Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Особая деятельность педагога по созданию условий для адекватного  саморазвития его субъективности, по разноплановому содействию усилиям  ребенка в осмыслении и конструировании  собственного образа жизни состоит  из следующих действий:

- совместное обнаружение  проблемы;

-выявление возможностей  школьника решить проблему;

     - проектирование  деятельности по проектированию  трудностей. .[9; 44]

Ребёнок младшего школьного  возраста большую часть времени  проводит в школе. И основной его  деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.

Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих  товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.[18;45]

Оценочная деятельность учителя  обычно осуществляется в форме отметок  в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами  оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в  журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев  и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.[13;24]

По утверждению Ф.В. Костылёва, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца ребёнка.[13;29]

Успехи и неудачи в  учении, оценка учителем результатов  его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, то есть его самооценку. У ученика  в образовательном процессе формируется  установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов  самооценки, в которой отражается то, что ребёнок узнает о других, и его возрастающая собственная  активность, направленная на осознание  своих действий и личностных качеств.[13;32]

Младшие школьники, по мнению Б.С. Волкова, склонны считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.[6;72]

Необходимость сформировать у детей младшего школьного возраста контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений.

Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков  является простым отражением той  оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в  развитии самооценки считают «предсамооценкой».

Процесс же формирования подлинной  самооценки включает в себя, по мнению А.А. Аркушенко, два этапа:

- самооценка подвергается  внешним действиям;

- в сферу самооценки  включается его внутреннее состояние,  личностные качества. [2;86]

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к  каждому учащемуся, по утверждению  Н.В. Касициной, независимо от уровня его  знаний и индивидуальных психологических  особенностей, – это глубокая вера в растущего человека, в его  возможности.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок  будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.[18;42]

Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Таким образом, влияние педагога на формирование самооценки школьников, несомненно. Организуя учебную работу, учитель должен соотносить достигаемые  детьми результаты не только с их умственными  способностями, но и с самооценкой  ребёнка, его собственными представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. От этих воззрений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Как утверждает И.Ю. Кулагина, самооценка не является постоянной. Она  меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста.

2.3 Основные пути  формирования самооценки младшего  школьника

Самооценка оказывает  существенное влияние на эффективность  деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в  себе, позволяет успешно ставить  и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие  полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации  к условиям различных социумов.[18;7]

Как отмечает Б.Г. Ананьев, самооценка является наиболее сложным продуктом  развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих  поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.[1;47]

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и  самоконтролем. Игра, занятия, общение  постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих (в  младшем школьном возрасте, в  частности, семьи и педагогов);

- осознание самим ребёнком  особенностей своей деятельности, её хода и результатов.[3;37]

В каждом возрастном периоде  на формирование самооценки преимущественно  влияет та деятельность, которая в  этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени  формирование самооценки ребёнка, она  прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.[10;74]

Положительные результаты в  формировании самооценки неуверенных  в себе школьников достигаются, когда  педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно  переплетается с работой по улучшению  общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения  в системе личных отношений.[6;28]

Работа в направлении  изменения отношений со сверстниками, по мнению Е.И. Тихомировой, является сложной  и длительной, требует большого педагогического  такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.[16;37]

Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать  различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей  – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они  могут быть в виде позитивных или  негативных слов, в виде ласкового  касания или лёгкого удара. Используя  их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.[18;61]

Работая над формированием  уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два  принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

В основе принципа меры лежит  тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени  развития. Его несоблюдение чревато  появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком  случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как  следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. [4;63]

Для того чтобы помочь детям  повысить самооценку, необходимо оказывать  им поддержку, проявлять искреннюю  заботу о них и как можно  чаще давать позитивную оценку их действиям  и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного  и эмоционального напряжений. Чтобы  помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять  релаксационные упражнения.[19;76] Кроме  релаксационных игр, очень полезными  являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.

Использование элементов  массажа и даже простое растирание тела ребёнка также способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они  оценивают себя положительно. Важно  предоставлять детям возможность  делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно  самим быть уверенными в себе и  в своих успехах.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия  с предметами;

- исследование и экспериментирование;

- слушание музыки и  сказок;

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

- возможность задавать  вопросы и делать выбор.[18;67]

Причем родители, по утверждению  М. Феннел, должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться  собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе. Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.[18;74]

Выбор помогает детям:

- почувствовать себя принимаемыми  и понимаемыми;

- развить положительное  отношение к себе;

- учиться выражать свой  выбор;

- понять важность умения  слушать и говорить.

Поддержать интерес к  игре и повысить самооценку ребёнка  помогает совместное изготовление игровых  пособий.

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут  использовать следующие приемы:

- как можно чаще называть  ребёнка по имени;

- хвалить ребёнка в  присутствии других детей;

- отмечать достижения  ребёнка на специально оформленных  стендах;

- избегать заданий, которые  выполняются за определённое  фиксированное время;

- не подгонять и торопить  ребёнка.[18;76]

Формирование в человеке адекватной самооценки требует от общества постоянного и сознательно организованного  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима  без опоры на научно-теоретическое  психологическое знание закономерностей  развития ребёнка в процессе онтогенеза, так как без опоры на такое  знание существует опасность возникновения  манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.[18;12]

Следовательно, важно так  строить педагогический процесс, чтобы  учитель руководил деятельностью  ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных  и ответственных поступков. Педагог  может и обязан помочь растущему  человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.

Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей  шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.[9;49]

При этом особое значение приобретает  учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в  организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать  в соответствии с нравственными  образцами, которые выступают в  качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения  детей со сверстниками и со взрослыми.

Информация о работе Формирование самооценки младших школьников