Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии!!!.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Используемые методики: анкета для выявления доминирующих категорий образа будущей профессиональной деятельности личности; анкета, позволяющая  определить вид профессиональной направленности психолога; исследование образа Я проводилось с помощью методик «Кто Я?» Д. Куна, Л. Маккпортленда, «Теста-опросника самоотношения личности» В.В. Столина, СР. Пантелеева. Для исследования ценностей профессиональной сферы использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Используя «Тест-опросник субъективной локализации контроля» СР. Пантелеева и В.В. Столина, выявлялся локус контроля личности. Для исследования рефлексии применялся опросник А.В. Карпова, позволяющий выявить уровень развития данного качества. Личностная направленность изучалась с помощью опросника В. Смекал, М. Кучера. Исследование типов эмоциональной направленности велось с использованием опросника Б.И. Додонова. Диагностика устойчивости профессиональной направленности личности осуществлялась с помощью методики О.Г. Лопуховой, анкет для выявления ведущих мотивов учебной и профессиональной деятельности.

Основные этапы исследования. В исследовании можно условно  выделить ряд взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза, методы и методики, а также составлялся план эмпирического исследования. Этот этап носил констатирующе-поисковый характер, апробировались различные методики изучения образа будущей профессиональной деятельности личности.

На втором этапе (2003-2004 гг.) формировался банк диагностических  методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению профессиональной направленности как фактора формирования образа будущей профессиональной деятельности личности; проверялась экспериментальная гипотеза; проводился количественный и качественный анализ материалов исследования и их интерпретация.

На заключительном этапе (2004-2005 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был связан с оформлением диссертации и  ее обсуждением.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), психологический факультет. В исследовании приняли участие 150 студентов дневного и заочного отделения, из них 50 студентов 2-го курса дневного отделения, средний возраст 18-20 лет; 50 студентов 3-го курса заочного отделения, средний возраст 20-35 лет и 50 студентов 5-го курса дневного отделения, средний возраст 22 года.

Научная новизна результатов исследования:

• сформулировано понятие образа будущей профессиональной деятельности личности, выделены его компоненты (образ профессии и образ Я как субъекта будущей профессиональной деятельности);

• образ будущей профессиональной деятельности личности анализируется  с помощью базовых категорий, определяющих профессиональную деятельность (деятельностной, субъектной, социальной);

• определены ведущие психологические  составляющие профессиональной направленности как фактора формирования образа будущей профессиональной деятельности личности;

• выявлена взаимосвязь между видом  профессиональной направленности личности психолога и особенностями образа будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении существующих концепций, касающихся развития и формирования профессиональных представлений личности на этапе профессионального обучения в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты непосредственно связаны  с задачами совершенствования профессиональной подготовки будущих психологов. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процессов в вузе, в профессиональной диагностике абитуриентов, студентов и выпускников вуза, в системе послевузовского образования. Результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного формирования образа будущей профессиональной деятельности личности студентов, расширения их профессиональных представлений, развития профессиональной направленности и профессионального самосознания в процессе обучения и на различных этапах проведения практики в образовательных учреждениях и социально-психологических центрах.

Надежность и достоверность  полученных результатов обусловлены  внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования; выбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучения; организацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и методологией эксперимента; надежными стратегиями формирования репрезентативной выборки испытуемых; применением соответствующих методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS.

Для апробации результатов исследования основные теоретические положения  и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах при кафедре, на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (Новосибирск, 2002), на межвузовской научно-практической конференции «Шаровские чтения» (Новосибирск,

2002), на Международной научно-практической  конференции «Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России» (Новосибирск, 2005); на Международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования» (Новосибирск, 2005), Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 2005). По материалам исследования опубликованы следующие статьи: «Особенности профессионального становления студентов психологического факультета», «Отношение студентов-психологов к будущей профессии», «Особенности профессионального становления студентов» и др. Всего опубликовано семь статей. Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме были использованы автором при чтении курса «Основы профориентации» для студентов заочного отделения 3-го курса факультета психологии, преподавания курса «Педагогика» и спецкурса на базе факультета иностранных языков НГПУ, внедрены в работу Центра социально-медико-психологического сопровождения «ДАРС» г. Бердска, в образовательный процесс Межшкольного учебного комбината Октябрьского района г. Новосибирска.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1. Образ будущей профессиональной  деятельности личности, включающий  опосредованной профессией образ  Я и образ собственно профессии,  определяет характер ее профессионального  становления.

2. Под образом будущей профессиональной  деятельности личности мы понимаем  отражение в сознании профессиональной  деятельности, выраженной совокупностью  знаний и представлений о будущей  профессии и о себе как субъекте  профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции.

3. Формирование образа будущей  профессиональной деятельности личности происходит в процессе профессионального обучения в вузе под влиянием развития профессиональной направленности. Уровень профессиональной направленности (высокий, средний, низкий) отражает содержание образа будущей профессиональной деятельности личности.

4. В качестве психологического  фактора формирования образа  будущей профессиональной деятельности  личности выступает фактор профессиональной  направленности и его составляющие. В структуре профессиональной  направленности мы выделяем следующие компоненты:

• мотивы (учебной и профессиональной деятельности);

• направленность личности (на себя, на дело, на общение);

• эмоциональную направленность (альтруистическую, коммуникативную, глористическую, праксическую, пугностическую, романтическую, гностическую, эстетическую, гедонистическую, акхизитивную);

• направленность на различные виды профессиональной деятельности психологов (практическую, исследовательскую, педагогическую).

• ценности профессиональной деятельности.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 205 страниц. Работа содержит 16 таблиц, 9 рисунков, приложения. Библиография включает 243 наименований литературных источников, в том числе 11 на английском языке.


Информация о работе Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)