Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа
Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления.
Используемые методики: анкета для выявления доминирующих категорий образа будущей профессиональной деятельности личности; анкета, позволяющая определить вид профессиональной направленности психолога; исследование образа Я проводилось с помощью методик «Кто Я?» Д. Куна, Л. Маккпортленда, «Теста-опросника самоотношения личности» В.В. Столина, СР. Пантелеева. Для исследования ценностей профессиональной сферы использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Используя «Тест-опросник субъективной локализации контроля» СР. Пантелеева и В.В. Столина, выявлялся локус контроля личности. Для исследования рефлексии применялся опросник А.В. Карпова, позволяющий выявить уровень развития данного качества. Личностная направленность изучалась с помощью опросника В. Смекал, М. Кучера. Исследование типов эмоциональной направленности велось с использованием опросника Б.И. Додонова. Диагностика устойчивости профессиональной направленности личности осуществлялась с помощью методики О.Г. Лопуховой, анкет для выявления ведущих мотивов учебной и профессиональной деятельности.
Основные этапы исследования. В исследовании можно условно выделить ряд взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза, методы и методики, а также составлялся план эмпирического исследования. Этот этап носил констатирующе-поисковый характер, апробировались различные методики изучения образа будущей профессиональной деятельности личности.
На втором этапе (2003-2004
гг.) формировался банк диагностических
методик исследования; организовывалась
и проводилась опытно-экспериме
На заключительном этапе (2004-2005 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был связан с оформлением диссертации и ее обсуждением.
Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), психологический факультет. В исследовании приняли участие 150 студентов дневного и заочного отделения, из них 50 студентов 2-го курса дневного отделения, средний возраст 18-20 лет; 50 студентов 3-го курса заочного отделения, средний возраст 20-35 лет и 50 студентов 5-го курса дневного отделения, средний возраст 22 года.
Научная новизна результатов
• сформулировано понятие образа будущей профессиональной деятельности личности, выделены его компоненты (образ профессии и образ Я как субъекта будущей профессиональной деятельности);
• образ будущей профессиональной деятельности личности анализируется с помощью базовых категорий, определяющих профессиональную деятельность (деятельностной, субъектной, социальной);
• определены ведущие психологические составляющие профессиональной направленности как фактора формирования образа будущей профессиональной деятельности личности;
• выявлена взаимосвязь между видом профессиональной направленности личности психолога и особенностями образа будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении существующих концепций, касающихся развития и формирования профессиональных представлений личности на этапе профессионального обучения в вузе.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные
результаты непосредственно связаны
с задачами совершенствования
Надежность и достоверность полученных результатов обусловлены внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования; выбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучения; организацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и методологией эксперимента; надежными стратегиями формирования репрезентативной выборки испытуемых; применением соответствующих методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS.
Для апробации результатов
2002), на Международной научно-
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Образ будущей
2. Под образом будущей
3. Формирование образа будущей профессиональной деятельности личности происходит в процессе профессионального обучения в вузе под влиянием развития профессиональной направленности. Уровень профессиональной направленности (высокий, средний, низкий) отражает содержание образа будущей профессиональной деятельности личности.
4. В качестве психологического
фактора формирования образа
будущей профессиональной
• мотивы (учебной и профессиональной деятельности);
• направленность личности (на себя, на дело, на общение);
• эмоциональную направленность (альтруистическую, коммуникативную, глористическую, праксическую, пугностическую, романтическую, гностическую, эстетическую, гедонистическую, акхизитивную);
• направленность на различные виды профессиональной деятельности психологов (практическую, исследовательскую, педагогическую).
• ценности профессиональной деятельности.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 205 страниц. Работа содержит 16 таблиц, 9 рисунков, приложения. Библиография включает 243 наименований литературных источников, в том числе 11 на английском языке.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)