Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)
  •  
    Асфиксия и родовая травма
  •  
    Поражение нервной системы при гемолитической болезни
  •  
    Инфекционные заболевания нервной системы
  •  
    Черепно-мозговые травмы

 
Реже отмечаются: нарушения мозгового  кровообращения, опухоли головного  мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной  и нервно-мышечной систем. 
 
Классификация 
 
В зависимости от принципа, положенного в основу, выделяют различные классификации. 
 
1. По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата: 

  •  
    Бульбарная
  •  
    Псиевдобульбарная
  •  
    Экстрапирамидная / подкорковая
  •  
    Корковая
  •  
    Мозжечковая

 
2. По  синдромологическому подходу (И. И. Панченко) применительно к детям с церебральным параличом выделяют: 

  •  
    Спастико-паретическую (ведущий синдром – спастический парез)
  •  
    Спастико-ригидную (ведущий синдром – спастический парез и тонические нарушения типа ригидности)
  •  
    Гиперкинетическую (гиперкинезы)
  •  
    Атактическую (атаксия)
  •  
    Спастико-атактическую (спастический парез и атаксия)
  •  
    Спастико-гиперкинетическую (спастический парез, гиперкинезы)
  •  
    Атактико-гиперкинетическую (атакия, гиперкинезы)

 
3. Классификация  по степени понятности речи  для окружающих была предложена Тардье в 1968 году применительно к детям с ЦП: 
 
- 1 степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка; 
 
- 2 степень – нарушение звукопроизношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 
 
- 3 степень – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих; 
 
- 4 степень – отсутствие речи Ии полная ее непонятность. 
 
Формы дизартрии 
 
Корковая дизартрия представляет собой группу расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговыми поражениями КГМ. 
 
Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Выделяют 2 формы 
 
Спастическая форма – отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами арикуляционных мышц. Страдают движения языка вверх. Нарушается произношение переднеязычных звуков, для которых необходим этот подъем: [л, р, ш, ж, щ, д, т]. 
 
Паретическая форма – отмечается выраженный парез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений. Отмечает слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры. Язык широкий, вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Его подвижность резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Жевание ослаблено, выражена саливация. Язык пожжет отклоняться в сторону более паретичной половины. Речь с носовым оттенком, медленная, афоничная, затухающая, плохо моделируемая. Гипомимия и амимия лица.  
 
Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов. 
 
Экстрапирамидная дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. 
 
Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей. 
 
 
34. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ 
 
 
35. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИМПТОМАТИКИ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ 
 
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 
 
Дизартия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 

 
Критерии сравнения

 
дислалия

 
дизартрия

 
1. Наличие отягощенности анамнеза

 
-

 
Отмечается отягощенный анамнез (патологии внутриутробного развития, затяжные роды, асфиксия)

 
2. Особенности раннего психомоторного  и речевого развития

 
N

 
Возможно задержка сложных локомоторных функций (ходьба к 1г.2мес). Характерна моторная неловкость: неумение бегать, прыгать, держать ложку и т. д. Возможна PHH (первые слова к 1,5-2г; фраза к 2,5-3г)

 
3. Наличие неврологической симптоматики

 
-

 
Возможно заключение невролога  о наличии ПЭП, синдрома двигательных нарушений, церебро-астенического синдрома…

 
4. Состояние речевого дыхания

 
N

 
Речевое дыхание поверхностное. Отмечается короткий речевой выдох и речь на вдохе.

 
5. Особенности просодической  стороны речи

 
N

 
Возможны нарушения темпа  речи (чаще замедленный), голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, с назальным оттенком и т.п.)

 
6. Состояние артикуляционного аппарата:

  •  
    Строение
  •  
    Подвижность
  •  
    Функционарование

 
Возможны отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, перавильный  прикус и т. д.)

 
Нарушения носят неврологический  характер: вялость, ограничение движений органов артикуляции, быстрое утомление, потеря точности движений, тремор, отклонение в сторону или вглубь языка, гиперкинезы, синкинезии, артикуляционные диспраксии

 
7. Характеристика нарушений звукопроизношения:

  •  
    Механизм нарушения

 

  •  
    Полиморфность нарушения
  •  
    Преобладающий вид нарушения

 
 
 
В первую очередь нарушаются сложные  по артикуляции согласные звуки 
 
 
Преобладают смешения и искажения звуков

 
 
 
Нарушаются как простые по артикуляции  звуки, так и сложные 
 
Большее число звуков, включая гласные 
 
Преобладают искажения и пропуски (м/з и боковое произношение, озвончение и смягчении согласных

 
8. Структура дефекта

 
ФД, ФН, ФФН

 
ФД, ФН, ФФН, ОНР

 
9. Варианта логопедических заключений

 
ФФН

 
ОНР (III ур.р.р) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами

 
10. Динамика преодоления дефекта

 
3-6 месяцев для коррекции ФД; 1 год - ФФН

 
Не менее 1 года коррекционной работы. Трудности постановки и автоматизации  звуков, вероятность утраты навыков  после прекращения занятий. Требуются  комплексные мероприятия: логопедические занятия, медикаментозное лечение, ЛФК, логоритмика, занятия с психологом. 


 
 
 
36. ОБСЛЕДОВАНИЕ  ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 
 
Обследование детей с дизартрией строится на основе следующих принципов: 
 
1. Принцип системного подхода подразумевает построение обследования с учетоv неврологичческой симптоматики и структуры речевого дефекта, выделения ведущего расстройста, соотнеснения речевой и неречевой симтоматики в структуре дефекта,определение сохранных механизмов речи. 
 
2. Принцип комплексности требует согласования действий логопеда, невролога, психоневролога, врача ЛФК. 
 
3. Принцип соотнесения расстройств речевой моторики с общими двигательными нарушениями. Невролог помогает логопеду определить ведущий двигательный синдром и степень его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике. Отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Необходимо обратить внимание на общие моторные возможности и особенности функционирования рук. 
 
4. Обследование проводится в рамках ведущей деятельности 
 
5. Важность оценки общей психической реакции ребенка, его интеллектуального и эмоционального проявления. 
 
6. Принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка 
 
Методы обследования: 

  •  
    Изучение медицинской и биографической документации (анамнез)
  •  
    Наблюдение (в обычной жизни и в специально организованной ситуации)
  •  
    Экспериментальный (естественный и психолого-педагогический)
  •  
    Беседа с родителями и ребенком
  •  
    Контроль (визуальный и тактильный)

 
Чем меньше ребенок, тем ниже уровень  его речевого развития и тем большее  значение имеет в диагностике  анализ неречевых нарушений. Наиболее частыми первыми проявлениями дизартрии  является наличие псевдобульбарного  синдрома, первые признаки которого можно  отметить уже у новорожденных. Слабость крика или его отсутствие, нарушение  сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных рефлексов. 
 
По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение приобретают речевые симптомы: 

  •  
    Стойкие дефекты произношения,
  •  
    Недостатки произвольных артикуляционных движений
  •  
    Нарушение голосообразования и речевого дыхания
  •  
    ЗРР

 
Особые сложности представляет диагностика  стертых минимальных проявлений дизартрии. Среди основных критериев  здесь можно назвать: 
 
наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений 
 
наличие синкенезий (движение нижней челюсти при движении языком вверх, движение пальцев рук при движении языка) 
 
замедленный темп движений 
 
трудности удержания позы 
 
трудности переключения артикуляционных движений 
 
стойкие нарушения звукопроизношения, трудности автоматизации поставленных звуков. 
 
наличие просодических нарушений. 
 
Обследуется моторика: общая, мелкая, артикуляционная. Отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, плавность, темп, переключение, истощаемость…), но и точность, соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие гиперкинезов, состояние речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. 
 
 
37. СИМПТОМАТИКА ДИЗАРТРИИ 
 
Основными симптомами дизартрии являются: 
 
Дефекты звукопроизношения 
 
Нарушение артикуляционной моторики 
 
Нарушения речевого дыхания 
 
Мелодико-интонационный расстройства (нарушение голоса) 
 
1. Нарушение звукопроизношения затрагивает не только согласные, но и гласные звуки. 
 
2. Нарушение артикуляционной моторики.  
 
Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре: 
 
- спастичность артикуляционных мышц может быть локальной и распространятся на отдельные мышцы языка (оттянут кзади, спинка изогнута, кончик невыразителен). Повышенный мышечный тонус круговой мышцы рта приводит к спастичному напряжению губ, к плотному смыканию рта. Артикуляционные движения ограничены. 
 
- гипотония – язык тонкий, распластанный, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, поэтому рот всегда открыт. Выраженная гиперсаливация (характерна мозжечковой дизартрии). Особенность артикуляции – назализация. Нарушается произношение звуков, для которых необходима активная работа губ. 
 
- дистония – меняющийся тонус артикуляционных мышц. В покое низкий тонус, при попытке речи – тонус резко нарастает. 
 
Ограниченная подвижность артикуляционных мышц. Нарушение артикуляционной моторки при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое нарушает мышечный тонус, наличием гиперкинезов, тремора. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков, ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, улыбнуться. Особенно ограничена подвижность языка. Отмечается недостаточный подъем кончика языка вверх (нарушаются шипящие [р, л] + мягкие варианты) Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры, ограничение движений нижней челюсти. В результате нарушается модуляция голоса, его темпа. 
 
Дискоординационные расстройства проявляются в нарушении точности и соразмерности движений. Особенно нарушается выполнение тонких дифференцировок. 
 
Диспраксия – недостаточность артикуляционного праксиса – кинетическая и кинестетическая. 
 
Наличие насильственных (гиперкинезов) и сопутствующих (синкенезий) движений в артикуляции. Отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, тремор языка. Синкенезии могут наблюдаться и в скелетной мускулатуре. При движении языка могут возникать движения пальцев рук. 
 
3. Нарушение речевого дыхания. При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется содержанием речи. В момент речи дыхание учащенное, после произнесения отдельных слов или слогов ребенок делает поверхностный судорожный вдох. Активный выдох укорачивается и происходит обычно через нос. У детей появляется тенденция говорить на вдохе, что нарушает координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. 
 
4. Мелодико-интонационные расстройства и нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушения их мышечного тонуса и ограничения их подвижности. Спастичность может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок. Она нарушается также при паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса недостаточна. 
 
Нарушения голоса крайне разнообразны и специфичны для разных ее форм. Голос слабый, тихий, иссякающийся в процессе речи. Нарушен тембр (глухой, назализованный, монотонный). 
 
У детей с дизартрией может иметь место задержка темпов речевого развития, речевая инктивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи. При дизартрии наряду с речевыми выделяют неречевые симптомы. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдрома в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенностей тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе речевых и неречевых нарушений.

 

38. СИМПТОМАТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ  АЛАЛИИ 
 
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное поражением речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде речевого развития. 
 
Выделение данного возраста основано на том, что до 3 лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение приводит к ее недоразвитию, а не к распаду. Для обозначения данного состояния речи на ряду с термином «алалия» используются и другие термины: «афазия развития», «врожденная афазия», «слухонемота», «ЗРР», «ОНР», «языковая неспособность». 
 
История изучения алалии тесно связана с историей афазиологии. Изучением организации КГМ и нарушениях речи при поражении ее различных зон активно занимались Поль Брока, Карл Вернике, Адольф Куссмауль, Михаил Васильевич Богданов-Березовский. Алалии понималась как врожденная афазия. Также под алалаией понимались различные случае безречия. Впервые случаи алалии в ее современном понимании описали Роберт Коэн, Бодуэн де Куртенэ, М. В. Богданов-Березовский. 
 
Из отечественных ученых значительный вклад в изучение алалии внесли Наталья Николаевна Трауготт, Валерий Анатольевич Ковшиков, Евгения Федоровна Соботович, Роза Евгеньевна Левина, Борис Моисеевич Гриншпун, Светлана Николаевна Шаховская. 
 
Существует ряд классификаций алалии, в основу которых положены различные критерии. 
 
По патогенетическому принципу, раскрывающему механизм нарушения, построены следующие классификации: 

  1.  
    А. Либманна (1900): моторная, сенсорная и сенсомоторная слухонемота;
  2.  
    Р. Е. Левиной (1951): с первичным нарушением фонематического слуха; зрительного восприятия; артикуляционными нарушениями; нарушениями психической активности;
  3.  
    В. А. Ковшиков (1984): экспрессивная и импрессивная алалия.

 
В зависимости  от наличия или отсутствия психоневрологической симптоматики выделяют неосложненную (чистую) форму алалии и осложненную («комбинированную») форму алалии. 
 
По симптомологическому принципу Р. Е. Левина и соавторы выделили уровни ОНР при алалии: 
 
1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи; 
 
2 уровень – «начатки» общеупотребительной речи, появление комбинаций лепетных аграмматичных слов с грубым нарушением слоговой структуры; 
 
3 уровень – обиходно-бытовая речь с ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера 
 
По равномерности или неравномерности нарушения отдельных систем языка выделяют алалию с равномерным типом нарушения и с неравномерным. 
 
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речи при сохранных сенсомоторных и смысловых возможностях. 
 
Симптоматика моторной алалии 
 
Речевая симптоматика 
 
Нарушение произносительной стороны речи: имеют достаточные артикуляционные возможности, но не могут их использовать. Нарушения носят фонематический характер (страдает операция выбора нужной фонемы), изобилуют литеральные парафазии, персеверации, элизии. 
 
Нарушения смысловой стороны речи. Лексическому строю речи алаликов характерна диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии, контаминации. Грамматический строй речи характеризуется структурным и семантическим аграмматизмом, нарушением операций программирования речевого высказывания. Понимание обращенной речи у большинства моторных алаликов на номинативно-предикативном уровне. 
 
Неречевая симптоматика 
 
Неврологические нарушения: оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение равновесия, нарушение мелкой моторики, признаки ММД, выраженные вегетативно-сосудистые изменения. 
 
Психопатологические нарушения: психическое развитие по основным параметрам несколько отстает от нормы, диспропорция формирования ВПФ (успешнее формируются неречевые процессы), локальные поражения КГМ затрагивают и близ лежащие речевым зоны. Отмечаются трудности программирования действий, сниженная произвольность, расторможены либо заторможены, низкая адаптивность, несформированность игровых действий, замкнутость, обидчивость, агрессивность. 
 
Сенсорная алалия – это системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении речевых зон КГМ (височной области доминантного полушария) и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия обращенной речи при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей. 
 
Симптоматика сенсорной алалии 
 
Речевая симптоматика: первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия.  
 
Неречевая симптоматика. Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия, специфические поведенческие и двигательные расстройства. 
 
Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно. 
 
 
39. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ 
 
Логопедическая работа с моторными алаликами строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедической работы.  
 
Б. М. Гриншпун выделил три этапа коррекционной работы при моторной алалии, которые можно условно соотнести с уровнями речевого развития при ОНР, выделенными Р. Е. Левиной. 
 
1 этап – до появления фразы. Основными задачами являются: 

  •  
    Формирование мотивационной основы речевой деятельности
  •  
    Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребенка
  •  
    Развитие импрессивной речи
  •  
    Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
  •  
    Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
  •  
    Совершенствование неречевых процессов.

 
2 этап – до умения строить простое предложение на обиходно-бытовом уровне. Задачами являются: 

  •  
    Формирование фразовой речи на основе усвоения грамматических категорий и расширения словаря
  •  
    Усвоение различных синтаксических моделей
  •  
    Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
  •  
    В конце второго этапа – совершенствование произносительной стороны речи.

 
3 этап. Задачи: 

  •  
    Формирование связной речи
  •  
    Совершенствование навыков словоизменения и словообразования
  •  
    Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи
  •  
    Формировании навыков звуко-слогового анализа и синтеза
  •  
    Совершенствование коммуникативных умений и навков.

 
Логопедическая работа с детьми, имеющими алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву: 
 
- однословное предложение 
 
- предложение из слов корней 
 
- первые формы слов 
 
- усвоение флексий 
 
- усвоение предлогов 
 
- наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики. 
 
Методика работы на 1ом этапе 
 
На начальном этапе логопедической работы ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы. 
 
Стратегическими направлениями работы являются следующие: 
 
1. Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня 
 
2. Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?») 
 
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей. 
 
3. Совершенстование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных заданий: 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"