Язык глухонемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

В повседневной жизни: в поездах, автобусах и просто на улицах мы постоянно сталкиваемся с глухими людьми. Они всегда привлекают повышенное внимание публики: люди, усиленно делая вид, что их это абсолютно не интересует, все же исподтишка наблюдают за глухими. А что в этот момент чувствуют люди с ограниченными возможностями общения? Трудно ли это? Каково прожить жизнь не услышав ни слова? Что чувствует человек, вся жизнь которого заключена в рамках его внутреннего мира?

Файлы: 1 файл

речевая.docx

— 47.47 Кб (Скачать файл)

Было бы хорошо, если бы Вы хотя бы один раз посетили детский сад для глухих детей. Многие Ваши заблуждения тогда бы рассеялись. Вы были бы удивлены, увидев, что неслышащие дети опознают предметы по табличкам, на которых написаны слова "мяч", "кукла" и т.п. И это в возрасте 3 - 4 лет. Неслышащие дети сначала учатся воспринимать образ слова на табличке, затем они знакомятся с его слуховым образом, а затем учатся читать и писать по программе школы.

 

5. Немануальный компонент жестовой речи

Высказывание на жестовом языке наряду с жестикуляторным  компонентом содержит и немануальный (использование взгляда, выражения лица, движений головы и тела) компонент. Эти средства функционируют аналогично интонации звуковых языков, а также используются для выражения дейксиса (указания на какие-то объекты), отрицания, актуального членения, разных типов вопросов, соотнесения различных синтаксических составляющих предложения и т.п. Жестовый текст, в отличие от звукового, нелинеен. Грамматическая информация, как правило, передается одновременно с лексической; жест в процессе исполнения подвергается той или иной модуляции (рука движется равномерно, прерывисто или ускоренно, в вертикальной или горизонтальной плоскости, меняет направление, один и тот же жест исполняется двумя руками и т.п.). В синтаксисе жестового языка трехмерность пространства используется в первую очередь для локализации: жестикулирующий «помещает» участников ситуации в определенные точки пространства, и в дальнейшем место артикуляции предикатов предсказуемо модифицируется в зависимости от локализации субъекта и объекта.

6. Повседневная жизнь  глухих людей

Сегодня дети во многих странах  мира имеют возможность посещать школы, начиная обучение Жестовому Языку уже с дошкольных учреждений и кончая в гимназиях.

В качестве исходной формы  речи, наиболее полно отвечающей природе  глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной  речи - дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно “проговаривает” (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом. Глухой по подражанию воспроизводит слово дактильно и устно путем проговаривания. Данное слово соотносится с предметом, его свойством или действием, которое оно обозначает. Таков наиболее общий, схематический путь обучения словесной речи глухого ребенка. Он приведен нами с тем, чтобы продемонстрировать действие механизма компенсации недостающего слуха в условиях специального обучения глухих языку.

Во-первых, глухой воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается дактильной речи. При дактилировании у ребенка развиваются мышечные кинестезии руки. Для глухого проговаривание рукой - это не просто движение пальцев руки. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной высшей и периферической нервной системы. При дактилировании у глухого образуются прочные нейродинамические связи между кинестезиями кисти руки, артикуляционного аппарата и корой головного мозга. В-третьих, ребенок артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у ребенка развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, глухой ребенок считывает слово с предъявленной сурдопедагогом карточки, усваивая при этом письменную форму речи. в процессе педагогически целесообразной деятельности глухие дети на одном и том же речевом материале усваивают комплексно дактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается глухими детьми в процессе живого непосредственного общения, т.е. при выполнении и основной социальной функции.

Компенсирующая роль языка  огромна и всестороння. Развивая психическую деятельность, как функцию особой части материи, называемой мозгом человека, язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию социальных и биологических параметров личности глухого, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих в качестве равноправного труженика общества.

Таким образом, при комплексном  подходе к личности глухого в  специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Основоположник современной  отечественной психологии и дефектологии Л.С. Выготский утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. “Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация”. Именно поэтому “говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта”. Положение Л.С.Выготского о том, что “ребенок с дефектом - еще не дефективный ребенок”, “что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным”, “что “замещение и компенсация” как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект” сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных дефектологов. Свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие глухих детей

Средства коммуникации глухих мобильной связи, имея довольно внушительное количество доступных в настоящее  время для них средств коммуникации: телефонные аппараты с пишущей строкой (текстотелефоны), факсы, пейджеры, мобильные сигнализаторы, часы-будильники, часы для личной безопасности и компьютеры, которые подбираются в сурдологическом центре с учетом возможностей и других аспектов.

 В стремятся совершенствовать систему коммуникации, внедряя новейшие технологии, которые могли бы отвечать запросам будущего времени.

Также существуют особые устройства напоминающий пейджер, благодаря которому вы получите сообщение в виде светового сигнала (всего семь цветов). Каждый из этих видов цвета мигающей лампочки предупреждает, что звонит телефон, плачет ребенок, кто-то пытается нанести ущерб вашему автомобилю, вам звонят и просят открыть дверь и т.д. Глухие охотно пользуются услугами пейджинговой связи.

Для любого Глухого, живущего в Скандинавии, нет проблем связаться  с любым жителем этого региона. Фантастика? Совершенно нет, это обычное  и привычное явление коммуникации. Любой слышащий швед может воспользоваться услугами Телефонного Агентства (FOC), чтобы связаться с Глухим. В Швеции полностью решена проблема приобретения текстотелефонов для Глухих. Начиная с июля 1992 года Глухим предоставляется текстотелефон и необходимое техническое средство для коммуникации.

Однако многие организации  не могут получить текстотелефоны, поэтому Шведская Национальная Ассоциация Глухих в настоящее время решает эту проблему. Если вы (слышащий) звоните по обычному телефону в FOC агентство, то набираете телефонный номер - 90165. Оператор ответит и будет просить указать номер и инициалы клиента, с которым вы хотите связаться. Получив от вас данные, оператор тут же связывается по необходимому номеру и телеграфирует ваше сообщение, которое вы диктуете.

Этот процесс может  отнимать несколько минут, так как  слышащий человек должен говорить медленно и отчетливо, чтобы оператор смог записать сообщение. Получив сообщение от Глухого, оператор передаст его вам. При запросе FOC от текстотелефона (Глухого) необходимо набрать телефонный номер - 90160. Общее количество переговоров в течение месяца составляет свыше 70000 (оплата за 1 час - 0,25 шведских крон)

Глухие Швеции имеют возможность  получать информацию через независимое  издание новостей, а также доступ к различным программам телевидения  на Жестовом Языке и видео с субтитрами.

Мультисредства информации и диалоговое телевидение, начинающие интенсивно развиваться в Швеции и создающие комфорт коммуникации, чрезвычайно важны для Глухого в современной стране.

 

 

Сурдологический центр государственное учреж-дение занимается решением многих вопросов: подготовкой сурдопереводчиков, обеспечением сурдоперевода, подбором необходимых технических средств коммуникации для инвалидов по слуху, апробацией и обучением навыкам пользования техническими средствами и т.д.

 

Клубы

 

В некоторых странах существуют даже специальные клубы. Здесь Глухие проводят свободное время в уютном кафе, посещают библиотеку, игровой зал и различные мероприятия.

 

Фонды пожертвований

 

Фонд Пожертвований Фонды SDR используются для поддержки Глухих, деятельности Ассоциации и обеспечения необходимыми стипендиями Глухих индивидуумов.

 

Словари

 

В Швеции в 1997 году издан  последний словарь Шведского  Жестового Языка, составленный из 2968 жестовых знаков; словарь, в котором имеется нумерация, транскрипция, фотоиллюстрация, словообозначение, диалектика, компонентность, описание кинетического воспроизведения, вариантность и толкование значения жестового знака. Этот словарь составлен на основе лингвистических исследований и предназначен для широкого доступа к всестороннему изучению Жестового Языка как Глухими, так и слышащими.

 

Как представляется, он может  служить моделью создания словарей национальных Жестовых Языков. Ценность заключается в том, что в разработке словаря Глухие исследователи принимали самое деятельное участие. Шведы не останавливаются на достигнутом и продолжают серьезные научные лингвистические исследования Жестового Языка.

 

 Заключение

 

Мне вообще кажется, что языку  жестов надо учить всех.

 

Я считаю, что каждому  человеку не помешало бы знание языка  жестов хотя бы на базовом уровне. Во-первых, это очень полезно. Дети, научаясь выражать себя через жест и движение, развивают и образное мышление, и  мелкую моторику. То, что в разговорной речи выражается интонацией, в жестовой - мимикой, выразительностью рук - так что “обычный” ребенок сможет лучше научиться проявлять себя, владеть телом и лицом.

 

 Во-вторых, слышащим язык  жестов может пригодиться во  многих ситуациях: на дискотеке,  когда очень шумно или, например, при отправлении поезда - когда  все обычно тычут пальцами  в стекло, себе в грудь и  прикладывают воображаемую трубку  к уху (“позвони мне, когда  доедешь”); аквалангистам под водой. 

 

 Но самое главное,  по моему мнению то, что если не только люди с нарушениями слуха станут учить “разговорный” язык, но и слышащие поучат жестовый, тогда стена, отделяющая мир слышащих от мира глухих, станет чуть тоньше, и может быть, всем людям удастся найти общий язык (ведь глухие общаются главным образом только в своих сообществах), а там, глядишь, и общие интересы…

 

 Список использованной  литературы

 

1. Выготский Л.С. «Основы дефектологии». СПб, 2003.

 

2. Дьячков А.И. «Система  обучения глухих детей». М., 1961.

 

3. IIIиф Ж.И. «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей». М., 1968.

 

4. Леонгард Э.А., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А., «Я не хочу молчать!». М., 1990.

 

5. Зайцева Г.Л. «Жестовая  речь. Дактилология». М, 2000.

 

6. Розанова Т.В. «Развитие  памяти и мышления глухих детей». М., 1978.

 

7. «Психология глухих  детей». Под ред. И. М. Соловьева  [и др.]. М., 1971.

 

8. Зикеев А.Г. «Развитие речи слабослышащих учащихся». М., 1976.

 

9. Рауф А. «О детях, потерявших слух». М., 1956.

 

10. Электронный ресурс: http://www.deafworld.ru

 

11. Электронный ресурс: http://deaftime.ru/modules/news

 

12. Электронный ресурс: http://schools.keldysh.ru/uvk1838/slind.htm


Информация о работе Язык глухонемых