Взаимосвязь личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашей работы: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.
Предмет: степень влияния личности учителя на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Значение личности учителя в формирован.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

Большое значение придается исследователями  и "педагогическому такту", в  проявлении которого выражается общая  культура учителя и высокий профессионализм  его педагогической деятельности и  направленности. Так, учителя, человека, организующего и управляющего учебной  деятельностью должен характеризовать:

а) высокий  профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное  право и предметную возможность учить других;

б) подлинная  объективность оценивания результатов и хода обучения;

в) дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс;

 Это  уровень его профессионализма, которым  как само собой разумеющимся  должен характеризоваться любой  настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия [10].

Как вывод  ко всему рассмотренному выше станет ответ на вопрос, каким должен быть педагог в начальной школе  А. А. Алхазишвили: "... на фоне демократического стиля общения:

а) преподаватель  должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия  своего авторитета, которым он в  типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется),

б) он должен уметь изображать интерес к возникшей  теме беседы, если даже она его не интересует

в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддержать разговор" [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование ВЗАИМОСВЯЗи ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

3.1 Особенности формирования взаимоотношений  учителей и учащихся начальных  классов в учебной деятельности.  

 

Взаимоотношения учителей и учащихся в учебной  деятельности являются важным условием успешного решения задач воспитания и обучения.

 В  педагогике и психологии вопрос  о взаимоотношениях учителя и  учеников рассматривается как  в связи с изучением самых  различных вопросов обучения  и воспитания (Ю.П. Азаров, А.А.  Бодалев, О.С. Богданова, Л.И. Божович и др.). Так в качестве самостоятельного предмета исследования в разных его аспектах (Н.А.  Березовин, В.П. Битуев, Г.Г. Гусева и др.)

Анализ  психологических исследований по проблеме отношений между людьми позволяет  рассматривать взаимоотношения  между учителями и учащимися  как личностную основу между их взаимодействия и выделять внешнюю сторону взаимоотношений  и внутреннюю. Выступая внутренней личностной основой взаимодействия, взаимоотношения в процессе деятельности и формируются и находят своё выражение во всем богатстве проявлений: от сотрудничества, взаимопомощи и  других элементов совместной деятельности до проявлений внутренней стороны –  взаимоотношения, сопереживания взаимооценки.

При этом внутренние проявления взаимоотношений  не только играют важную роль в процессе взаимодействия, но в ходе его возникают  и обогащаются (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, и др.)

Под влиянием взаимоотношений взаимодействие может  не только совершенствоваться, но и разрушатся, оказывать определенное воздействие и в том, и в другом случае на учебно-воспитательный процесс.

Исследования  показали, что благоприятные взаимоотношения  учителей и учащихся на уроке создают  необходимую эмоциональную почву  для всей совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе. На каждом возрастном этапе взаимоотношения  учеников и учителей играют всегда большую, но не однозначную роль, весьма своеобразно появляясь в самом  течении и результатах учебно-воспитательного  процесса.

По мере того, как учащиеся овладевают новыми способностями взаимодействия, по мере их взросления происходит углубление внутренней стороны взаимоотношений на уровне взаимопонимания, сопереживания; совершенствуется оценочная сторона взаимоотношений; изменяются критерии, оценки взаимоотношений и оказывают обратное влияние на взаимоотношения и на деятельность на уроках.

Основной  деятельностью младшего школьника  является учение. С поступлением в  первый класс качественно меняется и внутренняя, и внешняя позиция  ребёнка. Исследования показывают, что  большинство детей психологически готово к вступлению в новые условия  жизни, они идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. В первые дни работы учителя с учениками первого  класса начинают формироваться определённые взаимоотношения между ними. Общение  с учителем в этот период имеет  исключительно большое значение для каждого ребёнка.

 Учитель  это человек, через которого  ребёнок оценивает взрослых и  своих товарищей, школу с её  порядками и требованиями». От  взаимоотношений, которые сложатся  между учителем и школьником  зависит очень многое. Поэтому  выяснение условий формирования  взаимоотношений между учителем  и учениками, факторов, оказывающих  большее или меньшее влияние  на их становление и развитие, особенностей процесса формирования  взаимоотношений между учащимися  начальных классов и учителем  с первого дня обучения детей  в школе представляет научный  и практический интерес.

