Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)
  •  
    межзубный сигматизм;
  •  
    боковой сигматизм
  •  
    губно-зубной парасигматизм [ф];
  •  
    носовой сигматизм;
  •  
    призубный парасигматизм [т]
  •  
    шипящий парасигматизм [ш]
  •  
    замена [c] на [щ]

 
Приемы  постановки:  

  •  
    по подражанию;
  •  
    с механической помощью;
  •  
    от звука [т];
  •  
    через упражнение «Заборчик»

 
28. ОСНОВНЫЕ  ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВОНКИХ  И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ У ШКОЛЬНИКОВ 
 
Работа начинается с понятия о звонких и глухих согласных. Сравниваются пары звуков [з]-[с], [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш]. Объясняется их схожесть по артикуляции и единое отличие внутри каждой пары. Даются понятия звонкие и глухие звуки. Затем логопед предлагает детям проверить работу голосовых связок. Объясняет, что отсутствие умение различать эти звуки приводит к ошибкам на письме. 
 
Работа по дифференциации проводится в следующей последовательности: на материале звуков, слогов, слов, предложений, связных текстов. 
 
Целесообразно начинать работу с пары звуков [с]-[з]. Могут быть использованы следующие приемы работы: 
 
1) на материале звуков: 

  •  
    выделить начальный звук в словах (сани, зайка)
  •  
    назвать из ряда звуков схожие по артикуляции звуки (с, к, з, у…)
  •  
    запиши первую букву в слове ((зайка, Соня, сыр, зубы, зонт, стол…)
  •  
    назови начальный звук в словах на картинках

 
2) на материале слогов: 

  •  
    образуй слоги и прочитай
  •  
    прочитай слоги парами (са-за, со-зо… за-са…зя-ся…, ся-зя…)
  •  
    послушай слоги и запиши первый звук (за, cё, злу, ска…)
  •  
    запиши только согласные (аза, ёсы, узу…)
  •  
    послушай слоги, запиши по памяти (за-са-за… са-за-за-са…)

 
3) на материале слов: 

  •  
    послушай слова и запиши те, в которых услышишь звук [с] или [ш].
  •  
    послушай, запиши начальный/конечный слог (сани, Зоя…/коса, вези…)
  •  
    вставь пропущенную букву «эс» или «зэ» (..такан, ..о..нательный…)
  •  
    допиши недостающий слог по картинкам (бу.., ко...)
  •  
    закончи слово или добавь «са» или «за» (ли.., Ли.., ..пог, ..бота…)
  •  
    присоедини приставку «за-», назови полученное слово (нести-занести)
  •  
    сделать схему к словам, надписать нужную букву над соответствующим слогом
  •  
    задания на проверку парных согласных (ваз-вязы, нос-носы, узкий-узок)
  •  
    записать в слова в три колонки: 1) с буквой с, 2) с з, 3) с з и с

 
4) на материале предложений: 

  •  
    вставить в предложение слово, подходящее по смыслу (зуб/суп: У Зои разболелся коренной … . / Бабушка сварила вкусный .. .)
  •  
    закончи словосочетание словом со звуком [с] или [з] (нести…, вязать …)
  •  
    составь словосочетания из слов первого и второго столбика (1) морозный, полосатая, интересная; 2) зебра, песня, воздух)
  •  
    составь с каждым словосочетанием предложение (спелый арбуз…)
  •  
    выпиши слова со звуками [с] и [з]. Подчеркни с - синим, з – зеленым
  •  
    вставь в предложения подходящие по смыслу слова (Зазвенел …, и ученики вошли … .)
  •  
    составь предложение из слов (за, собака, забором, залаяла)
  •  
    составить предложения по сюжетным / предметным картинкам

 
5) на материале связных текстов: 

  •  
    вставить пропущенные буквы
  •  
    списать текст, заменяя картинки словами
  •  
    послушать рассказ и письменно ответить на вопросы
  •  
    изложения
  •  
    зрительный диктант
  •  
    слуховой диктант
  •  
    творческий рассказ

 
Далее проводится аналогичная работа с парами [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш]. 
 
 
29. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р]-[Л] У ДОШКОЛЬНИКОВ 
 
Артикуляционный уклад звука [р]: … 
 
Артикуляционный уклад звука [л]: … 
 
Приемы работы над дифференциацией: 
 
- повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (ла-ра, ра-ла); 
 
- назвать картинки, отобрать из них картинки с заданным звуком (ракета, ландыш); 
 
- повторить пары-тройки слов со звуками [р]-[л], предложить свои слова (луна-рука); 
 
- повторить предложения, найти в них слова с нужным звуком (Лена забрала Рому домой); 
 
- добавь слог «лы» или «ры» и т. д. по картинкам (иг..) 
 
- замени звук [л] на [р] (игла – игра…) 
 
- повторить, выучить чистоговорку (ро-ло-ро - на полу стоит ведро), загадку (Был он круглый и зеленый и на кустике висел. Постепенно потолстел, сочный стал и покраснел); скороговорку (в лес ходили по морошку, потеряли мы дорожку), стихотворение (черный кротик вырыл норку, проглотил от булки корку, положил зерно в кладовку, с огорода взял морковку);  
 
- исправить ошибку (грустят на пригорке две стройные ерки. Был закат и тих и светел, но потом поднялся ветел) 
 
- повторить рассказ, ответить на вопросы, пересказать (…). 
 
 
30. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ РИНОЛАЛИИ 
 
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 
 
Изучением ринолалии занимались Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий. 
 
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой, которое осуществляется благодаря небно-глоточному смыканию (сокращение мышц мягкого неба, боковой и задней стенок глотки). Одновременно с движениями мышц мягкого неба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана). Во время речи мягкое небо непрерывно поднимается и опускается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила смыкания меньше для гласных, чем для согласных. Из согласных самое слабое для звука [в], самое сильное для [с]. 
 
В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии. 
 
Открытая ринолалия 
 
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее изменяется тембр гласных [и], [у]. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных: к шипящим и фрикативным добавляется хриплый хриплый звук, появляющийся в носовой полости; взрывные [п, б, д, т, к, г] звучат неясно, ринофонически звучат [л, р] (воздушная струю настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка).  
 
Для определения используют пробу Гутцмана (ребенок произносит попеременно «а, и», а логопед зажимает и разжимает нос, при открытой ринолалии пальцы ощущают вибрацию). Можно также использовать фонендоскоп. 
 
Функциональная открытая ринолалия объясняется недостаточным подъемом мягкого неба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причины: 

  •  
    состояние после удаления аденоидов («привычная» открытая ринолалия)
  •  
    состояние после постдифтерийного пареза

 
Признак этой формы ринолалии –  более выраженное нарушение произношения гласных звуков. Прогноз благоприятен. Ринолалия исчезает после фониатрических упражнений, звуки ставятся классическими  методами. 
 
Органические причины могут быть врожденными и приобретенными. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого неба. Причины – повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частая причина врожденной ринолалии – врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба. Среди факторов, влияющих на возникновение расщелины, можно отметить: 

  •  
    генетические (микропризнаки расщелины у родителей)
  •  
    биологические (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз во время беременности матери)
  •  
    химические (контакт с вредными веществами, никотин, алкоголь, наркотики, бесконтрольный прием лекарственных средств и витаминов)
  •  
    социальные (стрессы)
  •  
    эндокринные заболевания матери.

 
У детей с врожденной расщелиной имеются серьезные функциональные расстройста (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают  сопротивляемость к различным заболеваниям. В настоящее время принята  следующая классификация расщелин: 
 
I. Врожденная расщелина верхней губы: 
 
1) скрытая расщелина, неполная расщелина 

  •  
    без деформации кожно-хрящевого отдела носа
  •  
    с его деформацией

 
2) полная расщелина 
 
II. Врожденные расщелины неба: 

  1.  
    расщелины мягкого неба (субмукозные, неполные, полные)
  2.  
    расщелины мягкого и твердого неда (-/-)
  3.  
    полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)
  4.  
    полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба (-/-)

 
В устной речи отмечается бедность долнгвистического  развития ринолаликов, звуки артикулируются беззвучно или с малой силой  голоса, не получают слухового подкрепления. Активность лепета постепенно уменьшается. Страдает развитие просодических элементов  речи. В наибольшей степени дефект проявляется в фонетической ее стороне. Периферическая недостаточность артикуляционного аппарата приводит к компенсаторному  патологическому артикуляционному укладу – высокий подъем корня  языка и сдвиг его в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное его участи в артикуляции, недостаточное  участи губ. 
 
