Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа
Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к занятиям, формирование устойчивых познавательных интересов.
Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала. Включение мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания позволяют в значительной мере повысить эффективность запоминания на основе понимания изучаемого. Одним из важных путей генезиса памяти старшего дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, что способствует развитию знаково-символической функции сознания.
В процессе исследования поставленной
проблемы была проведена экспериментальная
работа в детском саду ______________________Вольског
Цель эксперимента: на основе экспериментальной деятельности выявить наиболее эффективные методы и разработать рекомендации по изучению и развитию памяти старших дошкольников.
Задачи эксперимента:
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, которые отражают динамику развития памяти детей в результате целенаправленной педагогической деятельности.
1. Констатирующий этап.
Эксперимент проводился с детьми старшей группы детского сада, к исследованию было привлечено 10 человек, из которых было выделено 6 человек с примерно эквивалентными показателями для создания контрольной и экспериментальной групп.
В процессе изучения поставленной проблемы был разработан блок материалов для организации работы в данном направлении, составлена программа эксперимента, которая реализовалась в течение 2010 года.
2. Формирующий этап.
В ходе формирующего этапа велась апробация и отслеживание результатов, а также первоначальная коррекция деятельности. Подробнее данный этап будет описан далее.
3. Контрольный этап.
На контрольном этапе осуществлялась количественная и качественная обработка и описание результатов эксперимента, сравнительная характеристика показателей в контрольной и экспериментальной группах.
Констатирующий этап эксперимента был нацелен на решение следующих задач:
- определить качественные
параметры развития памяти
На констатирующем этапе были изучены различные источники информации, касающиеся рассматриваемой проблемы. В ходе осуществления исследовательской деятельности использовались такие методы, как наблюдение, беседы, в качестве основной формы исследования были выбраны практические занятия.
Для того, чтобы выявить стартовые условия для проведения эксперимента, было проведено обследование 6 детей из старшей группы детского сада на основе диагностики:
Детям была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:
Результаты диагностики
Таблица 1
Фамилия, имя |
Уровень осознания процесса запоминания |
Уровень осознания мнемических действий и приемов |
1.Быков Андрей |
3 |
3 |
2. Декань Никита |
2 |
1 |
3. Кирсанова Эля |
1 |
1 |
4. Косырева Алина |
4 |
2 |
5. Симонова Аня |
2 |
2 |
6. Сараева Лера |
2 |
1 |
Состояние самоконтроля в процессе воспроизведения было оценено на основе проведения исследования, представленного в приложении 2. В ходе исследования с детьми использовалась русская народная сказка «Колобок». Его результаты содержатся в таблице 2.
Таблица 2
Фамилия, имя |
1. Замены |
2. Возврат | ||||
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1.Быков Андрей |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
2. Декань Никита |
1 |
1 |
1 |
|||
3. Кирсанова Эля |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
4. Косырева Алина |
1 |
1 |
1 |
|||
5. Симонова Аня |
1 |
1 |
1 |
|||
6. Сараева Лера |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таким образом, в процессе проведенного обследования было выделено 6 детей с примерно одинаковыми показателями развития памяти. Каждая группа включала двух детей с низкими показателями развития памяти и одного – со средними показателями. Констатирующий эксперимент показал, что старших дошкольников кратковременная память зависит от объема внимания, показатели по данным параметрам соотносятся прямо пропорционально.
Для проведения формирующего этапа эксперимента из данных детей были составлены две группы:
Таблица 3
Экспериментальная группа А 1.Быков Андрей |
2. Декань Никита |
3. Симонова Аня |
Таблица 4
Контрольная группа Б
1. Косырева Алина |
2. Сараева Лера |
3. Кирсанова Эля |
На основе полученных
Программа эксперимента включала следующие направления:
По первому направлению
По второму направлению было проведено родительское собрание на тему «Роль памяти в жизни дошкольников и способы ее развития в домашних условиях» [Приложение 6]. Перед проведением собрания с дошкольниками проводилось анкетирование, включавшее 6 вопросов:
Ответы детей показали, что 74% детей
часто забывают выполнять задания,
поэтому родителям приходится постоянно
напоминать им о поручениях, при
этом большинство родителей
Для родителей были разработаны рекомендации по развитию памяти дошкольников [Приложение 7], а также предложено проводить с детьми игру «Заметь и запомни», подробно описанную на стр. 26-27.
Далее была разработана серия практических занятий с младшими школьниками, которая включала следующие разделы:
В процессе эксперимента с детьми было организовано 3 серии занятий по изучению соотношения непроизвольной и произвольной памяти. Подробно описание данного исследования дано в приложении. Результаты исследования представлены в таблице 5
Таблица 5
№ |
фамилия |
1 серия – непроизвольное пассивное запоминание |
2 серия – непроизвольное активное запоминание |
3 серия – произвольное запоминание |
1 |
Быков Андрей |
4 |
7 |
8 |
2 |
Декань Никита |
5 |
6 |
8 |
3 |
Симонова Аня |
7 |
8 |
9 |
По результатам исследования видно, что непроизвольное пассивное запоминание у 2 детей на низком уровне, у 1 ребенка – на среднем уровне. После проведения 2 серии, когда дошкольникам было предложено использовать прием классификации материала, показатели стали выше; на 3 занятии дети продемонстрировали наибольшие показатели, при этом все детей использовали прием классификации.
Следующим этапом исследования проводилось изучение запоминания в различных видах деятельности [Приложение 4]. Результаты проведенного занятия представлены в таблице 6:
Таблица 6
№ |
фамилия |
Количество воспроизведенных слов в разных видах деятельности | ||
игра |
Занятие по труду |
Прослушивание рассказа | ||
1 |
Быков Андрей |
7 |
8 |
6 |
2 |
Декань Никита |
9 |
9 |
6 |
3 |
Симонова Аня |
6 |
5 |
5 |
Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста