Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа
Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления.
Таким образом психология, по Штерну, должна в первую очередь сосредоточиться на изучении переживаний – и тем самым разработка модели личности непосредственно отсутсвует.
Персонология – Г. Мюррей[14].
Главный вклад в теорию психологии Мюррея связан с разработкой понятия "потребность", которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.
В структуре личности Мюррей аналогично Фрейду выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.
В общем и целом – вполне адекватное развитие фрейдизма: психоанализ чистой воды, но допускающий стороннее влияние на Супер-эго в течение всей жизни + расширение этапов развития личности.
Однако в связи с темой, что мы рассматриваем, следует отметить опять же приравнивание личности к психике индивида, а развитие личности – к механическому перебору фиксированных стадий (к стандартным пяти Фрейда Мюррей добавил еще две – клаустральную и уретральную[15]).
Психоанализ – З. Фрейд. Этим термином называют как метод психотерапии, так и теорию бессознательного. Нас интересует исключительно второе. Вообще, про теорию Фрейда можно писать много (он и сам немало написал), но подробно разбирать ее смысла нет: она была значительно доработана К.Г. Юнгом. С нашей точки зрения Фрейд заслуживает уважения как основоположник гениальной догадки о роли бессознательного, но сама теория устарела[16].
Также следует отметить Фрейда как основоположника структурной модели личности. Хотя в разработке родоначальника она слишком упрощена: грубо говоря, Ид содержит устремления бессознательного, Суперэго – социальные установки, а Эго занимается погашением когнитивного диссонанса в основном при помощи различных механизмов психологической защиты.
Кроме того следует высказать Фрейду уважение за то, что он придерживался позиции, направленной на развитие личности в сторону конгруэнтности действительности, а не просто ставил задачу социализации при сохранении внутренних дефектов yuch. Сравните, скажем, "Будущее одной иллюзии" Фрейда и постоянные экивоки Юнга в сторону религии как возможного инструмента интеграции психики в единое целое.
Психодрама – Я.Л. Морено. Структура личности здесь представляется как набор ролей – психосоматических, социальных и интегративных по отношению к миру. Психодрама хорошо работает в качестве терапии, но подход "личность – это просто сумма ролей" научным подходом не является, т.к. любой процесс не существует in abstracto.
Эта концепция вообще представляет
собой набор спекулятивных
Психология отношений – В.Н. Мясищев. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. В принципе тезис верен, но такой подход ничего не говорит о структуре yuch и вообще все валит в одну кучу. Так что несмотря на значительное влияние теории Мясищева на психотерапию невротических состояний[17], в рассматриваем нами аспекте она не состоятельна.
Психология поведения – П. Жане – примыкает к теориям социальной обусловленности психики развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, психология поведения была направлена против бихевиоризма.
Личность здесь понимается
как интегрированная
Стандартная мешанина верных идей с социальным заказом в неявном виде. Обратите внимание на то, что с одной стороны личность – это не нечто априорно присущее, но тем не менее ее формированию отвечает интеграция в социум: высшая степень развития личности по Жане характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества.
Теория более-менее применима на мотивационном поле, но на поле психологии личности – несостоятельна.
Психология сознания – У. Джемс.
"Сознание личности
заключается в осознании
Здесь стандарт "психика индивида = личность", но тем не менее есть указание на то, что субъективное отношение к себе – это не есть реальное "Я". Вообще (если не обращать внимания на социальный заказ) вызывает удивление, как весьма здравые идеи родоначальников психологии игнорируются впоследствии.
Теория деятельности – А.Н. Леонтьев. В плюс теории можно записать впервые выделенную цепочку "потребность – мотив – цель – условия – действие", но мы сейчас обсуждаем не мотивационную психологию. В плане же психологии личности все тот же набивший оскомину стандарт: личность здесь – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность согласно теории деятельности впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений (соответственно все члены общества – личности).
Впрочем, теория не претендует на общее определение личности. Если не выходить за рамки "мотив-достижение", то большего и не надо.
Теория интегральной индивидуальности – В.С. Мерлин. Концепция личности по Мерлину раскрывается через подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т.е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.
Короче: старая песенка на старый лад – дальше анализа поступков дело не идет.
Теория личностных конструктов – Дж.А. Келли. Ключевым понятием, составляющим ядро личности, выступает понятие "личностный конструкт" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший/плохой).
Ориентация на социум тут на первый взгляд не видна, но любое дихотомичное отношение растет именно оттуда – от социумных оценок. Само же понятие "личности" здесь низведено до набора шаблонов и не более того.
Теория самоактуализации – А.Г. Маслоу. Один из отцов-основателей гуманистической психологии, как нетрудно догадаться, создал теорию со всеми гуманистическими глюками.
В качестве модели личности
предлагается ответственный человек,
свободно делающий свой жизненный выбор.
Избегание свободы и
Обратите внимание на с одной стороны вполне верные тезисы об ответственности, свободном выборе и т.д., а с другой стороны: каждый человек – это "уникальное целое". По такой логике каждая бактерия тоже уникальна...
Впрочем, можно найти и положительный аспект теории: Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование (промолчим о том, как понимают это усовершенствование гуманисты), которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.
Согласно Маслоу человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.
Экзистенциальная психология личности – Бинсвангер, Босс, Мэй, ван Каам, Бьюдженталь и др. Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.
Вот насколько экзистенциализм вызывает уважение в философии, настолько жалко он выглядит в психологии, являясь de facto разновидностью гуманистической психологии.
Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание – таким образом, модель личности отсутствует.
Единственный плюс: в
отличие от ортодоксальной гуманистической
психологии, где моделью саморазвития
выступает самопроизвольно
Напоследок отложена аналитическая психология К.Г. Юнга как наиболее адекватная из известных систем. В отличие от большинства перечисленных теорий, Юнг, развив и качественно переработав фрейдизм, рассматривает yuch как цельную систему, помимо осознаваемых элементов обладающую как индивидуальным, так и коллективным бессознательным компонентом (архетипы как феномены коллективного бессознательного – наиболее важная часть теории Юнга), рассматривается также динамический аспект развития в виде либидо[21]. Структура yuch рассматривается как система из Эго, Персоны (Суперэго) и Тени (Ид), причем их взаимодействие куда более сложно, чем у Фрейда. Также в рассмотрение введены Анима/Анимус как отражение архетипических гендерных структур, наличествующих в бессознательной части yuch; введено понятие трансцендентальной функции, которая обеспечивает внутреннюю согласованность yuch; в поздних работах рассматривается синхронистичность – взаимодействие структур yuch с архетипами, не связанное причинно-следственной связью, ну и наконец Юнг ввел понятие самости[22] как наиболее гармоничного состояния yuch.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)