Язык глухонемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

В повседневной жизни: в поездах, автобусах и просто на улицах мы постоянно сталкиваемся с глухими людьми. Они всегда привлекают повышенное внимание публики: люди, усиленно делая вид, что их это абсолютно не интересует, все же исподтишка наблюдают за глухими. А что в этот момент чувствуют люди с ограниченными возможностями общения? Трудно ли это? Каково прожить жизнь не услышав ни слова? Что чувствует человек, вся жизнь которого заключена в рамках его внутреннего мира?

Файлы: 1 файл

речевая.docx

— 47.47 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В повседневной жизни: в поездах, автобусах и просто на улицах мы постоянно сталкиваемся с глухими  людьми. Они всегда привлекают повышенное внимание публики: люди, усиленно делая вид, что их это абсолютно не интересует, все же исподтишка наблюдают за глухими. А что в этот момент чувствуют люди с ограниченными возможностями общения? Трудно ли это? Каково прожить жизнь не услышав ни слова? Что чувствует человек, вся жизнь которого заключена в рамках его внутреннего мира?

Вот что по этому поводу ответил бы глухой человек: «Положи кончики пальцев себе на горло, скажи вслух: “П!” - запомни ощущение пальцев. Теперь “Б!” - сравни. Теперь “Г” и “К”. Почувствовал различия? Запомнил? А теперь представь, что ты не слышал того, что только что произнес, и звуки для тебя - это только вибрации на кончиках пальцев. При этом тебе три года. Хочется бегать и играть. А надо учиться разговаривать - вот так, с рукой на горле, перед зеркалом. Несколько часов. Ежедневно. А когда ты хочешь что-то обсудить с мамой, она делает вид, что не понимает тебя - чтобы сказал четче. Поправляет, когда ты неправильно произносишь звуки или путаешь окончания, даже если ты рассказываешь что-то безумно важное. А когда она отвечает - ты изо всех сил напрягаешься, чтобы узнать в шевелениях губ очертания знакомых слов, тебе очень трудно, хоть ты уже неплохо справляешься. Через полчаса такой концентрации внимания мозг просто отказывает. А если приходится общаться с незнакомыми - к чужим губам надо привыкнуть, не дай Бог, усы, или человек говорит вполоборота, или прикрывает рот рукой… »

Процент глухих людей в большинстве стран довольно высок, поэтому я думаю, что эта проблема довольно актуальна сегодня. Да и просто после ознакомления со всеми темами я поняла, что меня очень заинтересовала данная. Мне захотелось поглубже ознакомиться с этой проблемой, узнать, каким образом глухие люди общаются между собой, изучить характер данного общения.

 Более того, многие  образованные люди сегодня знают  язык жестов. Например, королева  Швеции пользуется особым авторитетом  у глухих шведов. Будучи высокообразованной и интеллигентной личностью, знающей несколько иностранных языков, она понимает и поддерживает необходимость использования жестового языка. И вообще в последнее время изучение жестовых языков стало популярным и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведенное в 2002 году, показало огромное увеличение популярности курсов по изучению жестовых языков (до 61 000 студентов) по сравнению с 1998 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слух и речь. Роль  слуха в формировании речи.

Любой маленький ребенок  с рождения издает звуки: плачет, ноет, потом гулит, лепечет, повторяет за родителями звуки, слоги, постепенно учит слова - научается разговаривать. Он с самого начала настроен на общение со взрослым и постепенно учится это делать - не только с помощью речи, но и с помощью мимики (он может сделать жалобное выражение лица, выразительно глядя на конфету), жестов (указывая пальчиком), действий и интонаций (если пальчик не помог - может топнуть ногой). При этом речь формируется постепенно - от “детских” слов, когда один слог может означать половину словаря, до развернутых фраз; от “контура” слова до четкого произношения всех звуков. И слух играет в этом процессе колоссальную роль: ребенок слышит образец, пытается ему подражать и, слушая то, что получается, постепенно совершенствуется.

Именно из-за роли слуха  в формировании речи его потеря или  снижение остроты наиболее нежелательно в раннем детстве. Потребность общаться у ребенка есть, но овладение речью  само, как у слышащих сверстников, не происходит. Хорошо, если проблему можно  решить слуховым аппаратом - пусть он и дорогой, но если удастся достать - ребенок научится говорить, сможет ходить в массовую школу. Сурдопедагогу или логопеду нужно будет лишь немного подкорректировать произношение, помочь с грамматикой. А если слух снижен настолько, что слухопротезирование не помогает? Или постоянное напряжение слабослышащего ребенка с аппаратом (звуки ведь еще надо распознать) привело к еще большей тугоухости? Тогда надо заниматься, заниматься, заниматься - перед зеркалом, с пальцами на горле, часами…

«Глухонемые» или «глухие»?

 Некоторые считают, что термин «глухонемые» уже около 50 лет вообще не употребляется в сурдопедагогике. Считается, что не бывает глухонемых людей, что все говорят. Пусть порой невнятно, но говорят. Их этому с детства учат специально обученные люди - сурдопедагоги. У глухих есть свой язык - язык жестов. И, несмотря на то, что он включает в себя гораздо меньше слов и выражений, чем русский язык (раз в 20, если не больше), но это все равно равноправный язык.

Так почему же некоторые  люди лишены возможности распознавать звуки?

В норме звуковые волны, пройдя через наружный слуховой проход, достигают  барабанной перепонки и вызывают ее колебания. Эти колебания через  систему слуховых косточек передаются в улитку - орган, где давление волн преобразуется в нервные импульсы. Таким образом, наружный слуховой проход, барабанная перепонка и слуховые косточки составляют звукопроводящую систему, а улитка является органом, воспринимающим звук. Потеря слуха возможна вследствие нарушения проведения звука к улитке, повреждения самой улитки, нарушения передачи нервных импульсов от улитки в мозг или неспособности мозга правильно «расшифровать» полученные импульсы. Существует несколько видов нарушений слуха.

 Один из них - кондуктивная глухота (нарушение звукопроводимости). Любое нарушение, препятствующее нормальному прохождению звука, приводит к тугоухости. Во многих случаях такого рода нарушение поддается лечению. Самой распространенной причиной нарушения звукопроводимости может стать скопление жидкости (гноя) в полости среднего уха за барабанной перепонкой или закупорка слуховой трубы. Закупорка может произойти в результате обычной инфекции носоглотки или разрастания аденоидов. Нарушения звукопроводимости могут быть связаны и с повреждением слуховых косточек. В ряде случаев их заменяют керамическими или пластиковыми протезами. Еще одна форма нарушения звукопроводимости - отосклероз, прогрессирующее заболевание, которое обычно возникает в молодом возрасте. Как правило, это семейное заболевание. Эта проблема решается с помощью хирургической операции.

 Нейросенсорная глухота - потеря слуха, вызванная неспособностью улитки превращать механические колебания в слуховые нервные импульсы. Преобразование механических колебаний в нервные импульсы осуществляется тонкими волосковыми клетками улитки, которые могут быть механически повреждены в результате длительного воздействия интенсивного шума, например канонады или грохота станков. Волосковые клетки также могут быть разрушены некоторыми антибиотиками и другие лекарственными средствами, а также тяжелыми инфекциями, например менингитом. Постепенная дегенерация улитки нередко развивается с возрастом (старческая тугоухость) или в результате некоторых наследственных заболеваний. Если слуховой нерв не затронут, то слух удается частично восстановить путем вживления электрического стимулятора (улиточного протеза). Передача нервных импульсов от улитки в мозг иногда бывает заблокирована опухолью, давящей на слуховой нерв. Многие части слухового анализатора чувствительны к нарушению кровотока и кислородному голоданию, поэтому нарушения мозгового кровообращения могут вызвать как нейросенсорную глухоту, так и ухудшение перцепции, вызванное повреждением слуховой коры мозга.

2. Значение обучения глухих  устной речи.

Глухой ребенок от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все  остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг - глухоту и ее следствие - немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.

Конечно же, глухота, вызывает чувства жалости и сострадания. Мне очень импонирует взгляд на эту проблему Л.С. Выготского. Высшее проявление гуманизма он видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а, наоборот, в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал - не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов”. Таким образом, вернемся к вопросу об обучении глухих.

Большинство глухих людей  все же обладают остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки. То есть, дети с нарушениями слуха могут научиться разговаривать. Тем, у кого потеря слуха небольшая, это немного проще, но в любом случае, это колоссальная работа, адский труд. Смысла занятий дети вначале не понимают - ведь они не слышат ни нашей речи, ни собственной. Все вокруг шевелят губами - и они шевелят, а зачем - не знают. Со стороны родителей и ребенка потребуется огромное терпение; обучение маленького глухого устной речи может стоить им не только сил, нервов и денег, но и отношений. Неслышащим детям просто трудно долго и много разговаривать - и общение сводится на нет, увеличивается дистанция, доверие сходит на нет. А если родители полностью перейдут на язык жестов, тогда стимула учиться разговаривать не будет - и глухой ребенок окажется фактически немым, хотя на самом деле весь его речевой аппарат полностью сохранен.

Но непроизвольно маленький  глухой ребенок тянется к жесту  с самого начала - придумывая какие-то свои обозначения тех или иных понятий, потом подхватывая общепринятые от старших детей в детском  саду или школе. Ведь такой язык учится быстрее и проще любого иностранного или “разговорного”, он наглядный  и часто очень понятный без  переводчиков.

 Недостаток слуховых  впечатлений обедняет внутренний  мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит, как я уже говорила, создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается специальное обучение ребенка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психическое развитие отклоняется от нормы.

 Но даже в условиях  специального обучения развитие  словесной речи глухих отстаёт от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звукобуквенного состава слов; часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее - обозначающими действия, качества, признаки, ещё труднее - словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.

 Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие  речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребёнка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей.

 Чем младше потерявший  слух ребёнок, тем скорее и  сильнее нарушается и даже  распадается его речь. Важно как  можно раньше начать коррекционную  работу по сохранению речи и формированию на её базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идёт обучение детей чтению.

 Одно из основных  условий полноценного развития  оглохших дошкольников - пребывание  их в говорящей среде и проведение  родителями под руководством  и контролем специалистов индивидуальных занятий. С детьми школьного возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию навыков восприятия устной речи, а также по коррекции произношения.

 Слабослышащие дети  страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них  возникает нарушение речи. В отличие  от глухих детей, слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Степень потери слуха может быть различной - от затруднённого восприятия шёпота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

 Уровень развития речи  зависит главным образом от  степени нарушения слуха, времени  его наступления, а также от  условий воспитания с учётом  слухового дефекта, индивидуальных  особенностей ребёнка. Своевременно  принятые меры по коррекции  речи и формированию навыков  чтения с губ (с лица), даже  при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяют добиться того, что ко времени поступления в школу ребёнок овладевает развёрнутой речью. Когда нарушение слуха не распознаётся или на него не обращается должного внимания, речь ребёнка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости.

Информация о работе Язык глухонемых