Изучение  особенностей формирования взаимоотношений  учителей и учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих  эти взаимоотношения в учебной  деятельности:

     - организация деятельности детей на уроке,     

- тон  общения,    

- содержание  и характер предъявляемых требований,     

- наличие  оценочных суждений и моральных  стимулов           

 взаимоотношений,    

  - уровень осознания учениками и учителями своих 

 взаимоотношений.

Мной  проведены исследования взаимоотношений  школьников и учителей нескольких начальных  классов в школе, в которой  я работаю. Использовала разные методы, проводила наблюдения на уроках, проводила  беседы с учителями с целью  – выяснить степень осознания  учителями характера и особенностей их взаимоотношений с учащимися  первого года обучения.

Ответы  на вопросы анкеты и беседы с учителями  начальных классов показали, в  какой степени учителя осознают воспитательные возможности урока  и воспитательные возможности их взаимоотношений с учителями  на уроке; понимают трудности, которые  встречаются при формировании взаимоотношений  с детьми. Учителям задавался вопрос о том, были ли у них конфликты  со школьниками и родителями, каковы причины этих конфликтов.

На вопрос о воспитательных возможностях урока 44% учителей выделили лишь некоторые  воспитательные цели урока: воспитание интереса к предмету, дисциплинированности, внимания; 56% учителей смогли полнее выделить воспитательные возможности урока, отметив важное значение содержания урока, взаимоотношений между детьми на уроке, личности учителя и его  взаимоотношений с учениками, организации  урока. Причем организация урока  организация деятельности учащихся на уроке составляет 12% от всего количества ответов о воспитательных возможностях урока. Ни в одном ответе на этот вопрос нет достаточно полной характеристики всех воспитательных возможностей урока. В основном учителя называют 1-2 показателя воспитательного воздействия урока. Никто не отметил значение такого показателя, как методы обучения. Очень  редко учителя связывают воспитательные возможности урока с личностью  самого учителя и с организацией учителем деятельности детей, т.е. то, что  связано с профессиональным мастерством  учителя, его умением управлять  воспитательным процессом. Положительным  является то, что, отвечая на вопросы  анкеты, учителя часто указывали  на взаимоотношения между детьми как важный показатель воспитательных возможностей урока. Многие учителя  отметили большие воспитательные возможности  создания нравственно-ценных межличностных  отношений между школьниками.

Характеризуя  благоприятные взаимоотношения  и отмечая то, что они ценят  во взаимоотношениях с детьми. К  чему стремятся учителя строя  эти отношения. Выделим следующие  факторы: доброжелательность в общении (21% всех ответов), положительное отношение  учеников к учителю (24% общего числа  ответов), выполнение требований учителя  и дисциплинированность учеников (20% ответов), взаимопонимание (17% ответов), искренность и доброта детей (9%), положительное отношение к школе (6% от общего числа ответов).

Приведенные данные свидетельствуют о том  что в большинстве случаев  учителя осознают лишь внешнюю сторону  взаимоотношений с учащимися. Деловая  сторона взаимоотношений: качество учебной деятельности детей, выполнение ими требований учителя, наличие  дисциплины при общем преобладающем доброжелательном характере общения, - видна учителем, осознается ими и ценится, прежде всего. Но в целом у большинства учителей довольно узкое представление о воспитательных возможностях урока и уровень их осознания своих взаимоотношений с учениками невысокий.

Учителя отмечают по 2-3 показателя  благоприятных взаимоотношений с учащимися, причём большинство выделяют только их деловую сторону. Очень мало ответов, которые характеризуют взаимоотношения учителей со школьниками с точки зрения нравственного воспитания детей. О преобладании в осознании учителями деловой стороны взаимоотношений говорит и то, что в некоторых ответах они отмечают, что ценят во взаимоотношениях с учениками, взаимопонимание сводят к деловой сфере, считают, что «это дисциплинированность выполнение требований учениками». Только в одной анкете был отличен такой интересный показатель благоприятных взаимоотношений с детьми, как хорошие отношения с их родителями. Ряд учителей, характеризуя факторы, создающие благоприятные взаимоотношения, отмечают личные качества учителя: тактичность, справедливость к детям, требовательность, индивидуальный подход, но совсем не затрагивает проявление личных качеств у детей.

