Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Содержание работы

Введение 1
1. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте 2
1.1 Особенности физиологического развития младшего школьника 3
1.2 Особенности развития психических процессов 4
2. Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников 9
2.1 Молодость (от 20-23 до 30 лет). 16
2.2 Зрелость. 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

 

 

     в) Отношения с детьми.     

Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых  важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. И тут  надо помнить, что особенности отношений  между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.     

Существуют и определенные сложности взаимоотношений, когда  дети вырастают. Например, когда младший  ребенок покидает родительский дом, оставшиеся вдвоем родители, лишенные привычных связей и забот, вынуждены  в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни. Отношения  в семье так же усложняются, когда  взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный  случай, когда система старых отношений  вовремя перестраивается, не возникает  ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

 

 

     г) Зрелость и психологический возраст.      

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:      

- хронологический (паспортный)      

- физический (биологический)      

- психологический     

Остановимся поподробней  на понятии "психологический возраст" - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.      

Временная перспектива с  возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы  связаны с разным ощущением течения  времени, которое может субъективно  ускоряться и замедляться, сжиматься  и растягиваться.     

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более  значимым "личное время", благодаря  развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости  реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено  событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.     

Психологический возраст  зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.     

В молодости вероятность  соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.      

В зрелости психологический  возраст в гораздо большей  степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных  целей и их реализации.

 

 

     Рубежом, разделяющим зрелость и  позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней  зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию. Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие - не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать, во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений. Таким образом, этот последний кризис является тоже достаточно тяжелым испытанием для "очень взрослых людей".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

Обобщая результаты работы, можно сказать следующее:

Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни  ребёнка – поступлением в школу. В этом возрасте происходят также  существенные изменения в органах  и тканях тела: становится более  точным спектр органов чувств, возрастает значение второй сигнальной системы, свойства нервных процессов приближаются к свойствам нервных процессов  взрослых людей. Всё это создаёт  предпосылки для развития психических  процессов, необходимых в учебной  деятельности. Внимание, память, воображение  младшего школьника уже приобретают  самостоятельность. восприятие, внимание, память, воображение развиваются в сторону произвольности, продуктивности, устойчивости. Мышление переходит на новый уровень. Под действием психических процессов и окружающей среды происходит развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личностных качеств. У ребёнка включаются механизмы саморегуляции, самовоспитания, самооценки, самоконтроля, самоуважения, т.е. идёт формирование «Я - Концепции». Также зарождаются интерес к школьному обучению, появляется учебная мотивация, самостоятельность, трудолюбие. Однако, если у ребёнка что-то не получается могут появиться и проблемы, связанные со школьной дезадаптацией. Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет. Однако при правильном подходе со стороны взрослых эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт. Ребёнок готов к учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте ребёнок ещё увлекается и игровой  деятельность, идёт привлечение к  трудовой деятельности, но ведущей  является учебная деятельность. Она  имеет свои задачи, структуру, направлена на получение ребёнком учебных знаний, умений и навыков. При хорошей  подготовке к школе овладение  учебной деятельность происходит успешно.

 

 

 

                                   Список  литературы

  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова. — С.-Петербург: Талисман, 2004. – 452 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 2006.– 270 с.
  3. Дадун Роже. Фрейд. — М.: Изд-во АО Х.Г.С., 2004.– 174 с.
  4. Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 2006.  – 150с.
  5. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 2005. – 243с.
  6. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.
  7. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2001.– 346с.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2005.– 125с.
  9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 2007.– 75с.
  10. Фрейд З. Толкование сновидений. — К.: Здоровье, 2001.– 315с.
  11. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб.; Кентавр, 2004.– 475с.
  12. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. — 2003. — №2 — С. 86-103.

Информация о работе Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников