Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии!!!.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Методы исследования  личности

 

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными (см. Тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. Метод семантического дифференциала; Метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками (см. Опросники личностные), шкалами межличностного восприятия (см. Восприятие межличностное), приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности (см. Эпистемология генетическая), методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности (см. Активность надситуативная), уровня притязаний и т. д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Профессиональная  направленность

 

Актуальность исследования

В условиях социально-экономических  изменений, происходящих в современном  обществе, особую значимость приобретают  проблемы профессионализации личности. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время, прежде всего серьезные изменения претерпели цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально-устойчивой и одновременно мобильной, " адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах и быть счастливой — такова подлинная цель и критерий успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам (Загвязинский В.И., Атаханов Р., 2001).

Успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает прежде всего высокую степень  психологической и профессиональной %, готовности студента. Однако практика сегодняшнего дня показывает, что связь между вузом и сферой деятельности выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще не мало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие должного внимания к развитию профессионального самосознания студентов.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует определенная связь между успешностью  профессионала в любом виде %. профессиональной деятельности, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания (Е.М. Борисова, В.М. Козиев, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, А.А. Деркач и др.).

Как установлено в  исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Е.А Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. на этапе профессионального становления в период обучения в вузе происходят наиболее существенные изменения в . структуре образа Я субъекта деятельности. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Поэтому особую важность приобретают исследования, посвященные рассмотрению проблем формирования целостного образа Я субъекта профессиональной деятельности, включающего помимо представлений о себе как личности, представления о себе как будущем профессионале, что определяет образ будущей профессиональной деятельности личности.

Значимость исследований в области профессиональной подготовки психологов определяется востребованностью услуг специалистов психологов и связаны с активным развитием психологической службы в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля, и превращением профессии психолога в массовую. В условиях насыщения рынка психологических услуг с особой остротой встает вопрос об их качестве. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой вопросы поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки психологов.

Требования, предъявляемые  к личности и деятельности психолога  в настоящее время являются достаточно высокими, как со стороны общечеловеческих, так и стороны специальных  профессиональных качеств. Обусловлено  это тем, что главным в работе психолога является он сам, его личность, как подчеркивают исследователи, принадлежащие к разным школам.

Несмотря на то, что  профессия психолога стала массовой, начиная с 90-х годов 20-го века, и  является весьма востребованной практикой, неопределенность требований к психологу профессионалу прослеживается с вопросов качества и содержания различных видов деятельности специалистов психологического профиля, существует в отсутствии полноценной специализации (психотерапия, психодиагностика, психологическое консультирование) в процессе обучения и не представлена четкой регламентированной деятельностью на уровне законодательства (Белобрыкина О.А., 2005).

Проблеме развития личности специалиста в период профессионального  обучения в вузе посвящены фундаментальные и прикладные исследования (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, В.А. Сластенин, А.К. Маркова и др.).

В последние годы достаточно активно исследуются проблемы личности и деятельности психологов. В работах  Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, Н.А. Аминова, А.И. Донцова, Н.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, А.А. Реана, и др. рассматриваются вопросы развития и формирования профессиональной психологической деятельности.

Исследованию профессионально  значимых качеств психологов посвящены работы Н.А. Аминова, Е.А. Климова, А.А. Реана, Е.С. Романовой и др.

Существует ряд противоречий в практике исследования проблем  профессионализации личности психолога  на этапе обучения в вузе.

Несмотря на то, что  психологическая наука накопила весомые результаты в рассмотрении специфики различных профессий, остается недостаточно освященной психологическая профессия, ее особенности. Исследования, отражая отдельные стороны профессионально-личностного развития психолога, не раскрывают полностью психологические механизмы, факторы, условия и закономерности целостности этого явления.

Одним из недостатков  в подготовке специалистов на сегодняшний  день выступает господство в высшей школе гностического подхода, в  рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний, что само по себе является необходимой, но недостаточной составляющей подготовки квалифицированных специалистов психологов, таким образом, оставляя вне поля внимания формирование профессиональной Я-концепции.

Массовая подготовка специалистов психологического профиля  без соответствующей сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент поступающих  на психологические факультеты не соответствует  проценту работающих по специальности.

Высокие требования к  эффективности подготовки психологов в системе профессионального  образования зачастую не совпадают  с необходимостью учитывать индивидуальные особенности профессионального  развития, уровень развития профессиональной направленности, характер формирования образа будущей профессиональной деятельности личности.

Теоретический анализ психологической  литературы по проблеме профессионального  самосознания, профессиональной подготовки психологов в процессе обучения в  вузе позволили обнаружить противоречие между потребностью практики в разработке внутренних ресурсов профессионально-личностного развития будущего специалиста психолога и малочисленностью исследований в данной области.

При обучении будущего специалиста  психолога в вузе процессы профессионального и личностного развития должны совпадать, что позволит личности по окончании вуза быть уверенной в своем профессиональном самоопределении. Профессиональная направленность выступает движущей силой профессионального самоопределения и существенно влияет на профессиональное становление. На наш взгляд, формирование образа будущей профессиональной деятельности, включающего представление о субъекте и

объекте профессиональной деятельности обеспечит взаимообусловленность

личностного и профессионального становления.

Все выше сказанное обусловило выбор темы настоящего исследования: «Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей  профессиональной деятельности личности» (на материале студентов психологов), цель которого состоит в выявлении влияния составляющих ц фактора профессиональной направленности на формирование образа будущей профессиональной деятельности личности.

Объект исследования: образ будущей профессиональной деятельности личности.

Предмет исследования: профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование образа будущей  профессиональной деятельности личности обеспечивается совокупностью составляющих фактора профессиональной направленности специалиста, а именно: эмоциональной направленностью, личностной направленностью, мотивами, ценностями профессиональной деятельности и определенным видом профессиональной направленности психолога.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой  в ходе і» исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический  анализ значимых направлений  изучения проблемы образа профессиональной  деятельности личности в психологической науке.

2. Выявить психологическую  сущность, структуру образа будущей  профессиональной деятельности  студентов-психологов.

3. Раскрыть сущность  фактора профессиональной направленности  в становлении образа будущей  профессиональной деятельности  студентов-психологов.

4. Разработать и апробировать  программу тренинга, направленного  на формирование образа будущей  профессиональной деятельности  студентов-психологов.

Методологическую основу исследования составляют

общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития личности в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.); а также теоретические положения по проблеме сущности профессиональной направленности личности (Н.В. Кузьмина, Б.И. Додонов, В.Э. Чудновский, Е.М. Никиреев и др.), по проблеме профессионального самосознания (профессионального Я) как важнейшего психического новообразования и интегрального регулятора процесса профессионального становления будущего специалиста (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, К.А. Абульханова-Славская, О.В. Москаленко, А.В. Поддубная и др.); акмеологического развития и профессионального образования личности (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников и др.); изучения профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, А.Р. Фонарев и др.).

В работе использовался  следующий комплекс методов: теоретические  методы, включающие анализ психологической  и педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические методы, включающие наблюдение, анкетирование, самохарактеристики (сочинения), теоретико-аналитические (контент-анализ), личностные опросники, естественный констатирующий и формирующий эксперимент, интерпретационно-описательные, включающие математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей, корреляционного и факторного анализа; математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Чувашской республики (район тяготения)