Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

Память_диплом_дошкольники.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)
  • двигательная
  • эмоциональная
  • образная
  • словесно-логическая.

Различают также основные качества каждого вида памяти: объем, прочность  и точность [10, 15, 21, 22, 36].

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений  и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы, письма и так далее. Как указывает Е.И.Рогов, без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия [54,с.314]. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет, поэтому, очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Эмоциональная память в известном смысле может быть сильнее других видов памяти, так как иногда оказывается, что от давно прошедших и основательно забытых событий остается только впечатление, чувство. Однако и такое чувство не беспредметно, именно поэтому оно может выступать в качестве первого шага в развертывании цепочки ассоциаций.

Образная память – это память на представления, на картины природы  и жизни, а также на звуки, запахи, вкус. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную, вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

В психологии память дифференцируется на виды, которые прямо связаны  с особенностями самой актуально  выполняемой деятельности. Так, в  зависимости от целей деятельности память делится на произвольную и непроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить называется непроизвольной памятью [26, с. 167].

В тех случаях, когда мы ставим такую  цель, говорят о произвольной памяти. Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени в развитии памяти. Каждый знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет  память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

В последнее время глубоко изучены  и такие виды памяти,  как кратковременная, долговременная и оперативная [20, 25, 38, 45]. Эти виды подразделяются в соответствии с продолжительностью закрепления материала. Пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, а также в самый момент их образования [5, 10, 17].  Для того, чтобы тот или иной материал закреплялся в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют «временем консолидации следов» [ 31, с.47].  Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и так далее, то, чего уже непосредственно не воспринимаем. Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия.

Под оперативной памятью понимают психические процессы, обслуживающие непосредственно  осуществляемые человеком актуальные действия, операции; это запоминание  каких-либо сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности [25, с. 34].

Критерии, принятые здесь за основание  деления памяти на виды, связаны  с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не изолированно, а в органическом единстве, такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же будет либо кратковременной, либо долговременной.

Учеными А.Р.Лурия, А.В.Запорожцем, И.А.Корсаковым, С.А.Корсаковой установлено, что в  процессе развития человека относительная  последовательность становления видов памяти выглядит следующим образом:

 

 

  • двигательная                непроизвольная               кратковременная

 

  • эмоциональная                                                     долговременная

 

  • образная                   произвольная                      оперативная

 

  • смысловая

 

 

Таким образом, память в своем развитии проходит последовательно ряд стадий, что сопровождается качественным ее преобразованием, переходом от непроизвольности к произвольности.

 Образы предметов и явлений,  которые мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями [22, с.51]. Представления – это «возникающие в мозгу человека наглядные образы ранее воспринятых предметов и явлений» [10, с.79]. Представления относятся к тем же предметам и явлениям действительности, к которым относятся и образы восприятия. Но между восприятием и представлениями имеются существенные различия. Образы восприятия  возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. Представления памяти возникают без непосредственной деятельности органов чувств на основе бывших ранее ощущений  и восприятий. Мы с закрытыми глазами можем представить себе тот или иной виденный (воспринятый) ранее предмет, можем представить прослушанную ранее какую-либо мелодию, тяжесть какого-либо предмета.

Как указывает С.Л.Рубинштейн, физиологической  основой представлений является оживление «следов», которые образовались в коре головного мозга при  выработке условного рефлекса [55, с.322]. У человека специфическим раздражителем, способным вызвать представления, является слово. Например: стоит произнести имя какого-либо известного нам человека, как в нашем сознании возникает образ (представление) этого человека.

Представления отличаются от образов  восприятия по степени ясности и  по содержательности. Представления о тех объектах, которые были восприняты раньше, менее полные, менее яркие, менее точные, чем образы восприятия этих объектов. Представления часто являются отрывочными, фрагментарными образами предметов. Образование представлений в большинстве случаев связано с некоторой переработкой образов восприятия. В содержание представления часто привносятся образы воображения, мысли и чувства, которых не было при восприятии представляемого объекта [17, с. 26]. Также образы восприятия и представления различают по степени их устойчивости. Образы восприятия остаются в сознании, пока на органы чувств действуют предметы, и поэтому образы восприятия могут оставаться в нашем сознании иногда в течение очень длительного времени. Представления возникают или произвольно, или непроизвольно (по ассоциации), в связи с восприятием, в связи с другими представлениями, мыслями, чувствами и действиями. Возникшие представления в большинстве случаев не задерживаются надолго в нашем сознании, а сменяются новыми представлениями.

Представления различаются между  собой по качеству. Качества представления  определяются степенью приближения  их к восприятию. Чем полнее, ярче и точнее представление, тем оно  больше приближается к восприятию. Качества представлений составляют их полнота, точность, ясность, яркость. Представления о некоторых предметах или событиях жизни отличаются у нас большой полнотой и яркостью. Это значит, что в содержание этих представлений входит наибольшее количество признаков представленного предмета. Как указывает  В.А.Крутецкий, качество представлений зависит от ряда условий, прежде всего от состояния нервной системы [22,с.163]. При здоровом состоянии нервной системы наши представления отличаются наибольшей полнотой и точностью, а также большей подвижностью. Качество представлений зависит также от прочности закрепления восприятий: чем прочнее было запоминание, тем полнее и ярче могут быть и соответствующие представления от произвольного внимания. При сильно сосредоточенном внимании на ранее воспринятых предметах представление об этих предметах может быть более полным, ярким и точным. При слабом внимании представления о тех же предметах могут быть бедными, бледными и неточным. Качество представлений в значительной мере определяется индивидуальными особенностями людей: одни  и те же воспринятые когда-то предметы и явления разные люди представляют по-разному. Это зависит от профессий, интересов, характера, способностей людей. У отдельных людей яркость представлений достигает почти яркости восприятий. Такие яркие представления называются эйдетическими образами, а люди, которым свойственны такие представления – эйдетиками.

Наши представления весьма разнообразны: они, как и восприятия, разделяются  соответственно органам чувств на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Представления различают еще по областям действительности: природоведческие, пространственные, представления времени и так далее.

Представления делятся также на единичные и общие. Единичными называются представления, которые относятся к индивидуальным (единичным предметам)  таковы,  например, представления человека о близком друге, о его комнате, о своем столе. Общими называются представления, которые относятся ко многим сходным предметам, к целому классу предметов. Таковы представления о доме, о животных и так далее. Общее представление создается в результате восприятия многих сходных единичных объектов. Основная роль в образовании общих представлений первоначально принадлежит ассоциациям по сходству. В образовании общих представлений у человека большую роль играют не только многократные восприятия, но и воображение, а также мышление и речь. Представления у человека, так же как и восприятия не возникают только как чистые образы предметов, а всегда выражаются в суждениях и предложениях, произносимых вслух или про себя. Накопление и обогащение представлений играет очень важную роль в практической деятельности, а также в познании человеком окружающего мира, в формировании его мышления, воображения и других познавательных процессов.

Таким образом, память есть важнейшая  определяющая характеристика психической  жизни личности. Она является одним  из наиболее значимых  для жизнедеятельности  людей познавательным процессом, без  которого невозможно существование  человека.

Память в своем развитии проходит последовательно ряд стадий, что сопровождается качественным ее преобразованием, переходом от непроизвольности к произвольности. Наиболее ранними видами памяти, которые осваивает человек, являются двигательная, кратковременная память. Позднее, по мере развития дети овладевают долговременной и оперативной памятью, совершенствуют смысловую память.

В рассмотренных в данном параграфе  видах памяти отражены такие ее характеристики, которые, сформировавшись в деятельности, становятся затем как бы конституциональными ее особенностями, когда тот или иной склад памяти человека может проявляться независимо от переменных условий деятельности: от ее мотивов, целей, способов.  В процессе жизнедеятельности у человека проявляются не только индивидуальные, но и возрастные особенности в развитии памяти, что необходимо учитывать в работе с детьми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием способности  к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события, в старшем дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту.  Как указывают И.Ю.Матюгин, Т.Ю. Аскоченская. И.А. Бонк, память дошкольника в основном носит непроизвольный характер [31, с. 146]. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Как указывает А.Ф. Тихомирова, одним  из самых ранних проявлений памяти является узнавание [63, с. 36]. Двигательная память выступает основой, на которой  формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной.  

Качество непроизвольного запоминания  предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок  действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.      

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти [13,с. 112]. Особенно богата память ребенка дошкольного возраста, - как указывает Л.Ф. Тихомирова, - образами отдельных конкретных предметов [63, с. 37].В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали объектов. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки—здесь на глазки накладывают»; «Это — бабочка, называется червяка»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие» и т. п.). Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось.

Информация о работе Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста