Взаимосвязь личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашей работы: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.
Предмет: степень влияния личности учителя на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Значение личности учителя в формирован.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

В практической жизни, в разнообразных видах  деятельности дети сталкиваются с разными  делами, поступками своих товарищей. В этих поступках проявляются  хорошие и плохие качества детей.

Ребята  учатся внимательно относится к  каждому товарищу, видеть его трудности, находить пути помощи каждому. И в  том случае учитель должен направлять свои усилия по формированию всё более  сплочённого, организованного и  работоспособного коллектива. Общий  тон и стиль товарищеских отношений  внутри коллектива, определение места  каждого в системе отношений ответственной зависимости, будут влиять на межличностные отношения в классе.

Возникает вопрос: кто из первоклассников пользуется наибольшей популярностью у сверстников, большим авторитетом, к кому тянутся  дети, а кто стоит в стороне  в системе межличностных отношений? Используя социометрические эксперименты, метод наблюдения и беседы я выявила  в своем первом классе семь лидеров. Всем им были присущи следующие общие  черты.

В установлении нормальных взаимоотношений детей  в первом классе, особенно в первые месяцы учёбы, огромную помощь оказывает  тесный контакт учителя первого  класса и родителей. Обычно доверительные  отношения существуют между родителями и воспитателями в детском саду: «Вы с ним построже»: «Что-то капризничать стала»: «Пожалуйста, посмотрите, чтоб его не обижали другие дети». Подобное должно быть и в школе, особенно в первые месяцы учёбы.

Совершенно  недостаточно двух, трёх встреч на классных родительских собраниях. Родителям  первоклассников надо чаще бывать в  школе, чтобы помочь учителю разобраться  в ученике.

Итак, конкретный психологический анализ взаимоотношений  между учениками класса предполагает изучение состояния многообразных  отношений, возникающих между ними в процессе длительного общения.

В системе  отношений в социальной психологии выделяют отношения деловые и  личные (межличностные). В деловых  отношениях людей объединяет исполнение определённых функций – общественных, учебных, производственных. Межличностных  отношения основываются на многообразных  по характеру, устойчивости, значению для человека отношениях дружбы, товарищества. Межличностные отношения проникают  в систему деловых отношений  невидимыми нитями привязанностей, симпатий, антипатий и оказывают сильнейшее воздействие на жизнь коллектива.

Дружеские взаимоотношения являются лишь основой  для формирования товарищества в  коллективе. Симпатии и привязанности  не могут быть всегда и во всем определяющими. Необходимо ребят учить работать и играть вместе со всеми. С этой целью возможны объединения детей  для совместной деятельности на самых  разных основаниях. Дружно работают дети, если их объединяет интересное задание. Всё это в значительной мере определяет успех коллективной работы, и, в свою очередь, способствует пробуждению товарищеских контактов

 

Заключение

 

В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка  как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое  значение школы как организационной  и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми.

Постоянная включенность в общение с детьми в течение  рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с  детьми как беспрерывный выбор и  обоснование преподавателем своей  шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

В детском возрасте закладывается  фундамент нравственных начал, формируются  социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка.

С личностью, с нравственностью связаны и  такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности.

Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к  социально значимой деятельности.

С поступлением в школу изменяется весь строй  жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими  людьми, прежде всего с учителем.

Если  учебная деятельность и жизнедеятельность  ребенка в целом построены  с учетом мотивационной сферы, а  значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная  деятельность постепенно приведет к  положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению  устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения  жизнедеятельности человека. Вот  почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции  ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить  в игру сам, переживая удовлетворение от нее.

Прежде  всего, должно быть подчеркнуто, что  условия работы учителя, его личность, несомненно, оказывают влияние на учеников. Слабый, выработавшийся, не сильный  духом, неустойчивый учитель делает учеников не сильными духом, усталыми, неустойчивыми, не эффективными в обучении, неспокойными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика./ Ю.К. Бабанский - М., "Мысль", 1998
  2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения./ С. П. Баранов - М., "Просвещение", 1991
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М., "Просвещение", 1998
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ "Стефа", 2000
  5. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1
  6. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. / П.Ф. Каптерев – М. "Педагогика", 1992
  7. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. / В.А. Караковский - М., "Просвещение"1992.
  8. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев - М., "Айрис-пресс", 1993
  9. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 1996
  10. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина – Л.: Изд-по ЛГУ, 2000
  11. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький - М., "Просвещение"1990
  12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./ Н.С. Лейтес - М., "Педагогика", 1991
  13. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника./ Л.Я. Липкина - М., "Айрис-пресс", 1998
  14. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин - М., "Просвещение", 1997
  15. Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1997. - №5
  16. Моргун В.Ф. Ориентация молодежи на педагогическую профессию./ В.Ф. Моргун - Полтава: Изд-во Полтавск. гос. пед. ин-та, 1987
  17. Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности./ Т.В. Морозкина - М., "Педагогика", 1994
  18. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. - №1
  19. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности./ В.Э. Чудновский - М., "Просвещение", 2001
  20. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., "Дрофа", 1995
  21. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., "Педагогика", 1997

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей