в школе  прогрессирует достаточно быстро. Несколько  отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве  случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Информация о работе Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников