Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Память_диплом_дошкольники.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания,  положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Поэтому для развития памяти детей  важны  такие факторы,  как   развитие   положительного отношения   к   занятиям,  формирование устойчивых познавательных  интересов.

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем  большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала. Включение мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания    позволяют в значительной мере повысить эффективность запоминания на основе понимания изучаемого. Одним из важных путей генезиса памяти старшего дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, что способствует развитию   знаково-символической функции сознания.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

 

В процессе исследования поставленной проблемы была проведена экспериментальная  работа в детском саду ______________________Вольского района Саратовской области с детьми старшей группы. В 2013 г. была составлена программа изучения и развития памяти дошкольников, которая в течение 4 месяцев апробировалась на базе экспериментальной группы.

Цель эксперимента: на основе экспериментальной деятельности выявить наиболее эффективные методы и разработать рекомендации по изучению  и развитию памяти старших дошкольников.

Задачи  эксперимента:

    1. исследовать особенности памяти старших дошкольников;
    2. спланировать систему работы по развитию данного познавательного процесса;
  1. выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп;
  1. на основе анализа полученных результатов выработать рекомендации по совершенствованию памяти детей старшего дошкольного возраста.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, которые отражают динамику развития памяти детей в результате целенаправленной педагогической деятельности.

1. Констатирующий этап.

Эксперимент проводился с детьми старшей группы детского сада, к исследованию было привлечено  10 человек, из которых было выделено 6 человек с примерно эквивалентными показателями для создания контрольной и экспериментальной групп.

В процессе изучения поставленной проблемы был разработан блок материалов для организации работы в данном направлении, составлена программа  эксперимента, которая реализовалась в течение 2010 года.

2. Формирующий этап.

В ходе формирующего этапа  велась апробация и отслеживание результатов, а также первоначальная коррекция деятельности. Подробнее  данный этап будет описан далее.

3. Контрольный этап.

На контрольном этапе  осуществлялась количественная и качественная обработка и описание результатов  эксперимента, сравнительная характеристика показателей в контрольной и  экспериментальной группах.

Констатирующий этап эксперимента был нацелен на решение следующих задач:

- определить качественные  параметры развития памяти детей;

  • дать характеристику участников эксперимента в целях установления эквивалентности исходных условий в контрольной и экспериментальной группах.

 На констатирующем этапе  были изучены различные источники информации, касающиеся рассматриваемой проблемы. В ходе осуществления исследовательской деятельности использовались такие методы, как наблюдение, беседы, в качестве основной формы исследования были выбраны практические занятия.

Для того, чтобы выявить стартовые условия для проведения эксперимента, было проведено обследование 6 детей  из старшей группы детского сада на основе диагностики:

    • осознания детьми произвольного мнемического действия;
    • самоконтроля в процессе воспроизведения.

Детям была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

  1. Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей?
  2. Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах?
  3. Как ты оцениваешь свою память?
  4. Учат ли тебя родители запоминать что-либо?
  5. Читаешь ли ты вслух дома?
  6. Читают ли тебе родители книги перед сном?

Результаты диагностики степени  осознания детьми произвольного  мнемического действия были получены в результате проведения исследования (Приложение 1) [64, с. 169-170]. Результаты исследования представлены в таблице  1.

Таблица  1

Фамилия, имя

Уровень осознания  процесса запоминания

Уровень осознания  мнемических действий и приемов

1.Быков Андрей

3

3

2. Декань Никита

2

1

3. Кирсанова Эля

1

1

4. Косырева Алина

4

2

5. Симонова Аня

2

2

6. Сараева Лера

2

1


 

Состояние самоконтроля в процессе воспроизведения было оценено на основе проведения исследования, представленного  в приложении 2. В ходе исследования с детьми использовалась русская  народная сказка «Колобок». Его результаты содержатся в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

 

Фамилия, имя

1. Замены

2. Возврат

1

2

1

2

3

4

1.Быков Андрей

1

1

1

 

1

 

2. Декань Никита

 

1

1

 

1

 

3. Кирсанова Эля

1

 

1

1

 

1

4. Косырева Алина

1

1

 

1

   

5. Симонова Аня

 

1

1

 

1

 

6. Сараева Лера

1

1

 

1

 

1


 

Таким образом, в процессе проведенного обследования было выделено 6 детей с примерно одинаковыми показателями развития памяти. Каждая группа включала двух детей с низкими показателями развития памяти и одного – со средними показателями. Констатирующий эксперимент показал, что старших дошкольников кратковременная память зависит от объема внимания, показатели по данным параметрам соотносятся прямо пропорционально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Для проведения формирующего этапа  эксперимента из данных детей были составлены две группы:

  • А (экспериментальная), с которой проводилась работа в рамках эксперимента;
  • Б (контрольная).

Таблица 3

 

 

Экспериментальная группа А

1.Быков Андрей

2. Декань Никита

3. Симонова Аня


Таблица 4

Контрольная группа Б

1. Косырева Алина

2. Сараева Лера

3. Кирсанова Эля


 

 На основе полученных исходных  данных  переходим к формирующему  эксперименту. В рамках формирующего  этапа эксперимента была разработана  система исследования памяти  детей экспериментальной группы  А. На данном этапе с детьми  была проведена система исследований, направленных на осознание ими мнемических действий и приемов  процесса запоминания.

В программе эксперимента использовались следующие формы и методы:

  1. Наблюдение. В процессе осуществления программы эксперимента велось наблюдение за детьми экспериментальной группы, фиксировались изменения в мнемической деятельности дошкольников.
  2. Игры.
  3. Беседы.
  4. Практические занятия.

Программа эксперимента включала следующие  направления:

  1. Проведение системы практических занятий, игр.
  2. Информативная работа с родителями по проблеме развития памяти дошкольников.

По первому направлению воспитателю  было предложено на разных этапах занятий  с детьми целенаправленно использовать следующие методы и приемы:

  1. Систему вопросов выстраивать с установкой на логическое запоминание.
  2. При работе с детьми объяснять им, как быстрее запомнить материал, подготовить пересказ при помощи следующих мнемических приемов: проговаривания вслух, повторения, запоминания последовательности, актуализации реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом, объединения, группировки по какому-либо признаку.

По второму направлению  было проведено родительское собрание на тему «Роль памяти в жизни дошкольников и способы ее развития в домашних условиях» [Приложение  6]. Перед проведением  собрания с дошкольниками проводилось анкетирование, включавшее 6 вопросов:

  1. Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей?
  2. Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах?
  3. Как ты оцениваешь свою память?
  4. Учат ли тебя родители запоминать что-либо?
  5. Читают ли тебе родители книги перед сном?

Ответы детей показали, что 74% детей  часто забывают выполнять задания, поэтому родителям приходится постоянно  напоминать  им о поручениях, при  этом большинство родителей используют метод повторения, не обращаясь к другим способам развития памяти детей. Чтение перед сном, которое активизирует резервы мнемического развития, представлено только у одного ребенка.

Для родителей были разработаны рекомендации по развитию памяти дошкольников [Приложение  7], а также предложено проводить с детьми игру «Заметь и запомни», подробно описанную на стр. 26-27.

Далее была разработана серия практических занятий с младшими школьниками, которая включала следующие разделы:

  1. Практическое занятие «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти» [Приложение 3].
  2. Практическое занятие «Изучение запоминания в различных видах деятельности» [Приложение 4].
  3. Практическое занятие «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала» [Приложение 5].
  4. Игровой тренинг по развитию памяти.

В процессе эксперимента с детьми было организовано 3 серии занятий  по изучению соотношения непроизвольной и произвольной памяти. Подробно описание данного исследования дано в приложении. Результаты исследования представлены в таблице 5

 

 

 

 

Таблица 5

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

фамилия

1 серия – непроизвольное  пассивное запоминание

2 серия – непроизвольное активное запоминание

3 серия – произвольное  запоминание

1

Быков Андрей

4

7

8

2

Декань Никита

5

6

8

3

Симонова  Аня

7

8

9


По результатам исследования видно, что непроизвольное пассивное запоминание  у 2 детей на низком уровне, у 1 ребенка – на среднем уровне. После проведения 2 серии, когда дошкольникам было предложено использовать прием классификации материала, показатели стали выше; на 3 занятии дети продемонстрировали наибольшие показатели, при этом все детей использовали прием классификации.

Следующим этапом исследования проводилось  изучение запоминания в различных  видах деятельности [Приложение 4]. Результаты проведенного занятия представлены в таблице  6:

Таблица 6

фамилия

Количество воспроизведенных слов в разных видах деятельности

игра

Занятие по труду

Прослушивание  рассказа

1

Быков Андрей

7

8

6

2

Декань Никита

9

9

6

3

Симонова  Аня

6

5

5

Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста