Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Память_диплом_дошкольники.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Итоги исследования свидетельствуют  о том, что для дошкольников игра является важным видом деятельности. В процессе игры и занятий дети продемонстрировали наиболее высокие результаты. Менее высокие показатели  выявлены при проведении 3 серии – прослушивания рассказа.

Содержание запоминаемого материала  в значительной мере определяет эффективность  мнемической деятельности, поэтому  в рамках эксперимента проводилось занятие по изучению зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала. [Приложение 5]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице № 7:

Таблица № 7

Фамилия

 

 

 

Материал для запоминания

Предметы

слова

Геометрические фигуры

1

Быков Андрей

6

5

4

2

Декань Никита

7

4

5

3

Симонова  Аня

6

5

4


 

Из таблицы видно, что дети успешнее запоминают предметы, чем слова и  геометрические фигуры, что свидетельствует  о том, что у младших школьников более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. При этом двое детей демонстрируют низкий уровень запоминания.

На основе рекомендаций М.И. Чистяковой, Л.Ф. Тихомировой был разработан игровой тренинг для детей, в  котором была подобрана система игр по развитию памяти детей [63, 68]. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, мы подобрали игры, направленные на развитие различных видов памяти (моторно-слуховой, зрительной, словесно-логической).

Игровой тренинг для развития памяти

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ (для детей 6—7 лет)

Цель игры: развивать  моторно-слуховую память.

Дети стоят около  стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что  ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЯ (для детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда  они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО (для детей 4—5 лет)

Цель игры: та же.

Дети стоят в кругу  или в разных углах зала. каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

ЗАПОМНИ СВОЮ ПОЗУ (для детей 4—5 лет)

Цель игры: та же.

Дети стоят в кругу  или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

СЛУШАЙ И  ИСПОЛНЯЙ! (для детей 7—8 лет)

 Цель игры: развивать  внимание и память.

Ведущий называет и повторяет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

ВОТ ТАК ПОЗЫ! (для детей 5—6 лет)

Цель игры: развивать  наблюдательность.

Играющие принимают  различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

ЗАПОМНИ ПОРЯДОК! (для детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

4—5 играющих выстраиваются  друг за другом в произвольном  порядке. Водящий? посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

КТО ЧТО ДЕЛАЛ? (для детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

Четверо играющих стоят  рядом друг с другом. Они под  музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка»  делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

ХУДОЖНИК (для  детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

 Ребенок играет  роль художника. Он внимательно  рассматривает того, кого будет  рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

ТЕНЬ (для детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

Звучит музыка А. Петрова  «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через  поле: один впереди, а другой на два-три  шага сзади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ (для детей 5—6 лет)

Цель игры: та же.

В магазине стояло много больших  зеркал. Туда вошел человек, на плече  у него была обезьянка. Она увидела  себя в зеркалах и подумала, что  это другие обезьянки, и стала  корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

РАЗВЕДЧИКИ

Цель игры: та же.

1-й вариант (для  детей 6—7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь. а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант (для  детей б—7 лет). Начало игры такое  же, как в первом варианте, но  командир должен начать вести  отряд оттуда, куда пришел разведчик  и привести туда, откуда вышел разведчик.

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Участники игры сидят  в кругу. Первый участник называет любое  слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: дом. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

Игра «3AIIOMИHAEM, РИСУЯ»

Ведущий заранее готовит список из 20 слов.

Каждый из участников игры заранее готовит ручку и  листок бумаги.

Ведущий последовательно  называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это  время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

Игра «ЦВЕТА»

Участники игры располагаются  в кругу.

Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «ФОРМА IIPEДМETOB»

Участники игры располагаются  в кругу.

Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов  одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т. д.). Тот  из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?»

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две  команды.

Каждая команда выбирает по водящему.

Игра заключается в  том, что на глазах у водящего члены  его команды кладут на стол по предмету. Водящий смотрит и старается  запомнить, кто какой предмет  положил и в какой последовательности были положены предметы.  Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

Для проведения игры все  участники разбиваются на две  команды. Один из участников (по желанию) будет изображать свой собственный  портрет.

Все участники игры под  руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить изменения. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.

Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ»

Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают.

Пересказ начинают с  любого из игроков. Далее - по часовой  стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «ЗAПOMИHAEM ТЕКСТ»

Участники игры делятся  на две команды.

Ведущий читает текст. Все участники внимательно  слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил. Члены каждой из команд обмениваются информацией, восстанавливают текст по памяти.Затем все участники игры обсуждают воспроизведенные тексты, сравнивают результаты.

Игра «ПECHИ»

Основная цель этой игры — вспомнить как можно больше песен.

Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т. д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.

Игра «ДВИГАТЕЛЬНАЯ  НАМЯТЬ»

Игроки разбиваются  на две команды.

Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри.Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора-противника как можно точнее.Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду-победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

 

На заключительном контрольном  этапе эксперимента было повторно проведено  обследование детей контрольной  и экспериментальной групп с использованием тех заданий, которые проводились в рамках констатирующего эксперимента.

При повторной диагностике  степени осознания детьми произвольного  мнемического действия были получены следующие результаты (таблица  8).

Таблица № 8

Фамилия, имя

Уровень осознания процесса запоминания

Уровень осознания мнемических  действий и приемов

1.Быков Андрей

4

3

2. Декань Никита

3

2

3. Кирсанова Эля

2

1

4. Косырева Алина

4

2

5. Симонова Аня

3

4

6. Сараева Лера

2

2


 

После этого мы сравнили уровни детей на начальном и конечном этапах эксперимента для выявления изменений показателей  в контрольной и экспериментальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Уровень осознания процесса запоминания  на начальном и конечном этапах экспериментальной  деятельности

 

Диаграмма 2

Уровень осознания мнемических  действий на начальном и конечном этапах экспериментальной деятельности


 

 

 

Результаты показывают, что уровень  осознания процесса запоминания, осознания  мнемических действий и приемов  у всех трех детей  экспериментальной группы значительно повысился, при этом в контрольной группе только у двоих детей наметились изменения в показателях, как по первому, так и по второму параметру.

При повторном исследовании состояния  самоконтроля [таблица  10] очевидно, что дети экспериментальной группы намного успешнее справились с поставленным заданием, у них меньше представлены самопоправки на уровне замены, отсутствуют возвраты 3 и 4 типа. В контрольной группе также произошли изменения, но они не так ярко выражены.

 Таблица  10

Фамилия, имя

1. Замены

2. Возврат

1

2

1

2

3

4

1.Быков Андрей

1

 

1

     

2. Декань Никита

   

1

     

3. Кирсанова Эля

1

 

1

   

1

4. Косырева Алина

1

1

 

1

   

5. Симонова Аня

 

1

1

     

6. Сараева Лера

1

1

     

1

Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста