Язык глухонемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:13, реферат

Описание работы

Многие годы ученые исследуют сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Также многие ученые пытаются найти причину возникновения языка жестов. Изучая механизм устройства языка жестов, ученые наблюдают за изменениями в этой науке, внесенными самим человеком в разные эпохи. Разбирая одну область языка жестов, эксперты должны классифицировать ее по эпохам, настроению, значению.

Содержание работы

Введение 3
Глухонемота 4
Слух и речь. Роль слуха в формировании речи 6
Жестовый язык 7
Лингвистика жестовых языков 9
Особенности Жестового Языка 10
Значение обучения глухих устной речи 13
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Glukhonemota-3.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

«Высказывание на жестовом языке наряду с жестикуляторным компонентом содержит и немануальный (использование взгляда, выражения лица, движений головы и тела). Эти средства функционируют аналогично интонации звуковых языков, а также используются для выражения дейксиса (указания на какие-то объекты), отрицания, актуального членения, разных типов вопросов, соотнесения различных синтаксических составляющих предложения и т. п.

Грамматическая информация, как правило, передается одновременно с лексической; жест в процессе исполнения подвергается той или иной модуляции (рука движется равномерно, прерывисто или ускоренно, в вертикальной или горизонтальной плоскости, меняет направление, один и тот же жест исполняется двумя руками и т. п.).

Значение обучения глухих устной речи

Глухой ребенок от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг - глухоту и ее следствие - немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.

Л.С. Выготский видел высшее проявление гуманизма не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а, наоборот, в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал - не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов”.

Большинство глухих людей все же обладают остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки. То есть, дети с нарушениями слуха могут научиться разговаривать. Тем, у кого потеря слуха небольшая, это немного проще, но в любом случае, это колоссальная работа, адский труд. Смысла занятий дети вначале не понимают - ведь они не слышат ни нашей речи, ни собственной. Все вокруг шевелят губами - и они шевелят, а зачем - не знают. Неслышащим детям трудно долго и много разговаривать - и общение сводится на нет, увеличивается дистанция, доверие сходит на нет. А если родители полностью перейдут на язык жестов, тогда стимула учиться разговаривать не будет - и глухой ребенок окажется фактически немым, хотя на самом деле весь его речевой аппарат полностью сохранен.

Но непроизвольно маленький глухой ребенок тянется к жесту с самого начала - придумывая какие-то свои обозначения тех или иных понятий, потом подхватывая общепринятые от старших детей в детском саду или школе. Ведь такой язык учится быстрее и проще любого иностранного или “разговорного”, он наглядный и часто очень понятный без переводчиков.

 

 

 

 

 

Заключение

Мы видим, что языки жестов связаны со звуковыми языками. В некоторых языках жестов мы видим копирование со звуковых языков, и, основываясь на этом факте, называем эти языки не автономными или зависимыми от звуковых языков. Другие не имеют никакого отношения к звуковым языкам.

Развитие языков жестов началось во Франции, потом, в 18 веке, появилось в США и других странах. Также развитие жестовых языков продолжилось в 19 веке и достигло пика в 20 веке, когда начались попытки создания международного языка для глухих и слабослышащих. Хоть язык жестов появился давно, но интерес ученых к нему возник в 60-х годах 20 века.

В современном мире интерес к изучению языков жестов не пропал, этому свидетельствуют снятые фильмы, где затронута тема глухоты, перевод некоторых песен на язык жестов.

В прошлом языки жестов считались ненастоящими, но через некоторое время ученые доказали, что языки жестов обладают основными компонентами (схематичность, наличие синтаксиса, наличие элементарных компонентов) звуковых языков, а, следовательно, языки жестов являются полноценными. Есть массы критериев классификации языков жестов (контингент, функциональность языков, автономность и коммуникативность). Также лингвистическим аспектом является этимология языка. Этимология языков жестов заключается в том, что они отличаются не только от звуковых языков, но и друг от друга, например, территориально или содержательно.

При автономности некоторых языков и зависимости других от звуковых языков между звуковыми и всеми жестовыми языками присутствуют как различия, так и сходства. И это логично, ведь без сходств со звуковыми языками жестовые языки не являлись бы полноценными, а без различий они бы не могли развиваться. Но, конечно, жестовые языки базируются на сходствах со звуковыми языками, но развиваются за счет различий.


Литература

    1. Беликов В. И. Жестовые системы коммуникации (обзор). — В кн.: Семиотика и информатика, вып. 20. М., 1983
    2. Выготский Л.С. «Основы дефектологии». СПб, 2003.
    3. Гейльман И. Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика, ч. 1-4 [Словарь]. Л., 1975—1979
    4. Дьячков А.И. «Система обучения глухих детей». М., 1961.
    5. Зайцева Г. Л. Методы изучения системы жестового общения глухих. — Дефектология, 1987, № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Язык глухонемых