Осознание учителями взаимоотношений с  учащимися лишь в их внешней, деловой  стороне, педоценка и недостаточное  понимание важности внутренней стороны  взаимоотношений, ведёт к определённым потерям в нравственном воспитании детей, осложняет и затрудняет последующий  процесс развития и совершенствования  взаимоотношений детей с учителями.

Преобладание  деловой стороны в характеристике учителями их взаимоотношений с  учащимися в определённой степени  трудностями в работе, которые  отметили учителя первоклассников.

Также были указаны следующие трудности: незнание детей, разный уровень подготовленности детей к школе и разный уровень детей, неумение детей входить в контакт друг с другом и со взрослыми, низкий уровень самостоятельности детей, затруднения в подборе системы требований к детям на начальном этапе работы с ними и в организации их деятельности. Данные говорят о том, что основные трудности, с которыми встречаются учителя, начиная работу с учениками первого класса, - плохое знание ими детей и разный уровень подготовленности детей к обучению в школе. Именно в первую очередь затрудняет организацию деятельности первоклассников на уроках и организацию воспитательной работы с ними, а вместе взятое сказывается на формировании взаимоотношений учителей и учащихся.

Преобладание  этих трудностей свидетельствует о  том, что имеются определённые недостатки в подготовке учителей к работе с  первым классом, недооценка ими необходимости  изучения детей дошкольного возраста, осуществления преемственности  в обучении и воспитании детей, поступающих  в школу. Учителя понимают, что  подготовленность детей в школе  состоит, с одной стороны, в сформированности у них определенных знаний, умений и навыков, с другой стороны, - в  психологической готовности детей  к обучению в школе, познают эту  подготовленность каждого ученика  недостаточно, что существенно затрудняет организацию работы детей на уроках в начале первого класса. Ни в  одной анкете не были указаны трудности, связанные с разным уровнем воспитанности  детей.

Между тем, наблюдения показывают, что затруднения  в формировании благоприятных взаимоотношений  учителя с первоклассниками чаще всего имеют под собой нравственную основу, низкий уровень развития таких  нравственных проявлений, как взаимопонимание, сопереж-ивание,   взаимооценка и т.п

Недостаточное внимание учителей на первом этапе  формирования взаимоотношений к  их внутренней стороне усложняет  этот процесс, делает более длительным познание детей учителем и познание учеником – учителя, влечет за собой  иногда взаимное непонимание, а в  ряде случаев и конфликта со школьниками  и их родителями, делает более длительным и трудным формирование коллектива класса.

Анализ  ответов на вопрос о наличии конфликтов с учениками и родителями дал  следующие результаты: среди возможных  причин конфликтов чаще всего называются незнание детей и их особенностей, причем не только с деловой стороны, но и с нравственной, физической и психической сторон личности ребёнка. Далее указывается переоценка родителями своих детей, несогласие родителей  с оценкой учителем качества деятельности и поведения детей, недостаточный  контроль, за детьми со стороны родителей, а также к конфликтам ведёт  недостаточная работа учителя с  родителями, также ведущая к плохому  знанию детей.

Таким образом, процесс формирования нравственно  ценных взаимоотношений учителей и  учащихся с самого начала их совместной работы в первом классе во многом обусловлен степенью и полнотой осознания учителем всех сторон этих отношений, пониманием их значения в системе воспитательных возможностей урока. Преобладание в  осознании учителем деловой стороны  взаимоотношений обедняет процесс  их формирования, не способствует развитию внутренней стороны взаимоотношений, побуждает учителей искать причины недостатков своей работы не в особенностях своей собственной деятельности, а в особенностях поведения детей или их родителей.

Информация о работе Взаимосвязь личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей