Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

По мнению М. Феннел, иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это  показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и  достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая  об этом, сопровождая свои слова  мимикой и движениями.[18;87]

По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.[18;14]

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически  заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя  – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное  отношение к ученику, веру в его  возможности, желание всеми способами  помочь ему учиться. Методическая сторона  сводится к применению в учебном  процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для  рефлексивной оценки учащихся своих  действий. Однако роль родителей в  формировании адекватной самооценки ребёнка  младшего школьного возраста не менее  важна, чем роль педагога, ведь то, что  человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. В сущности, самооценка –  это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и  самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника  рекомендуется:

- педагогу идти путём  развития возможностей детей,  создания для них ситуации  успеха;

- и педагогам, и родителям  рекомендуется не скупиться на  похвалу, проявление эмоциональной  поддержки по отношению к детям;

- работа по формированию  самооценки должна осуществляться  в разные режимные моменты  и в разных видах деятельности;

- педагогу рекомендуется  задействовать различные источники  и механизмы;

- педагогу учитывать принцип  меры и принцип системы;

- обучать ребёнка способам  снятия мышечного и эмоционального  напряжения;

- проводить с детьми  релаксационные игры;

- предоставлять детям  возможность делать то, чем они  могут гордиться;

- предоставлять детям  возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

- предоставлять детям  возможность делать выбор.

Уровень самооценки имеет  огромное влияние на всю жизнь  человека, именно поэтому задача родителей  и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно  раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить  ребёнку понимание его способности  творить, любить, совершать благородные  поступки, начиная с самого раннего  возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс  занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически  ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие  неуверенности и робости) – залог  торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

Заключение

Самооценка относится  к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, особое внимание следует  уделять формированию самооценки в  младшем школьном возрасте.

Самооценка младшего школьника  характеризуется отражением в ней  собственной активности ребёнка, его  интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется  в поведении учащегося, в образовательном  процессе, а также в его социальной адаптации.

Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее  благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность  в их преодолении.

По мнению М. Феннел, существуют две главные причины формирования низкой самооценки: первая заключается  в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые  были заимствовали у родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым ребёнок проводит наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, всё это передается детям через поведение и реакции. Если родители считают себя, в каком бы то ни было смысле, неполноценными и подчинёнными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся фактами опыта детей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.

Для того чтобы помочь ребёнку  повысить самооценку, нужно учить  его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно  в процессе учёбы, но и в любой  другой деятельности.

Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования  не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой  момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных  успехах, что объективно создаст  не очень уверенному в себе школьнику  новые основы самооценки.

Важно также помочь ребёнку  проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в  которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить  уважение учителя, товарищейПри определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Таким образом, организуя  учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно  формировать самооценку школьников. Родителям рекомендуется проводить  с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для  снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять  детям возможность делать то, чем  они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

Цель исследования, которая  заключалась в изучении особенностей формирования адекватной самооценки в  младшем школьном возрасте, достигнута.

Гипотеза исследования, заключающаяся  в том, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в  младшем школьном возрасте, относится  стиль семейного воспитания и  оценочная деятельность педагога, подтверждена.

Задачи исследования: рассмотреть  младший школьный возраст как  основный период развития адекватной самооценки; определить влияние семейного  воспитания на самооценку младшего школьника; изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника доказаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. – М.: Эксмо, 2008.

3. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.

4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. – М.: Астрель, 2008.

5. Букин А. Родительская школа. – М.: АСТ, 2007.

    6.Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2005.

7. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009.

9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. – М.: А-Приор, 2010.

10. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2008.

11. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010.

12. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. – М.: Академия, 2008.

13. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы. Книга для учителя. – М.: Владос, 2005.

14. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2007.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010.

16.Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2008.

17.Фаязова. А.Ф – Пермь, 2008.

18. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Методика определения  самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме  свободной беседы. Ребёнку объясняется  следующая инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить  людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите  свое место на ступеньках всех лестниц.

 


Информация о работе Формирование самооценки младших школьников