Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;
- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;
- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к  познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.[2;67]

Аналитико-синтетическая  деятельность в начале младшего школьного  возраста находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.2;75]

Характер младших школьников, по мнению Е.А. Петровой, М.В. Гамезо, отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны  незамедлительно действовать под  влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив  всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина этого – потребность  в активной внешней разрядке при  возрастной слабости волевой регуляции  поведения. Поэтому для учителя  в это время очень важно  составить правильное представление  о личности ученика и помочь ему  полноценно включиться в новую жизнь.[7;95]

Возрастной особенностью является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в  свои силы и невозможности. Нередко  наблюдается капризность, упрямство. Обычная их причина – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания  и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность  и упрямство – своеобразная форма  протеста ребёнка против тех твёрдых  требований, которые ему предъявляет  школа, против необходимости жертвовать тем, чем жертвовать не хочется, во имя  того, что требуется.[7;99]

По утверждению К.О. Казанской, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется в том, что:

- Всё, что дети наблюдают,  о чём думают, что делают, вызывает  у них эмоционально окрашенное  отношение;

- младшие школьники не  умеют сдерживать свои чувства,  контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и  откровенны в выражении радости,  горя, печали, страха, удовольствия  или неудовольствия;

- эмоциональность выражается  в их большой эмоциональной  неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным  и бурным проявлениям радости,  горя, гнева, страха. С годами всё  больше развивается способность  регулировать свои чувства, сдерживать  их нежелательные проявления.[9;79]

Большие возможности предоставляет  младший школьный возраст для  воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности –  деятельности в коллективе и для  коллектива. Воспитанию коллективизма  помогает участие детей в общественных, коллективных делах.[16;42]

Таким образом, поступление  в школу ведёт не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности.

Именно в этот период жизни  младшего школьника продолжает формироваться  его представление о самом  себе, своих возможностях, своих  качествах и своём месте среди  других людей – его самооценка. Более подробно особенности развития самооценки младшего школьного возраста будут рассмотрены в следующем  параграфе.

1.2 Особенности  самооценки младшего школьника

Самооценка является одним  из существенных условий, благодаря  чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность  соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.[3;81]

По мнению М. Феннел, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление  и уровень активности человека, его  отношение к миру, к людям, к  самому себе, представляет собой сложный  по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает  в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и  общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование  его происходит в течение всей жизни человека.

По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить  устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность  оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для благополучного общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются.[14;64]

Особенно важно учитывать  самооценку ребёнка. Как и всё  в нём, она ещё только формируется  и поэтому в большей мере, чем  у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания, так же как и связанный с нею уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые ребёнок ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний ребёнка младшего школьного возраста оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его развитие в целом.[18;32]

В настоящее время всё  более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты.

Младший школьный возраст, по утверждению А. К. Зиньковского, – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

А.В. Аркушенко выделяет три  основных вида самооценки: - адекватная самооценка; - завышенная самооценка; - заниженная самооценка.

Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным  проявлениям личности, а в учебной  деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления  учебного задания. Если ребёнок недооценивает  себя по сравнению с тем, что в  действительности он есть, мы говорим  о наличии у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает  свои возможности, результаты своей  деятельности, личностные качества —  о завышенной.[2;71]

Активность, находчивость, чувство  юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям  с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных  сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность.[3;89]

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Из-за представления о себе как о неспособных к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности у детей с низкой самооценкой часто возникают трудности в школе и дома.[3;93]

В процессе общения ребёнок  постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребёнку о том, что его действия правильны и полезны.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребёнка сознавать  свою неспособность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания  приводят к снижению самооценки. Чаще всего родители, сверстники используют различные речевые оценки в отношении  ребёнка. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стараются  компенсировать это в общении  с другими детьми. Они хотят  всегда и везде быть первыми и  принимают близко к сердцу, если им это не удается.[1;57]

Как утверждает Н.В. Касицина, на первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить высшую оценку, одобрение учителей и родителей. В начале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к приобретению знаний. Эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.[11;210]

Большое воспитательное воздействие  учителя на младших школьников связано  с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе  становится для них непререкаемым  авторитетом. Авторитет учителя  – самая важная предпосылка для  обучения и формирования педагогом  у детей младшего школьного возраста адекватной самооценки.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение школьник придаёт  своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его  всегда очень беспокоит. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление  о себе. Дети с отрицательной самооценкой  склонны находить непреодолимые  препятствия. У них высокий уровень  тревожности, поэтому они хуже приспосабливаются  к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.[3;70]

По утверждению Т.В. Костяк, определенный уровень тревожности  естественная и обязательная особенность  активной деятельности личности. У  каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности, – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом  самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности  является субъективным проявлением  неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях  не одинаковы. В одних случаях  люди, склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени в зависимости от складывающихся обстоятельств.[12;14]

Поведение повышенно тревожных  детей младшего школьного возраста в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

- высокотревожных индивиды эмоционально острее, чем низкотревожных, реагируют на сообщения о неудаче;

- высокотревожных дети хуже, чем низкотревожных, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи;

- боязнь неудачи –  характерная черта высокотревожных  детей. Эта боязнь у них доминирует  над стремлением к достижению  успеха;

- мотивация достижения  успехов преобладает у низкотревожных  детей. Обычно она перевешивает  опасение возможной неудачи;

- для высокотревожных  детей большей стимулирующей  силой обладает сообщение об  успехе, чем о неудаче.[12;18]

Мотивация достижений –  другой важный аспект, связанный с  самооценкой. В семье, в начальной  школе ребёнка часто настраивают  на избегание неудачи. Как следствие, он всё время боится что-нибудь сделать или сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед возможной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку и уровень притязаний.[3;81]

Если в детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к поступлению в школу  дети начинают осознавать различия между  собой и другими детьми, используя  социальное сравнение, то есть показатель успешности в реальных видах деятельности. Ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон младшего школьника – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика. Если ребёнок, по его мнению, – лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет адекватную, или высокую, самооценку.[18;46]

Хотя каждый ребёнок ещё  до поступления в школу так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате учащийся оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его последующую школьную жизнь. Задача родителей и учителей заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний ребёнка, используя наблюдение.[6;92]

Таким образом, самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении  ребёнка, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Информация о работе Формирование самооценки младших школьников