Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Память_диплом_дошкольники.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)


 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Ф.И.ПАНФЕРОВА

 

 

 

 

 

 

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050704

 «Дошкольное образование»

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Вольск 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольный возраст является сензитивным  для развития многих психических  процессов. Игровая деятельность, которая  становится основной для детей, неизбежно актуализирует проблему запоминания материала, без чего невозможна успешное развитие. Не только на данном возрастном этапе, но и в течение всей жизни память имеет величайшее значение для человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без  неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

В зарубежной психологии возрастные особенности развития памяти рассматривали ученые В.Штерн, Г.Фолькельт, К.Бюлер, Дж. Сёлли, Л.Мак-Карти и др. В отечественной науке значительный вклад в исследование памяти как психического процесса был внесен учеными Л.С.Выготским, Л.Н.Леонтьевым, А.Л.Лурией, И.А. Корсаковым, И.Ю. Матюгиным.

Изучением различных  психолого-педагогических аспектов памяти, а также специфики памяти детей  дошкольного возраста  в различные  периоды занимались ученые Э.А.Фарапонова, Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева, Е.И.Ковальская, Н.П.Сакулина, Т.Ф.Беляев, Е.И.Игнатьев, Н.А.Корниенко, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко, А.А.Люблинская, А.Д. Кошелева, М.И. Чистякова, А.В. Усова, В.С. МухинаТ.Ю. Аскоченская.

В дошкольном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти становится одной из важнейших задач работы воспитателя, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным для становления форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической функцией является в этот период наиболее эффективной и важной в развитии  детей. 

Без специальной целенаправленной работы    приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Исследования работы детской памяти (Люблинская А.А., Смирнов А.А.) показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит прежде всего от тех условий, которые создаются воспитателем, от тех способов, которыми ребенок пользуется для запоминания заданного.

Цель выпускной квалификационной работы: исследование проблемы развития памяти как познавательного психического процесса у детей дошкольного возраста.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. дать характеристику  памяти;

2.  выявить возрастные  особенности развития памяти  дошкольников;

          3. рассмотреть способы диагностики  и методы развития памяти детей   старшего дошкольного возраста.

4. провести  и описать экспериментальную деятельность по изучению и развитию памяти дошкольников.

Актуальность  работы определяется важностью целенаправленного развития памяти,  учета данных особенностей   в процессе работы с детьми дошкольного возраста как основы для успешного личностного развития детей.

Объектом  исследования является память как познавательный психический процесс.

Предметом исследования выступают особенности развития памяти и методы работы воспитателя по совершенствованию   данного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость определяется возможностью использования материалов выпускной квалификационной  работы в практической деятельности воспитателей в детском саду.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе исследуется память, ее виды, типы и процессы, а также возрастные и индивидуальные особенности развития памяти, анализируется специфика данного психического  процесса в старшем дошкольном возрасте.  Во второй главе описана экспериментальная деятельность по изучению памяти дошкольников, представлена система работы по её совершенствованию.

Список литературы включает источники педагогической, психологической  направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ

 

Память как один из уровней отражения  окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Начало исследованиям данного  психического процесса было положено еще Аристотелем  в 4 веке до н.э. Научный  подход к изучению памяти человека насчитывает более ста лет. В  настоящее время данный познавательный  психический процесс рассматривается широким спектром наук: психологией, педагогикой, кибернетикой, медициной, нейрофизиологией, биохимией, что подчеркивает его значимость, так как память обеспечивает целостность развития личности, полноценность жизнедеятельности человека.

Роль памяти не может быть сведена  к запечатлению того, что «было  в прошлом». Как указывал И.М.Сеченов, никакое актуальное действие немыслимо  вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способностей к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного [55, с.128]. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает целостность человеческой личности. Е.С.Рапацевич указывает: «Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности» [58 ,с.464]. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Формирование любого навыка, умения немыслимо без закрепления в памяти отдельных способов действий, их направленности. Без участия памяти невозможно познание действительности, так как уже в процессе восприятия человек соотносит непосредственно воспринимаемое с теми знаниями, тем опытом, которые сохранились у него в памяти. Потеря памяти ведет к распаду личности. Таким образом, память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности.

В психологии различают следующие  основные процессы памяти:

  • Запоминание
  • Сохранение
  • Забывание
  • Воспроизведение (узнавание, восстановление).

Как указывает Р.С.Немов, эти процессы не являются автономными психическими способностями [36, с.211]. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С.Л.Рубинштейн так определяет данный процесс памяти: «Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем» [55 , с.303].

В процессе запоминания, как считает С.Л.Рубинштейн, важную роль играют   такие  факторы, как    ассоциативные, смысловые  и структурные связи [55, с.310]. В данных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание зависит не только от объективных связей материала, но и  от отношения к нему личности. 

Запоминание – это процесс закрепления  и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений действительности впечатлений. Запоминание может  быть:

    • непроизвольным, непреднамеренным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить и протекает без волевых усилий,
    • произвольным, преднамеренным, когда человек ставит перед собой специальную цель запомнить и прилагает определенные усилия для достижения этой цели.

Для непроизвольного запоминания характерно отсутствие специальной цели запомнить. Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, оно как бы совершается само собой. Установлено, что обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью, своеобразной формой [13,с.89].  Непроизвольно запоминается и то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами человека. На прочность и длительность непроизвольного запоминания значительное влияние оказывает интерес.

Произвольное запоминание – это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью – запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия, составляет конкретный план и использует другие приемы и методы более продуктивного запоминания. Любая деятельность, обусловленная определенными целями и задачами, требует произвольного запоминания многого из того, что составляет сущность содержания этой деятельности. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.

Произвольное запоминание осуществляется механически или осмысленно. Механическое запоминание представляет собой  заучивание частей материала без  осмысливания связи между ними. В.А.Крутецкий  отмечает, что обычно механически  ребенок запоминает тогда, когда он не понимает учебный материал или ленится его осмыслить [22,с. 65].

Осмысленное запоминание основано на понимании содержания, сущности закрепляемого в памяти материала, на раскрытии смысловых, логических связей, которые существуют между его частями. Осмысленность, а значит, и прочное запоминание во многом обусловлено свойствами личности, широтой и глубиной ее интересов, чертами характера. При запоминании и воспроизведении всегда устанавливаются связи между запоминаемыми предметами и явлениями. Такого рода связи называют ассоциациями. Систематическое, специально организованное запоминание с применением определенных приемов является  заучиванием.

Сохранение, по определению Е.С.Рапацевича  – «это удержание заученного в  памяти, то есть сохранение следов и связей в мозгу» [ 61 ,с.564]. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется  всем его жизненным опытом. Забывание – исчезновение из памяти, то есть процесс угасания, заторможивания связей. Эти два процесса представляют разные характеристики одного процесса. Е.С.Рапацевич указывает: « сохранение –это не что иное, как борьба с забыванием»[58, с.465].

Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение – это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов на уровне мозга, возникновение в них возбуждения. Узнавание  характеризуется появлением чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание). Поэтому, как указывает Л.С.Выготский, узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение [8, с.218 ].

Воспроизведение  может быть непроизвольным и произвольным. В тех случаях, когда дети не очень четко усвоили  учебный материал или давно не повторяли его, произвольное воспроизведение затруднено. В этих случаях происходит припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Учеными установлено, что процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, сохранившимися в памяти  [10, 13, 17, 20].

Память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с тем имеет свои особенности. Индивидуальные различия памяти обусловливаются особенностями личности и зависят от специфики деятельности человека. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, словесно-логическая. Содержанием памяти являются выполненные человеком движения и действия (моторная память), образы вещей или представления (образная память), пережитые чувства и эмоциональные состояния (эмоциональная память), сохраняются слова и мысли (словесно-смысловая память). Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: движениях, чувствах, образах, мыслях. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти, человек с данным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет предметов, звуки, лица и т.д. При словесно-отвлеченном типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал – понятие, определение, символические изображения предметов. Эмоциональный тип памяти означает сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Некоторые люди бледнеют при одном воспоминании о пережитом или наоборот краснеют при воспоминании о поступке, который ранее привел к переживанию чувства стыда. Многие люди одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный, и словесно-отвлеченный материал, и вместе с тем отличаются хорошей памятью на чувства. Обслуживающие их специфические виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала, от степени участия тех или иных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения получили в психологии соответствующие названия:

Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста