Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.
Особая деятельность педагога по созданию условий для адекватного саморазвития его субъективности, по разноплановому содействию усилиям ребенка в осмыслении и конструировании собственного образа жизни состоит из следующих действий:
- совместное обнаружение проблемы;
-выявление возможностей школьника решить проблему;
- проектирование
деятельности по
Ребёнок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе. И основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.
Ориентируясь на оценки учителя,
дети сами ранжируют себя и своих
товарищей как отличников, средних,
слабых, старательных или нестарательных,
ответственных или
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.[13;24]
По утверждению Ф.В. Костылёва, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца ребёнка.[13;29]
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, то есть его самооценку. У ученика в образовательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребёнок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.[13;32]
Младшие школьники, по мнению Б.С. Волкова, склонны считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.[6;72]
Необходимость сформировать у детей младшего школьного возраста контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений.
Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».
Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя, по мнению А.А. Аркушенко, два этапа:
- самооценка подвергается внешним действиям;
- в сферу самооценки
включается его внутреннее
Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, по утверждению Н.В. Касициной, независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей, – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.[18;42]
Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Таким образом, влияние педагога на формирование самооценки школьников, несомненно. Организуя учебную работу, учитель должен соотносить достигаемые детьми результаты не только с их умственными способностями, но и с самооценкой ребёнка, его собственными представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. От этих воззрений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на формирование адекватной самооценки младшего школьника.
Как утверждает И.Ю. Кулагина, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста.
2.3 Основные пути
формирования самооценки
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.[18;7]
Как отмечает Б.Г. Ананьев, самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.[1;47]
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);
- осознание самим ребёнком
особенностей своей
В каждом возрастном периоде
на формирование самооценки преимущественно
влияет та деятельность, которая в
этом возрасте является ведущей. В младшем
школьном возрасте ведущей является
учебная деятельность; именно от её
хода и зависит в решающей степени
формирование самооценки ребёнка, она
прямо связана с его
Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.[6;28]
Работа в направлении изменения отношений со сверстниками, по мнению Е.И. Тихомировой, является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.[16;37]
Учитель для формирования
у младшего школьника адекватной
самооценки может задействовать
различные источники и
Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:
- принцип меры;
- принцип системы.
В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. [4;63]
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.[19;76] Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.
Использование элементов
массажа и даже простое растирание
тела ребёнка также способствуют
снятию мышечного напряжения. Дети
становятся успешными, когда они
оценивают себя положительно. Важно
предоставлять детям
Возможность оценить себя положительно детям дают:
- игра;
- разнообразные действия с предметами;
- исследование и
- слушание музыки и сказок;
- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
- возможность задавать вопросы и делать выбор.[18;67]
Причем родители, по утверждению М. Феннел, должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе. Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.[18;74]
Выбор помогает детям:
- почувствовать себя
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:
- как можно чаще называть ребёнка по имени;
- хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- отмечать достижения
ребёнка на специально
- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
- не подгонять и торопить ребёнка.[18;76]
Формирование в человеке
адекватной самооценки требует от общества
постоянного и сознательно
Следовательно, важно так
строить педагогический процесс, чтобы
учитель руководил
Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.[9;49]
При этом особое значение приобретает
учёт внутренних побудительных сил,
потребностей человека, его сознательных
стремлений. Включение ребёнка в
организованную взрослым деятельность,
в процессе которой развёртываются
многоплановые отношения, закрепляет
формы общественного поведения,
формирует потребность
Информация о работе Формирование самооценки младших школьников