Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии!!!.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом психология, по Штерну, должна в первую очередь сосредоточиться на изучении переживаний – и тем самым разработка модели личности непосредственно отсутсвует.  

 

Персонология – Г. Мюррей[14].

Главный вклад в теорию психологии Мюррея связан с разработкой понятия "потребность", которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.

В структуре личности Мюррей аналогично Фрейду выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет отличия  от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и  социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

В общем и целом – вполне адекватное развитие фрейдизма: психоанализ чистой воды, но допускающий стороннее влияние  на Супер-эго в течение всей жизни + расширение этапов развития личности.

Однако в связи с темой, что  мы рассматриваем, следует отметить опять же приравнивание личности к психике индивида, а развитие личности – к механическому перебору фиксированных стадий (к стандартным пяти Фрейда Мюррей добавил еще две – клаустральную и уретральную[15]).  

 

  

 

Психоанализ – З. Фрейд. Этим термином называют как метод психотерапии, так и теорию бессознательного. Нас интересует исключительно второе. Вообще, про теорию Фрейда можно писать много (он и сам немало написал), но подробно разбирать ее смысла нет: она была значительно доработана К.Г. Юнгом. С нашей точки зрения Фрейд заслуживает уважения как основоположник гениальной догадки о роли бессознательного, но сама теория устарела[16].

Также следует отметить Фрейда как основоположника структурной модели личности. Хотя в разработке родоначальника она слишком упрощена: грубо говоря, Ид содержит устремления бессознательного, Суперэго – социальные установки, а Эго занимается погашением когнитивного диссонанса в основном при помощи различных механизмов психологической защиты.

Кроме того следует высказать Фрейду уважение за то, что он придерживался  позиции, направленной на развитие личности в сторону конгруэнтности действительности, а не просто ставил задачу социализации при сохранении внутренних дефектов yuch. Сравните, скажем, "Будущее одной иллюзии" Фрейда и постоянные экивоки Юнга в сторону религии как возможного инструмента интеграции психики в единое целое. 

 

Психодрама – Я.Л. Морено. Структура личности здесь представляется как набор ролей – психосоматических, социальных и интегративных по отношению к миру. Психодрама хорошо работает в качестве терапии, но подход "личность – это просто сумма ролей" научным подходом не является, т.к. любой процесс не существует in abstracto.

Эта концепция вообще представляет собой набор спекулятивных выводов  из вполне себе метафизического понятия "спонтанность", понимаемого как "движущая сила любых действий". Подошло бы в качестве какой-нибудь недеистической веры, к науке отношения практически не имеет. В общем-то, все измышления Морено весьма похожи на игру конструктором LEGO, где в одну конструкцию сложены детали из разных теорий. Трюкачество чистой воды (почему и пользуется популярностью у всеразличных "экстрасенсов" и пр.).  

 

Психология  отношений – В.Н. Мясищев. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. В принципе тезис верен, но такой подход ничего не говорит о структуре yuch и вообще все валит в одну кучу. Так что несмотря на значительное влияние теории Мясищева на психотерапию невротических состояний[17], в рассматриваем нами аспекте она не состоятельна.  

 

Психология  поведения – П. Жане – примыкает к теориям социальной обусловленности психики развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, психология поведения была направлена против бихевиоризма.

Личность здесь понимается как интегрированная психологическая  система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций, которая возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Стандартная мешанина верных идей с социальным заказом в неявном  виде. Обратите внимание на то, что с  одной стороны личность – это  не нечто априорно присущее, но тем  не менее ее формированию отвечает интеграция в социум: высшая степень  развития личности по Жане характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Теория более-менее  применима на мотивационном поле, но на поле психологии личности – несостоятельна.  

 

Психология  сознания – У. Джемс.

"Сознание личности  заключается в осознании потока  мысли, в котором каждая часть  в качестве субъекта помнит  предшествующие, знает известные  этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания". Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое "Я", которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое "Я".

Здесь стандарт "психика  индивида = личность", но тем не менее  есть указание на то, что субъективное отношение к себе – это не есть реальное "Я". Вообще (если не обращать внимания на социальный заказ) вызывает удивление, как весьма здравые идеи родоначальников психологии игнорируются впоследствии.  

 

 

   

 

Теория деятельности – А.Н. Леонтьев. В плюс теории можно записать впервые выделенную цепочку "потребность – мотив – цель – условия – действие", но мы сейчас обсуждаем не мотивационную психологию. В плане же психологии личности все тот же набивший оскомину стандарт: личность здесь – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность согласно теории деятельности впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений (соответственно все члены общества – личности).

Впрочем, теория не претендует на общее определение личности. Если не выходить за рамки "мотив-достижение", то большего и не надо.  

 

Теория интегральной индивидуальности – В.С. Мерлин. Концепция личности по Мерлину раскрывается через подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т.е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.

Короче: старая песенка  на старый лад – дальше анализа  поступков дело не идет.  

 

Теория личностных конструктов – Дж.А. Келли. Ключевым понятием, составляющим ядро личности, выступает понятие "личностный конструкт" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший/плохой).

Ориентация на социум тут на первый взгляд не видна, но любое дихотомичное отношение растет именно оттуда – от социумных оценок. Само же понятие "личности" здесь низведено до набора шаблонов и не более того.  

 

 

 

Теория самоактуализации – А.Г. Маслоу. Один из отцов-основателей гуманистической психологии, как нетрудно догадаться, создал теорию со всеми гуманистическими глюками.

В качестве модели личности предлагается ответственный человек, свободно делающий свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности  не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Обратите внимание на с одной стороны вполне верные тезисы об ответственности, свободном выборе и т.д., а с другой стороны: каждый человек – это "уникальное целое". По такой логике каждая бактерия тоже уникальна...

Впрочем, можно найти  и положительный аспект теории: Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование (промолчим о том, как понимают это усовершенствование гуманисты), которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Согласно Маслоу человек  по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.  

 

 

 

Экзистенциальная  психология личности – Бинсвангер, Босс, Мэй, ван Каам, Бьюдженталь и др. Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.

Вот насколько экзистенциализм  вызывает уважение в философии, настолько  жалко он выглядит в психологии, являясь de facto разновидностью гуманистической  психологии.

Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание – таким образом, модель личности отсутствует.

Единственный плюс: в  отличие от ортодоксальной гуманистической  психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация (причем у всех подряд), в экзистенциальной психологии такой моделью является активное субъектное достижение совершенства (что считается совершенством – умолчим).  

 

  1. Личность есть у всех a priori; это всего лишь синоним "психики индивида";
  2. Личность – это социальное понятие, не социализированный индивид – какая же это личность?
  3. При рассуждениях о личности, в том числе – о том, как с ней работать, ее вполне можно рассматривать как "черный ящик", не особо заботясь о структуре;
  4. Личность можно рассматривать без учета бессознательных компонентов yuch;
  5. азвитие личности связано с внешними формальными признаками, чаще всего – паспортным возрастом;
  6. Изучение личности часто подменяется изучением взаимодействия индивидов, или поступков индивида, а психология – разработкой психотерапевтических методов (чаще всего; еще хуже бывает в обратном случае: когда терапевты начинают генерить теории, классический пример – Эриксон);
  7. Часто психиатры разрабатывают свои модели, основываясь не на здоровой психике, а отталкиваясь от психически девиантных экземпляров, проецируя затем найденное в них на всех оптом.[20]

Напоследок отложена аналитическая психология К.Г. Юнга как наиболее адекватная из известных  систем. В отличие от большинства перечисленных теорий, Юнг, развив и качественно переработав фрейдизм, рассматривает yuch как цельную систему, помимо осознаваемых элементов обладающую как индивидуальным, так и коллективным бессознательным компонентом (архетипы как феномены коллективного бессознательного – наиболее важная часть теории Юнга), рассматривается также динамический аспект развития в виде либидо[21]. Структура yuch рассматривается как система из Эго, Персоны (Суперэго) и Тени (Ид), причем их взаимодействие куда более сложно, чем у Фрейда. Также в рассмотрение введены Анима/Анимус как отражение архетипических гендерных структур, наличествующих в бессознательной части yuch; введено понятие трансцендентальной функции, которая обеспечивает внутреннюю согласованность yuch; в поздних работах рассматривается синхронистичность – взаимодействие структур yuch с архетипами, не связанное причинно-следственной связью, ну и наконец Юнг ввел понятие самости[22] как наиболее гармоничного состояния yuch.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)