Язык глухонемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:13, реферат

Описание работы

Многие годы ученые исследуют сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Также многие ученые пытаются найти причину возникновения языка жестов. Изучая механизм устройства языка жестов, ученые наблюдают за изменениями в этой науке, внесенными самим человеком в разные эпохи. Разбирая одну область языка жестов, эксперты должны классифицировать ее по эпохам, настроению, значению.

Содержание работы

Введение 3
Глухонемота 4
Слух и речь. Роль слуха в формировании речи 6
Жестовый язык 7
Лингвистика жестовых языков 9
Особенности Жестового Языка 10
Значение обучения глухих устной речи 13
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Glukhonemota-3.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Факультет лингвистики и перевода

Кафедра теории и практики английского языка

 

 

 

 

 

Реферат

Язык глухонемых

 

 

 

Выполнили:  Студенты Еловикова Анастасия

Мулобаева Яна

академическая группа ЛМБА-301, курс 3

очной формы обучения

направления  035700.68 Лингвистика

 

 

 

 

 

Челябинск 2014

Оглавление

Введение

Многие годы ученые исследуют сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Также многие ученые пытаются найти причину возникновения языка жестов. Изучая механизм устройства языка жестов, ученые наблюдают за изменениями в этой науке, внесенными самим человеком в разные эпохи. Разбирая одну область языка жестов, эксперты должны классифицировать ее по эпохам, настроению, значению. 
 
           Ученые только догадываются, какова была причина возникновения языка жестов. Может, изначально, это был секретный шифр. А когда он потерял свою секретность, его начали использовать как способ общения. Также его предназначение могло не измениться ни разу, язык жестов мог изначально служить способом общения между разными народами. Но пока можно только догадываться, как язык жестов появился, каковы были причины его возникновения.

Предметом исследования данного реферата является язык жестов, а объектом исследования люди, использующие язык жестов.

 

 

 

 

 

Глухонемота

Глухонемота́ — врождённая или наступившая в раннем детстве глухота, сопровождающаяся отсутствием речи из-за нарушений голосового аппарата.

Врождённая глухонемота наблюдается, если ребёнок рождается глухим, и в дальнейшем, не слыша речи, он не может полноценно научиться говорить.

Бывает и так, что ребёнок теряет слух в раннем детстве. В таком случае запас слов, который успел приобрести ребёнок, также постепенно утрачивается, и возникает приобретённая глухонемота.

Немало глухонемых овладевает речью благодаря использованию слухового аппарата и умению зрительно воспринимать звуки по губам говорящего. Но есть дети с полной глухотой или с остатками слуха, не достаточными для использования слухового аппарата. Если усвоение речи даётся с трудом, то глухонемых обучают общению с помощью жестового языка. Существенная роль в общении с глухонемыми детьми принадлежит их родителям. Также существуют специальные образовательные программы, направленные на обучение таких детей звуковой речи для их общения со слышащими людьми, что значительно облегчает их социализацию. Cпециальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания - Логопедия

Глухонемота — это страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений, но и способность членораздельной речи.

Профессии и ремесла глухонемых (по ниспадающей): земледелием и другой сельскохозяйственной деятельностью; горнозаводской промышленностью; снабжением предметами одежды и обуви; личным услужением; воспитанием, обучением; церковной службой, уходом за больными. 
Столь разнообразные профессии служат лучшим доказательством разносторонних способностей глухонемых, особенно при условиях их правильного воспитания и обучения. Причем главной задачей являлось сделать возможным общение глухонемых не только между собой, но и с окружающими, так как лишь таким путем им можно внушить различные понятия, научить чтению, письму и всевозможным специальным предметам… Глухонемых учат звуковой речи… Но в России школьное образование является уделом весьма немногих (например, на Россию — 11 школ, в то время как в США — 73, Англии — 49, Германии — 96).

Три метода обучения глухонемых:

  1. мимический (или французский),
  2. немецкий звуковой, или метод чисто устной речи,
  3. смешанный.

