Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Память_диплом_дошкольники.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Произвольные формы  запоминания и воспроизведения  начинают складываться в среднем  дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Для детской памяти характерна, - как указывает Л.Ф. Тихомирова, - фотографичность [63, с. 38]. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. В возрасте 5-6 лет у детей начинает формироваться произвольная память, наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов, особенно в процессе игровой деятельности. 

Таким образом, в дошкольном возрасте память существенно развивается  от наглядно-образной к словесно-логической, от непроизвольной к произвольной. Один из важных путей генезиса памяти дошкольника — развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развивает знаково-символическую функцию сознания. Существенно совершенствуется запоминание, дети начинают овладевать приемами запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе игровой деятельности различных способов и стратегий запоминания. Однако, без специальной работы, направленной на формирование данных способов, они складываются у детей стихийно, поэтому необходимы специальные практические занятия по совершенствованию памяти дошкольников. Для детей  5-6 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

В связи с изучением особенностей памяти у детей представляется важным следующее замечанием Т.В.Чередниковой: «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей, которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал»[50, с.65]. Поэтому главным направлением, по которому должен идти воспитатель, развивая память детей – это развитие осмысленного запоминания.

По мере усложнения заданий дети неизбежно оказываются перед  необходимостью искать приемы организации  материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

    • смысловое соотнесение,
    • классификация,
    • выделение смысловых опор
    • составление плана и т.д.

Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит  умственное действие, должно включать два этапа:

1. формирование самого  умственного действия;

2. использование его  как мнемического приема, т.е.  средства запоминания [26, с. 94 ].

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем  большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Использование мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания    позволяют в значительной мере повысить эффективность запоминания на основе понимания изучаемого. Еще Л.Н.Толстой отмечал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью» [13 , с.60].

В настоящее время  психология памяти располагает большим  количеством методов, позволяющих определять ее эффективность в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, доли произвольности при запоминании и воспроизведении, мотивации, характера деятельности субъекта и т. д. Современные методы изучения памяти дают возможность не только описать возрастные и структурные особенности мнемической функции, но и определить сущность индивидуального своеобразия памяти, в частности, как основы усвоения знаний ребенком.

При изучении возрастных и индивидуальных особенностей необходимо соблюдать целый ряд специфических требований, в первую очередь к организации экспериментальной работы, а во вторую — к обработке данных для получения сопоставимых между собой результатов. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить дошкольникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми  из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Совершенствование процесса запоминания и овладение различными приемами является залогом успешной деятельности и личностного развития младших школьников.

В значительной мере память активизируется, если у детей есть заинтересованность материалом, положительное отношение  к нему. Большое значение в запоминании  имеют положительные эмоции, желание  запомнить, активная позиция ребенка  по отношению к запоминаемому материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к игре или другой деятельности, формирование устойчивых познавательных  интересов. Различные приемы активизации мыслительной деятельности детей одновременно способствуют развитию мнемической функции.

Развитие памяти зависит от условий  жизни ребенка, от его воспитания. Воспитатель, организуя деятельность дошкольников, обучая различным способам запоминания, формирует тем самым  их память.

Исследования работы детской памяти (Люблинская А.А., Смирнов А.А.) показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок пользуется для запоминания заданного, но прежде всего от тех условий, которые создаются воспитателем. Среди них Люблинская А.А. [ 25, с.167] выделяет следующие:

