Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Продолжаем целенаправленную работу по коррекции звукопроизношения
  2.  
    Совершенствование фонематических процессов, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
  3.  
    Продолжается работа по совершенствованию просодической стороны речи, предлагаются игры-драматизации, инсценировки, пересказы по ролям.
  4.  
    Работа над смысловой стороной речи ведется по двум направлениям: 1) уточнение и обогащение словаря; 2) устранение пробелов грамматики.

 
По количественным параметрам словарь  данной категории детей приближен  к возрастной норме, но его качественная сторона по-прежнему грубо нарушена. Акцент делается на приобретение ребенком обобщающих понятий, названий частей, родственные слова. Обиходно-бытовая лексика уже сформирована, но особенное внимание уделяется употреблению приставочных глаголов, подбору глаголов к существительным.. Продолжается работа над словарем прилагательных и наречий. Дети учатся подбирать антонимы и синонимы.  
 
5. Для работы над связной речь традиционно используются следующие приемы: 

  •  
    Разучивание стихотворений и загадок
  •  
    Пересказ художественных текстов
  •  
    Обучение рассказыванию (первые элементарные рассказы – комментирование действий; рассказы-описания по лексическим темам)
  •  
    Рассказ по серии сюжетных картин
  •  
    Рассказ по сюжетной картине.

 
 
45. СОДЕРЖАНИЕ  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 
 
1. Начинается с расширения понимания чужой речи, расширения активного словаря, формирования навыка строить двухсловное предложение. Работа над пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их описанию, функции. 
 
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается разграничение форм единственного и множественного числа существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи). 
 
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из двух слов. Центром предложения является сначала глагол в повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме, другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ). Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как речевой криз. 
 
2. Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания, дережирования слов).  
 
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза. 
 
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросно-ответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов) 
 
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

3. Предложение с однородными членами начинается с работы над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки, груши, сливы. Составление загадок описаний, комментирование действий. 
 
4. Работа над сложным предложением начинается со сложноподчиненного предложения. Используется вопросно-ответная форма (Сначала мама постирала белье, а потом?... Мама взяла зонт почему?) и задания-провокации (сначала я кашу съем, а потом я кашу сварю). 
 
Итог 2го этапа – наличие обиходной речи со стабильными фразами разной степени сложности с частотным словарем, навыками словоизменения, с возможностью произносить 2-3хсложные слова, но со многими ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. 
46. ЭТИОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИИ 
 
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга. 
 
Причинами возникновения афазии являются: 

  •  
    нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), 
  •  
    черепно-мозговые травмы (ДТП, несчастные случаи, огнестрельные ранения…)
  •  
    послеоперационные последствия из-за различных новообразования (опухолей) 
  •  
    инфекционные заболевания головного мозга (менингиты, менингоэнцефалиты). 

 
Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов  головного мозга, тромбоэмболии, вызванных  ревматическим пороком сердца, и  черепно-мозговых травм. Афазии нередко  наблюдаются у подростков и лиц  молодого возраста. Афазия возникает  примерно в трети случаев нарушений  мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования  или осложнения после инфекционной болезни. 
 
Афазия включает в себя следующие составляющие: 

  •  
    нарушение собственно речи (общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны);
  •  
    расстройство коммуникативной функции речи, которое проявляется в дефектах не только внешних форм коммуникации - сообщения, побуждения к сообщению и речевого воздействия, но распространяется и на внутренние ее формы - нарушается общение человека с самим собой;
  •  
    нарушение психических процессов (восприятия, памяти, мышления), т.е. афазия является сложнейшим синдромокомплексом, где наряду с речевыми симптомами отмечается нарушения других психических функций и неврологическакя симптоматика;
  •  
    расстройство различных видов деятельности в том числе трудовой и как следствие изменение социальноо статуса больного
  •  
    изменения личности и личностная реакция на болезнь.

 
Афазия — одно из наиболее тяжелых  последствий мозговых поражений, при  котором системно нарушаются все  виды речевой деятельности. Сложность  речевого расстройства при афазии зависит  от локализации поражения (например, расположение очага поражения при  кровоизлиянии в подкорковых  отделах мозга позволяет надеяться  на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов  речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой  дефект и особенности преморбидного  строения функции (например, степень  автоматизации чтения) определяют фон  восстановительного обучения. 
 
Первые открытия, связанные с локализацией речевых функций в КГМ на примере изучения больных-афазиков, описаны Полем Брока (1861) и Карлом Вернике (1874). Кроме названных исследователей изучением, существенный вклад в изучение афазии внесли А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, В. М. Коган. В настоящее время данной проблемой занимаются В. М. Шкловский, Л. С. Цветкова, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель. 
 
Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия. В основе каждой формы лежит первичный дефект, первично нарушенная нейропсихологическая предпосылка. 
 
А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей). 
 
Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок называются «передними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения. 
 
При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят, прежде всего, не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов. 
47. СИМПТОМАТИКА АФАЗИИ 
 
Комплекс нарушений при афазии охватывает большую группу симптомов как речевых, так и неречевых расстройств. Симптоматика афазии зависит от локализации очага поражения, его массивности, от причины и характера повреждения, от возраста больного, его индивидуальных особенностей. Существуют различные формы афазии, характеризующиеся определенной симптоматикой, но можно выделить и симптомы, характерные для афазии в целом.

 
Неврологическая

 
Речевая 

 
Психическая

  •  
    расстройство чувствительности слуховые (акустические), зрительные, осязательные (тактильные) агнозии;
  •  
    расстройство двигательной сферы - апраксии (нарушение произвольных целенаправленных движений и действий): моторная, идеоторная (нарушение реализации программы последовательности движений), конструктивная, апраксия пространственных отношений, графическая, оральная (кинетическая и кинестетическая);
  •  
    патологические рефлексы (возврат рефлексов автоматизма: хоботковый, сосательный, рефлекс Бабинского.
  •  
    речевые эмболы;
  •  
    персеверации;
  •  
    парафазии (литеральные - звуковые и вербальные - словесные; в письменной речи - параграфии и паралексии);
  •  
    контаминации;
  •  
    не является ведущей
  •  
    страдают мыслительные операции, требующие опоры на речь (вербально-логическое мышлени);
  •  
    в меньшей степени страдают мыслительные операции, которые могут осуществляться без ее непосредственного участия;
  •  
    отсутствуют нарушения сознания;
  •  
    расстройства мышления проявляются в разной степени со значительным разбросом показателей;
  •  
    расстройства внимания и нарушение мнестических процессов.

 
Неврологическая симптоматика 
 
У больных с афазией часто наблюдаются расстройства кинестетической чувствительности и различного рода агнозии. При поражении затылочного отдела коры может возникать зрительная агнозия: при сохранении элементарной чувствительности больной не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии, осмыслить картину в целом. Зрительная агнозия может быть предметной, симультанной (больной не способен воспринимать группу предметов, сюжет картины в целом) и др.  
 
При поражении затылочно-нижнетеменной области может нарушаться ориентация в пространстве - пространственная агнозия, которая часто сочетается с пространственной апраксией (больной путает право - лево, вертикально - горизонтально, не может выполнить какие-либо действия (например, придать положение в пространстве) и т. д.). Также может наблюдаться конструктивная апраксия (больной не может сложить фигуру из палочек), астереогнозис(невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). У больных со зрительно-пространственными расстройствами может наблюдаться зеркальное письмо, а также такие тяжелые нарушения, как пальцевая и лицевая агнозия, может наблюдаться буквенная агнозия.  
 
При слуховой агнозии (поражение височных отделов мозга) нарушается понимание речи, а в грубых случаях больной не узнает хорошо знакомые ему звуки,амузия, . При тактильной агнозии больные не могут узнать на ощупь хорошо знакомые предметы (поражение теменных отделов мозга).  
 
Наблюдаются различные виды апраксий: моторная апраксия (больной забывает простые действия), конструктивная апраксия (больной не может сложить фигуру из частей, начертить фигуру, нарисовать план знакомого здания), апраксия пространственных соотношений, графическая апраксия (больному трудно воспроизвести написание тех или иных букв, срисовать буквы), оральная апраксия (нарушение произвольных движений губ, языка), артикуляторная апраксия (кинетическая, кинестетическая). Отмечаются двигательные персеверации, котрые наблюдаются при поражении премоторной области и обусловлены инертностью двигательных стереотипов. 
 
У больных с афазией могут наблюдаться патологические рефлексы (хоботковый, сосательный, рефлекс Бабинского) вследствие того, что более низшие структуры мозга могут выходить из под влияния высших структур.  
 
Психологические симптомы афазии 
 
У многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. При афазии нарушен речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Характер нарушения интеллектуальных функций при разных формах афазии различен, определяется особенностями речевого дефекта. Особенности нарушения мышления при разных формах афазии. У больных с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации. Страдают речемыслительные процессы, понимание сложных текстов, прогнозирование, трудности понимания иносказательных оборотов, пересказа, самостоятельного рассказа, затруднено решение арифметических задач 
 
 
Речевая симптоматика афазии 
 
Афазия - системное нарушение речи, т. е. страдают все ее компоненты. Можно выделить специфические афазические симптомы, характерные для данного нарушения в целом:  
 
- речевые эмболы. Эмбол - осколок, остаток имеющейся у больного речи. На все раздражители он реагирует этим эмболом (или несколькими эмболами). Причина возникновения эмболов - инертность, застойность нервных процессов.  
 
- Персеверации - навязчивое повторение одних и тех же элементов речи: звуков, слогов, фраз (может сопровождаться навязчивыми движениями). Наиболее стабильны и выражены при моторной афазии. При сенсорной афазии персеверации менее выражены и постоянны. Носят характер соскальзывания с одного звука на другой.  
 
- Парафазии - употребление одних слов или звуков вместо других. Могут быть литеральные (звуки), вербальные (по звуковому или смысловому сходству).Параграфии - замены на письме, паралексии - замены при чтении.  
 
- Контаминации (смешение) - ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой сочетание, смешение элементов двух и более слов.  
 
- артикуляторная апраксия (кинетическая и кинестетическая)  
 
- нарушения экспрессивной речи  
 
- распад письма и чтения  
48. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ 
 
Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от Роландовой борозды.  
 
Нарушается кинестетическая программа кинестетических артикуляторных движений (кинестетическая апраксия). Больные теряют способность совершать по заданию движения, которые могут выполнять произвольно (оральная апраксия). Происходит распад артикуляционных поз. Речь либо полностью отсутствует, либо происходит поиск поз.  
 
А. Р. Лурия отмечает, что существует две формы АМА: 
 
1) нарушение пространственного синтеза движений различных органов атрикуляционного аппарата и полное отсутствие ситуативной речи. 
 
2) ситуативная клишеобразная речь и грубые нарушения повторов. Попытка повторить произвольное движение приводит к хаотичным движениям губ и языка и звуковым заменам 
 
Нарушение понимания на ранних этапах грубое. Затем отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной, разговорной речи, выполнение несложных инструкций. Отмечаются трудности фонематического восприятия, особенно звуков, близких по месту и способу артикуляции. Это сказывается на письме. Нарушение понимания ухудшается, если пытается проговорить. Больные с трудом передают пространственные отношения.  
 
Структура нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В письме под диктовку множественны литеральные параграфии. Сохранны представления о наличии звука в слове. («ведЁт» - про «е», но точки над «д»). 
 
Эфферентная моторная афазия – поражение нижних отделов премоторной зоны коры головного мозга, которая обеспечивает плавную смену артикуляционных движений. Больные не могут выполнять серию движений. Они произносят отдельные звуки, но не могут составить из них фразу (кинетическая апраксия). 
 
В экспрессивной речи на ранних этапах может полностью отсутствовать речь. Чуть позже страдает функция называния слов, а при подсказке первого слога часто соскальзывают на другое слово. Могут наблюдаться контаминации. При другом варианте больные могут пропускать глаголы, с трудом употребляют предлоги, окончания, то есть отмечается телеграфный стиль речи. При третьем варианте – с трудом выбирают слова, делают длительные паузы, персеверируют. При четвертом – нарушена плавная смена звуков, просодика; речь тягучая, монотонная. 
 
Письменная речь. Запись слова или фразы возможна только при проговаривании по слогам. Больной не может найти нужную букву, переставляет, пропускает, добавляет буквы. Чтение носит угадывающий характер. Может разложить подписи к картинкам. Более сохранно письмо под диктовку. Самостоятельная письменная речь отсутствует. 
 
Понимание. Может быть доступен показ отдельных частей тела, если между словами сделать большие паузы. Вторично нарушена слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок. Больной не различает на слух правильныеи неправильные фразы. Нарушен переносный смысл пословиц. 
 
Коррекция АМА. Логопедическая помощь опирается на сохранный зрительный и слуховой контроль. При грубо выраженных нарушениях в начале проводятся: 

  •  
    Растормаживание, восстановление произносительной стороны речи
  •  
    Преодоление нарушений понимания
  •  
    Восстановление чтения и письма
  •  
    Стимулирование простой ситуативной речи

 
При средней степени тяжести: закрепляются артикуляционные навыки, преодолеваются литеральные парафазии, стимулирование экспрессивной речи, преодолевается экспрессивный и импрессивный аграмматизм.  
 
Для решения этих задач при грубых нарушениях используется сопряженное произношение, проговаривание автоматизированных рядов, зрительные диктанты, чтение и запись под диктовку отдельных букв, складывание из разрезной азбуки слов из 3-5 букв. 
 
Для преодоления апраксии артикуляционного аппарата используют зрительно-слуховые имитации. Произношение исправляется без зеркала и зондов. У больных вызывают контрастные гласные [а/у]. Для их различия логопед рисует в тетради широкий и узкий кружочки. Затем добавляют [м], [в]. Далее вводят другие звуки из разных групп. 
 
Обучают словам и фразам, необходимым для общения: «да, нет, буду, вот, хочу». Затем сопряжено и отраженно произносят фразы по картинкам. По мере восстановления диалогической речи, ведется работа над монологической речью, предупреждают аграмматизм. 
 
С первых занятий пробуют восстановить чтение и письмо: читают сопряжено, отраженно… При грубых расстройствах работа ведется от 3 месяцев до 1 года. 
 
Коррекция ЭМА. Основные задачи: 

  •  
    Преодоление инертности в звене порождения слоговой структуры слова
  •  
    Восстановление чувства языка
  •  
    Преодоление инертности выбора слов, аграмматизма
  •  
    Восстановление структуры устного и письменного высказывания
  •  
    Преодоление алексии и аграфии

 
Работа строится с опорой на схему  речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая планированием  фразы и текста (для преодоления  трудностей переключения). Преодоление  трудностей произносительной стороны  речи при ЭМА начинается с ритмико-слоговой структуры , его кинетической мелодики. При грубом нарушении начинают со слияния звуков в слоги (с помощью  разрезной азбуки).Постепенно слоговоая  структура слов усложняется, большой  читает сопряжено с логопедом, а  затем самостоятельно разделенные  на слоги рифмующиеся слова.  
 
Для преодоления инертности выбора слова используют задания типа: «что можно сделать с этим предметом?», «я ем…», «я жду…» «какой?». Первые тексты больного – рассказ о режиме дня. Больной учится использовать накопленный словарь с медицинским персоналом, родственниками, в магазине, аптеке… Больного учат писать левой рукой. При слуховых диктантах используется проговаривание больным слов, выкладывание сложных слов из букв разрезной азбуки. Параллельно идет восстановление чтения. 
 
Дефекты понимания речи преодолеваются путем выполнения заданий на внимание. 
49. И СОДЕРЖАНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ 
 
Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении верхних височных отделов - зоны Вернике. Первичный дефект - речеслуховая агнозия, лежащая в основе нарушения фонематического слуха. На ранних этапах отмечается полная утрата понимания речи, больны возбудимы, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах отмечаются частичное нарушение, использование догадок. С трудом улавливают корневую часть слова, более сохранны и доступны – аффиксы. В тяжелых случаях больной воспринимает речь как поток непонятных звуков; в более легких – теряют возможность различения фонем на слух. Отсюда идет грубое нарушение импрессивной речи.  
 
В экспрессивной речи на ранних этапах речь непонятна окружающим – «речевая окрошка» (около 2 месяцев). Позднее появляется логорея, литеральные и вербальные парафазии. На более поздних этапах отсутствует согласование в роде и числе, пропускают слова. При чтении множественны литеральные параграфии, затруднено ударение, что осожняет понимает. Но чтение более сохранно, чем письмо. На ранних этапах нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание. Нарушен обратный счет. 
 
Коррекция акустико-гностической сенсорной афазии. Задачей коррекционной работы является - восстановление фонематического слуха и вторичных нарушений экспрессивной речи, чтения, письма. Работа опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему. В особо грубых случаях сенсорной афазии на ранних этапах работы применяются неречевые формы работы. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. В процессе выполнения заданий появляется частичное осознание своего заболевания. Этот этап длиться несколько дней. 
 
Работа по восстановлению фонематического слуха содержит следующие этапы 
 
1 этап – дифференциация, контрастных по дляине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – велосипед). К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдельных полосках бумаги пишутся разборчивым почерком слова. Больной соотносит звуковой образ с картинкой и подписью. Параллельно закрепляется восприятие звучания отдельных слов в процессе их списывания, воспитывается слуховой контроль. 
 
2 этап – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию (рыба-нога). Дается опора на картинки, подписи к ним, списывание, чтение, воспитывается акустический контроль за своей речью. 
 
3 этап – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далекими по звучанию начальными звуками (рука-мука); с общим первым звуком (клюв-ключ) 
 
4 этап - дифференциация фонем близких по звучанию (дым-дом-том) 
 
5 этап – закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текста. 
 
На восстановление фонематического слуха может уходить до 1-1,5 лет. 
 
Ведется работа над смысловой отнесенностью слова через фразеологические контексты: выбрать на картинке все деревянные предметы; все предметы, которые относятся к посуде… Эта работа направлена на оживление различных смысловых связей слова, снижает количество вербальных парафазий. Ведется обсуждение признаков предметов по их смежности и контрастности, функциям, категориальному признаку. Предлагается вставить пропущенные слова. Для преодоления многоречивости и аграмматизма предлагаются схемы предложения. Предлагается писать фразы и тексты по сюжетным картинкам, вставлять в текст пропущенные слова, недописанные флексии.  
 
Восстановление чтение и письма ведется параллельно с преодолением фонематического слуха. Сначала восстанавливают чтение с опорой на звукобуквенный анализ состава слова.  
50. ЭТИОЛОГИЯ ЗАИКАНИЯ 
 
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожными состояниями мышц речевого аппарата. Это одно из самых распространенных, тяжелых и непредсказуемых расстройств речи, с частыми рецидивами. На слух проявляется в качестве запинок в речи, особенно в начале предложения, слова. Возникает у детей в возрасте 2-6 лет. 
 
В настоящее время существует 2 подхода к заиканию: клинический и психолого-педагогический: 
 
Медицинский / клинический / физиологический подход рассматривает заикание как функциональное нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Данных подход был разработан Ляпидевским, Хватцевым, Власовой, Жинкиным, Селиверстовым. 
 
По данному подходу патогенез заикания рассматривается с точки зрения теории Павлова – заикание как невроз. Невроз ведет к образованию в коре застойного очага возбуждения или торможения, нарушается взаимодействие между корой и подкоркой, возникает расстройство речевых движений.  
 
Психолого-педагогический подход разработан Р. Е. Левиной и ее последователями: Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, А. В. Ястребовой. Заикание рассматривается как расстройство коммуникативной функции речи. Возникает у детей легко возбудивых. Начинается по типу физиологических итераций и далее патологически закрепляется. Часто появляется у детей с ЗРР или наоборот с чрезмерно ранним речевым развитием, при переходе на другой язык, при недоразвитии ЭВС, пониженной устойчивости нервной системы. 
 
Каждый подход выделяет свои этиологические факторы заикания. Обозначим для начала общие этиологические факторы: 
 
1. Возраст ребенка от 2 до 5-6 лет 
 
2. Фактор строения ЦНС либо органические поражения, либо более ранимое состояние ЦНС 
 
3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза: либо слушком раннее развитие (невротическая форма), либо ЗРР (неврозоподобная форма). 
 
4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга (левшество). 
 
5. Наличие психических травм (острых или хронических) 
 
6. Генетический фактор – наследственная предрасположенность 
 
7. Половой деморфизм – у мальчиков встречается в 4 раза чаще 
 
По клиническому подходу выделяют 2 группы причин: 
 
1. Предрасполагающие причины: 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"