Мимический метод — педагоги выработали однообразные знаки и выражения не отдельных понятий, а букв, с помощью которых слагаются слова — сурдоперевод. 
Звуковой метод имеет задачей научить глухонемого не только членораздельной речи, но и искусству чтения по губам говорящего. 
Смешанный метод учит устной речи и мимике одновременно. Он удваивает труд учителей, осложняет впечатление, произведенное в ум глухонемого. Но в России был признан смешанный метод… При благоприятных условиях некоторые из глухонемых до того совершенствуются в звуковой речи и чтении по губам, что присущая им аномалия совершенно просматривается непредупрежденными лицами. У большинства при чрезвычайной отчетливости произношения, замечается только отсутствие гармоничности в речи…

 

Слух и речь. Роль слуха в формировании речи

Любой маленький ребенок с рождения издает звуки. Он с самого начала настроен на общение со взрослым и постепенно учится это делать - не только с помощью речи, но и с помощью мимики, жестов, действий и интонаций. При этом речь формируется постепенно - от “детских” слов, когда один слог может означать половину словаря, до развернутых фраз; от “контура” слова до четкого произношения всех звуков. И слух играет в этом процессе колоссальную роль: ребенок слышит образец, пытается ему подражать и, слушая то, что получается, постепенно совершенствуется.

Дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Хотя некоторые считают, что термин «глухонемые» уже около 50 лет вообще не употребляется в сурдопедагогике. Считается, что не бывает глухонемых людей, что все говорят. Пусть порой невнятно, но говорят. Их этому с детства учат специально обученные люди - сурдопедагоги. У глухих есть свой язык - язык жестов. И, несмотря на то, что он включает в себя гораздо меньше слов и выражений, чем русский язык, но это все равно равноправный язык.

Именно из-за роли слуха в формировании речи его потеря или снижение остроты наиболее нежелательно в раннем детстве. Потребность общаться у ребенка есть, но овладение речью само, как у слышащих сверстников, не происходит. Хорошо, если проблему можно решить слуховым аппаратом , ребенок научится говорить, сможет ходить в массовую школу. Сурдопедагогу или логопеду нужно будет лишь немного подкорректировать произношение, помочь с грамматикой.

 

Жестовый язык

Же́стовый язы́к, реже  язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении со слабослышащими людьми. Следует отметить, что люди без нарушения слуха предрасположены к использованию звуковых языков для общения.

Одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они каким-то образом зависят от звуковых языков или произошли от них, что эти языки были придуманы слышащими, однако это не так. Также, часто за жестовые языки принимаются дактилирование букв и калькированные жестовые языки, используемые слышащими для передачи информации жестами грамматически близко к звуковому языку. На самом же деле, жестовые языки почти полностью независимы от звуковых и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием звуковых языков. Количество жестовых языков в стране не связано с количеством в ней звуковых языков. Даже в одной стране, где присутствуют несколько звуковых языков, может быть единственный общий жестовый язык, и в некоторых странах даже с одним звуковым языком могут сосуществовать несколько жестовых.

Использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом или невозможно или представляет определенные трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися языками жестов не представляется возможным из-за их примитивности. Есть мнение, что предрасположенность к звуковым языкам связана с генетическим материалом человека, который предрасположен к звуковому общению, что закрепилось в процессе эволюционного развития человека благодаря важной роли звукового общения в эволюции человека. Однако в отсутствие возможности использования звукового языка человек инстинктивно начинает использовать для этого жесты

Естественно, что в тех обществах, где существовали жестовые языки слышащих, немногочисленные глухонемые использовали их, творчески обогащая. Однако такие функционально развитые и лексически богатые варианты оказывались недолговечны, их употребление не выходило за узкий круг общения глухонемого. Многочисленные сообщества глухонемых, способные поддерживать функционально богатый язык и передавать его новым членам, — явление по́зднее, возникающее при высокой плотности населения в городских условиях. (Бывают и исключения: у племени урубу, живущего небольшими поселениями на северо-востоке Бразилии, чрезвычайно велико число глухих — каждый семьдесят пятый; неудивительно, что здесь сложился развитый жестовый язык, используемый глухими, но известный всем членам племени).

 

 

 

 

 

 

Лингвистика жестовых языков

С лингвистической точки зрения жестовые языки являются настолько же богатыми и непростыми, как и любой звуковой язык, несмотря на всеобщее отношение к ним как к «ненастоящим» языкам. Профессиональные лингвисты проводили исследования, в ходе которых было обнаружено, что жестовые языки обладают всеми компонентами, характеризующими их как полноценные языки.

Жесты условно-схематичны, иногда придумываются на лету, необязательно имеют визуальную связь с обозначаемым словом. Также, они не являются визуальной интерпретацией обычных языков; они обладают своей грамматикой, могут быть использованы для обсуждения самых различных тем: от простых и конкретных до возвышенных или абстрактных.

Слова жестовых языков, как и слова обычных языков, состоят из элементарных, не обладающих смыслом компонентов — хирем (аналогия в обычных языках — фонемы). Жест может состоять из 5 элементов, объединённых в акроним HOLME по первым буквам английских слов:

  • Handshape (форма руки),
  • Orientation (ориентация ладони),
  • Location (местоположение руки, артикуляция),
  • Movement (движение),
  • и Facial Expression (мимика, иногда: неручные маркеры).

 

 

Особенности Жестового Языка

Конкретность

В то время как для слова характерно обобщение, для жеста — конкретность. Отсутствие в жесте широкого обобщения, ограниченного изображением признака предмета и характера действия, видно из того, что например, нет единого жеста для передачи таких слов, как большой (большой дом, большая собака, большой заработок, большой человек.) и идти, обозначающего движение, перемещение, отправление, наступление (человек идет, солдаты идут, весна идет, поезд идет, лед идет, письмо идет, деньги идут). Слова такого рода показываются разными жестами, конкретно и точно передающими признак, движение и т. п. В отличие от слова, называющего предмет (номинативная функция), жест изображает. Если элементы слова (звуки и буквы) не зависят от материальной характеристики предмета, то движение руки передает признак предмета или действия — поэтому жесты всегда образны. Например, при показе жеста дом кисти рук как бы рисуют крышу, книга — раскрывают страницы, любить — прикладываются к сердцу, дружить — складываются в рукопожатие.

Так как название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой, мы не можем объяснить, как возникли непроизводные слова, сказать, почему стол называется столом, день — днем, хлеб — хлебом. Зато происхождение ручных знаков в подавляющем большинстве случаев можно легко проследить.

Образность

Образность жеста способствует более легкому его запоминанию, простоте восприятия, что делает жестовую коммуникацию общепонятной для глухих людей. Если, к примеру, нам вовсе не знаком финский язык, то слова minä, pelätä, kauas (я, бояться, далеко) ничего не значат и запоминаются с трудом. А вот жесты, обозначающие эти слова, понятны и быстро усваиваются.

Синкретизм и расчленённость

Речевые жесты обладают свойством синкретизма, слитности в передаче понятий, обозначаемых различными словами, но относящихся к общей категории явлений, действий, предметов. Например, понятие огонь, костер или театр, спектакль, представлять поначалу не дифференцируются, так же как не расчленяются действующее лицо, орудие и процесс действия (столяр, рубанок, строгать), действие и его результат, продукт действия (рисовать, картина; доить, молоко) и т. п. Для различения подобных, близких или синонимичных понятий вводится обозначение дополнительных признаков (картина = рисовать + рама), а слово при этом артикулируется.

Аморфность

Существенным отличием жесто-мимической речи является ее аморфность. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. Аграмматичность мимики наиболее отчетливо проявляется в жесто-мимической речи неслышащих, не владеющих языком слов. В этой первичной знаковой системе из весьма ограниченного количества жестов образуются их простые сочетания путем агглютинации («склеивания») в известном порядке:

  • действующее лицо, предмет — действие (Я — работать),
  • действие — отрицание (хотеть — нет),
  • предмет — качество,
  • состояние (ребенок — больной, тяжело)

и т. д. В такой «натуральной мимике» словесное сообщение: «Я сегодня не была на работе, потому что тяжело заболел ребенок» будет выражено следующим набором жестов: «Я — работать — сегодня — быть — нет — почему — ребенок — больной — тяжело».

Пространственность грамматики и одновременность

Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).

Информация о работе Язык глухонемых