Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы ребёнок  чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь  положительное представление о  себе. Более подробно основные факторы  становления самооценки младшего школьника  будут рассмотрены в следующей  главе.

Глава 2. Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника

2.1 Влияние семейного  воспитания на самооценку младшего  школьника

По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. В семье  закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.[8;7]

Большое значение в становлении  самооценки младшего школьника, по мнению М. Феннел, имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье ценности. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть объективно возникающие  трудности.[18;75]

Самооценка в детстве  – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться. Силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование  – на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку. Помимо действий важны слова, так  как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды  на ребёнка, также сохраняется в  детской памяти. Слова взрослых могут  стать путеводителем по жизни в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго наоборот, в другом. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью  раскрыться. А слишком высокое  мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё  расставлять на свои места.

Часто родители, по утверждению  О.Л. Зверевой, придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда  он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в  их, родительские, планы. Поэтому, чтобы  у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.[8;31]

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно  хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет  превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что  его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более  того, в конце разговора нужно  выразить искреннюю надежду, что  ребёнок понял критику и быстро всё исправит.[8;34]

Другая ошибка родителей  — отсутствие понимания или признания  неповторимости своего ребёнка. Большинство  родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих  детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.[8;37]

Некоторые родители, по мнению М. Феннел, высоко ценят деньги и  материальное состояние. В такой  семье ребёнок отождествляет  себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля  жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как  материализм разрушает в ребёнке  восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или  потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные  ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего  сопротивления. Отсутствие уверенности  в своих силах рождает чувство  неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.[18;102]

Фактически, самооценка –  это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети любят  создавать себе идеалы. Порой они  хотят быть похожими на героев книг или фильмов, но проблема в том, что  это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и ребёнком настолько  велик, что самооценка падает порой  до нуля.

И все же, по мнению А.Н. Ганичевой, родителям нужно приветствовать стремление ребёнка к идеалу, иначе  он вырастет самодовольной и не слишком  образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить  ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путём кропотливого труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.[8;49]

Для того чтобы помочь детям  повысить самооценку, необходимо оказывать  им поддержку, проявлять искреннюю  заботу о них и как можно  чаще давать позитивную оценку их действиям  и поступкам. А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания в  семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка:

- авторитарный;

- попустительский;

- демократический.[5;52]

Авторитарному, или диктаторскому, стилю воспитания недостаёт теплоты. Для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель –  ребёнок» превалирует над общением в режиме «ребёнок – родитель». Ожидания таких родителей в отношении  их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют  свою любовь к ребёнку, отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды. Этот стиль воспитания, по мнению А.Н. Букина, приводит к ряду недостатков в развитии ребёнка. Такие дети зачастую попадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.[5;56]

Для попустительского, или  либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и  детьми, низкая дисциплина, общение  «ребёнок – родитель» превалирует  над отношениями «родитель –  ребёнок», а также либеральные  родители не возлагают на своих детей  больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень  тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность  выразить себя, творческие стороны  своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они  верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.[5;61]

Либеральным родителям сложно установить чёткие границы допустимого  поведения для своих детей. Они  непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать  им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших  надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой  ответственности за судьбу детей.

Для демократического, или  авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее  детей, а также частое общение. В  отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в  своих требованиях и справедливы.[5;69]

В семьях, где применяется  демократический стиль, дети растут с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

По мнению Т.В. Костяк, родители задают и исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности и в  отношениях. Дети с высоким уровнем  притязаний, завышенной самооценкой  и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о  будущем так же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения.[12;61]

Таким образом, по утверждению  К. Аспер, школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка как личности со стороны родителей. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании младшего школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.[3;86]

Другой личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает  устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребёнка, по мнению Е.Н. Каменской, всё  больше и больше сосредотачиваются  на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный  дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности  ребёнка отражаются на его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а эта отрицательная  реакция, в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребёнка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребёнка, не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и  этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.[10;136]

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чём дети должны думать, как  они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей  модели поведения растущих детей. Для  того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-принимать активное участие  в жизни семьи;

-всегда находить время,  чтобы поговорить с ребёнком;

-интересоваться проблемами  ребёнка, вникать во все возникающие  в его жизни сложности и  помогать развивать свои умения  и таланты;

-не оказывать на ребёнка  никакого нажима, помогая ему  тем самым самостоятельно принимать  решения;

-иметь представление  о различных этапах в жизни  ребёнка;

-уважать право ребёнка  на собственное мнение;

-уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относиться к ребёнку,  как к равноправному партнёру, который просто на данный момент  обладает меньшим жизненным опытом;

-с уважением относиться  к стремлению всех остальных  членов семьи делать карьеру  и самосовершенствоваться.

Таким образом, влияние семьи  на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей своей будущей  жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного  семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребёнка. Кроме  семьи, большое влияние на формирование самооценки младшего школьника оказывает  учитель. Подробнее влияние педагога на самооценку детей младшего школьного  возраста будет рассмотрено в  следующем параграфе.

2.2 Роль педагога  в развитии самооценки младшего  школьника

Педагог, в ходе своей  работы на уроке обладает правом оценивать  другого эмоционально незрелого  человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт  его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям. Так как в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление.[6;131]

Информация о работе Формирование самооценки младших школьников