За счет подключения носового резонатора все оральные звуки становятся нозальными. За счет подключения глоточного резонатора изменяется характер задненебных звуков (фаринганализация также является компенсаторным средством). Встречется глоттолизация (дополнительная артикуляция в области гортани), придающая речи «щелкающий» призвук. Выявляется и множество других дефектов: 

  •  
    нейтрализация зубных звуков по способу образования,
  •  
    замена взрывных фрикативными,
  •  
    свистящий свист при произношении шипящих и ли наоборот,
  •  
    оглушение сонорных в конце слова,
  •  
    отсутствие вибранта или замена на [ы],
  •  
    перемещение артикуляции в задние зоны,
  •  
    понижение разборчивости звуков в стечении и в конечной позиции.

 
Исследования показывают, что разборчивость  речи ребенка-ринолалика снижена на 50 %. Особенности устной речи детей  с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов. 
 
В частности они ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка, что является препятствием к овладению грамотой. Дисграфические ошибки в работах детей-ринолаликов разнообразны. Специфическими являются: 

  •  
    замены [п] и [б] на [м] и [т], [д] на [н] и обратные замены («ладныш»), обусловленные фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. 
  •  
    замены, пропуски, употребления лишних гласных («гулубятня», «пршлел»),
  •  
    замены и смешения свистящих-шипящих («зележо»)
  •  
    трудности употребления аффрикат («прящутся», «шитала», «серез»)
  •  
    замена [ц] на [с] («скворес»)
  •  
    смешение гвонких-глухих («портвель»)
  •  
    звук [л] заменяется [р], реже наоборот («подпрыла»)

 
Закрытая  ринолалия 
 
Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе у носовых звуков, которые звучат как соответствующие ротовые. Гласные приобретают неестественный оттенок из-за заглушения отдельных тонов. Причина закрытой ринолалии – органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания.  
 
М. Зееван выделяет: 
 
- переднюю закрытую ринолалию, когда отмечается непроходимость носовых полостей (при хронической гипртрофии слизистой носа, искривлении носовой перегородки, опухолях носовой олости); 
 
- заднюю закрытую ринолалию, когда уменьшена носоглоточная полость (аденоидные разрастания, фибромы полипы, опухоли носоглотки). 
 
Функциональная закрытая ринолалия отмечается при сильном подъеме мягкого неба и закрытии доступа к носоглотке звуковыми волнами. Отмечается при невротических реакциях.. 
 
Органическая закрытая ринолалия возникает из-за непроходимости носовой полости. 
 
Смешанная ринолалия 
 
М. Зеемн, А. Митронович-Моджеевска выделяют смешанную ринолалия, при которой состояние речи характеризуется пониженным носовых резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра голоса. Может наблюдаться, например, при укорочении мягкого неба и аденоидных разрастаниях. 
 
 
31. ДООПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ 
 
В отечественной логопедии разратокой методических приемов по устранению ринолалии занимались Е. Ф. Рау, Федор Алексеевич Рау, Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий. 
 
Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой, которая впервые предложила проведение логопедических занятий в дооперационный период. 
 
Основная цель дооперационного периода – недопустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. Для этого необходимо: 
 
1. Подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию (развить подвижность сегментов неба и по возможности прекратить дистрофию мышц глотки). Используются гласные звуки [а, э]. Упражнения с гласными вводятся на первом же занятии. Начинают с поочередных 2-3-хкратных повторений этих гласных. Через 4-5 занятий переходят к слитному произнесению этих же гласных по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. Для развития мышц глотки используется имитация позевывания позевывание, касание шпателем корня языка. 
 
2. Активизировать мышцы артикуляционного аппарата – переместить язык в полость рта вперед, опустить корень и укрепить кончик, активизировать губы и щеки. Для языка используют обычную артикуляционную гимнастику, его расслабление, покусывание, вылизывание тарелок и ложек. Используются упражнения для губ: тренировка верхней губы при закусывании нижней, удерживание губами сухарика, растягивание уздечки верхней губы. Рекомендуется избегать резких артикуляционных упражнений. 
 
3. Работа над дыханием предотвращает закрепление ключичного типа дыхания, затормаживает неэкономный речевой выдох, вырабатывает направленную воздушную струю. Направленное дутье вызывают от имитации поплевывания с высовыванием языка. Затем упражнение замедляется – получается легкое дутье – на ватку, пух, полоску бумаги. Нельзя использовать упражнения требующие повышенных усилий – дутье в соломинку, надумание шаров. Главная цель – научить сознательной направленной воздушной струе , а не ее силе. Далее переходим к воспитанию диафрагмально-реберного дыхания. 
 
4. Постановка гласных звуков начинается с [а, э]. Затем произносят 2-3 раза и доводят до 5 повторов каждый звук. Далее переходят к постановке [о, и, у, ы]. Когда ребенок научится произносить эти гласные изолированно переходят к произношению сочетаний гласных, вначале 2х, затем 3х звуков. Сочетанияне начинаются со звуков [и, у, ы]. Звуки включаются в вокальные упражнения. 
 
5. Развитие фонематического слуха: 

  •  
    выделение звука из ряда
  •  
    определение наличия звука в слове
  •  
    определения места звука в слове
  •  
    отличие правильного произношение от искаженного (ротового от носового)
  •  
    определять правильность произношения звука с слогах.

 
6. Исправление  звукопроизношения

32. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ 
 
Обследование детей с ринолалией включат: 
 
1. Сбор анамнестических данных. 
 
2. Описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого дефекта. Логопед классифицирует вид расщелины, в каком возрасте были сделаны операции губы и неба, подробно описывает состояние всех органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечает ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние подгубной уздечки. 
 
Осматривая небо до операции, фиксирует внимание на размере дефекта и подвижности сегментов неба. После операции описывает форму небного свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески (ее можно наблюдать при плавном и протяжном произнесении [а]). При полной неподвижности мягкого неба нужно попытаться вызвать глоточный рефлекс при касании шпателем корня языка. 
 
Осматривая язык, необходимо подробно остановиться на его позиции в полости рта, состоянии корня и кончика языка. Отметить его излишнюю напряженность или вялость, ограниченную подвижность при выполнении артикуляционных движений. 
 
Изменение зубных рядов фиксируется в случае влияния на речь. Обязательно отмечается изменение прикуса. 
 
3. Обследование общего речевого развития. Проверяется состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматический строй речи, связная речь. 
 
4. Изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанные с дефектами внешности и речи. Уже при первом знакомстве можно отметить, как ребенок вступает в контакт с незнакомым. В дальнейшем в беседе с родителями узнать, как к ребенку относятся в семье (гпер-/гипоопека), есть ли друзья, любит ли общество детей, не дрязнят ли в школе/саду, активен ли ребенок на занятиях. 
 
Очень важно знать, интересуется ли ребенок своими недостатками и в каком плане, реагирует ли на замечания относительно речи, есть ли желание исправить свой недостаток. В дальнейшем это укажет направление психотерапевтических бесед.  
 
 
33. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ 
 
Дизартия – (от лат. «расстройство членораздельной речи») это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы. 
 
Нарушение звукопроизношения при дизартрии наблюдается в различной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, в тяжелых – замены, пропуски, искажения, страдает темп, модуляция, выразительность, произношение мало понятно. При очень тяжелых поражениях ЦНС – речь становится невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц – анартрия. 
 
Наблюдается при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых больных носят более выраженный очаговых характер. У детей связана прежде всего с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто отмечается при ДЦП (65-85 %).  
 
Дизартиря начинает изучаться невропатолагами в рамках очаговых поражений головного мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание термина «дизартрия» оказали работы М. С. Маргулиса, который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Большой вклад внесли работы Л. Б. Литвака, Елены Николаевны Винарской, которая впервые провела комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. У детей дизартрия наиболее интенсивно изучена при ДЦП (Е.Н. Винарская, Е. М. Мастюкова и др.) 
 
Патогенез: дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Отмечают следующие причины: 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"