  • Использование наглядности. При этом воспитателю следует использовать картинки, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.
  • Самоконтроль. Для того, чтобы закрепить производимое действие, человек должен знать полученный им результат, т.е. тот эффект, которого он достиг.
  • Мотивы и установка. Как показывают исследования Л.В.Занкова, З.М.Истоминой, Т.Н.Баларич, Г.М.Дульнева [25, с.171], среди мотивов, побуждающих дошкольников приложить усилия, чтобы овладеть материалом, наиболее сильными являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает их деятельность привлекательной  для них и продуктивной. Среди мотивов психологи (Люблинская А.А.) выделяют  также товарищеское соревнование, стремление     получить поощрение [25,с.175]. Все они способствуют активизации мнемической функции.
  • Осмысливание запоминаемого материала. Установление смысловых связей, по данным ряда опытов (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов), дает наибольший прирост продуктивности воспроизведения материала детьми. На роль мыслительной деятельности в запоминании указывают исследователи А.И.Липкина, Л.М.Житникова, К.П.Мальцева.
  • Повторение. Не только специальные исследования, но и многолетняя педагогическая практика в обучении детей всех возрастов показывает, что многократное повторение заучиваемого материала не дает ожидаемого эффекта. Однообразное повторение одного и того же приводит к утрате интереса к деятельности. А.А.Люблинская отмечает, что «снижение результатов ... резче всего и наиболее скоро обнаруживают дети с высоким уровнем умственного развития» [25,с.169]. Следовательно, повторение как прием запоминания является эффективным только тогда, когда педагог разнообразит формы работы детей с заучиваемым материалом.

Таким образом, в психолого-педагогической науке выделены условия, позволяющие  в значительной мере оптимизировать мнемическую функцию, повысить уровень  запоминания детьми материала.

Как установлено учеными Е.Е.Даниловой, И.В.Дубровиной, в дошкольном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать следующие мнемические приемы:

  • проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат)
  • повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)
  • запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)
  • актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом
  • объединение заучиваемого одной общей темой
  • группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т.д.) [50,с. 65].

В процессе учебной работы с дошкольниками  важно учитывать специфику памяти детей. Во-первых, необходимо установить какой тип памяти характерен для  каждого ребенка. Это можно сделать на основе использования «Методики диагностики типа памяти», разработанной Т.Г.Богдановой и Т.В.Корниловой. [3, с.20-21, приложение  1]. Во вторых, воспитателю следует обратить внимание на развитие других типов памяти, что поможет ребенку полнее использовать свои мнемические возможности.

Для облегчения понимания изучаемого материала и процесса его запоминания  применяют ряд специальных приемов. Часто используемым является прием  смысловой группировки материала. При этом заучиваемый материал разбивается на части, в которых выделяется наиболее главная и существенная, а затем все снова соединяется. Осмысливание, осознание учебного материала завершается составлением плана запоминания. В дальнейшем материал должен закрепляться неоднократным повторением.

Чтобы достичь большего успеха в развитии памяти детей, в  усвоении ими знаний воспитателю  необходимо использовать приемы активизации  и развития процессов памяти на занятиях.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для совершенствования недостаточно сформированной памяти дошкольников используются различные способы ее компенсации, в основе которой – развитие смысловой памяти на основе формирования  умений обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Таким образом, увлекательное или скучное  содержание запоминаемого, степень  его трудности, наглядности или  абстрактности, установка, личные отношения, интерес детей к выполняемой  работе и понимание ее значимости могут значительно раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Целесообразно использовать для развития мнемических  способностей игровые задания. Так, для детей старшей группы И.В.Дубровина рекомендует использовать  игру «Заметь и запомни», которая заключается в следующем. На столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить. Можно использовать и другие варианты, например;

    1. Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежат.
    2. Поменяв местами 2 каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 сек. Предложить ребенку определить, какие два предмета переложены.
    3. Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
    4. Положив один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, затем сверху вниз (рассматривать 20 сек).
    5. Разместить 5-6 предметов в разных положениях - перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 сек) [11, с. 112].

Таким образом, совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением  различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. В данном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать определенные мнемические приемы. Воспитателю важно сформировать у детей такие способы запоминания, как смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана.

Однако  продуктивность произвольного запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок владеет при запоминания заданного, но прежде всего от системы используемых методов, условий, которые создаются воспитателем в процессе работы с детьми. В организации успешной мнемической деятельности дошкольников особое внимание следует уделять вопросам, которые ставятся перед детьми.  Такие факторы, как увлекательное или скучное содержание запоминаемого, степень его трудности, наглядности или абстрактности, установка, личные отношения, интерес детей к выполняемой работе и понимание ее значимости могут значительно раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста