Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)
  •  
    снижении физического слуха;
  •  
    несформированности фонематических процессов;
  •  
    нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.

 
Виды  дефектов озвончения и оглушения 
 
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими Может быть недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло), дефект оглушения, обусловленный смешением парных звонких и глухих звуков (В волосах савязана бандом ленда). 
 
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. 
 
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б], [д], [г]. 
 
Подготовительные упражнения: 

  •  
    поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
  •  
    сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

 
Общие приёмы для постановки звонких звуков 
 
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани при кладыватьтыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок. 
 
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужно го согласного. Например, озвончение звука [з]: 

  •  
    шепотом — [а]; громко — [а];
  •  
    шепотом — [э]; громко — [э];
  •  
    шепотом — [и]; громко — [и];
  •  
    шепотом — [с]; громко — [з].

 
Важно, чтобы смежные артикуляции  гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к]. 
 
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д... Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос. 
 
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.). 
 
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам. Работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко. 
 
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в]. 
 
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани. 
 
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать целесообразно со звука [б] (от звука [в] с помощью вибрации нижней губы при механической помощи). Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д] (от двугубного к межзубному и к зазубному). Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука [г] (механически с использованием шпателя).

20. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ МЕЖЗУБНОГО  СИГМАТИЗМА 
 
Артикуляция звука [с]:… 
 
При произнесении мягкого звука [c’] губы растянуты больше, чем при [с], и напрягаются. Передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего щель еще больше сужается, а шум становится более высоким. При артикуляции [з] и [з’] добавляется голос, напор воздушной струи ослабевает. 
 
Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука [с] отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка между зубами. Этот же дефект распространен на звуки [з], [з’], [ц].  
 
Постановка свистящих звуков обычно начинается со звука [с]. Можно использовать постановку звука от слога «та» с применением специального зонда, образующего желобок посередине языка. 
 
Можно также произносить слог «са» в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного и опустить челюсть на гласном. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль. 
 
 
21. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ГУБНО-ЗУБНОГО СИГМАТИЗМА 
 
Артикуляционный уклад: … 
 
При губно-зубном сигматизме в образовании звука, кроме языка, участвует нижняя губа. Она сближается с верхними резцами (как при образовании [ф]), поэтому звук напоминает [ф]. 
 
Чтобы снять губную артикуляцию демонстрируется правильная поза гуз при артикулировании звука либо механически отводится губа от зубов. В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка. Также может быть использована постановка от слога «та». 
 
 
22. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ БОКОВОГО СИГМАТИЗМА 
 
Артикуляционный уклад: … 
 
При боковом сигматизме выдыхаемая струя воздуха выходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двухстроннюю, так как боковые края не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. 
 
При коррекции бокового сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки звука: вызывают межзубное произношений, чтобы избавится от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение. 
 
 
23. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ 
 
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. 
 
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть: 

  •  
    неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким;
  •  
    слабость мышц языка;
  •  
    несформированность фонематических процессов;
  •  
    снижение физического слуха.

 
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных  звуков: 

  •  
    замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);
  •  
    смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);
  •  
    смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

 
Если первые два варианта по своей  структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки  артикулируются правильно. 
 
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание 
 
Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. 
 
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают: 

  •  
    длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;
  •  
    при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п'], с некоторым придыханием;
  •  
    перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ;
  •  
    закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их;
  •  
    затем вводить слоги и слова с другими гласными.

 
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими  согласными: [м'], [ф'], [в']. 
 
В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. 
 
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н']. 
 
Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога aт получают слог ать. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. 
 
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. 
 
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л']. 
 
 
Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется. 
 
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. 
 
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). 
 
 
24. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ПРИЗУБНОГО СИГМАТИЗМА 
 
Артикуляционный уклад:… 
 
При призубном парасигматизме язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного [т]. Можно использовать два приема коррекции призубного парасигматизма: 
 
1) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель; 
 
2) предложить ребенка держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его, то есть произнести межзубный звук [с]. Затем логопед слегка нажимает на передний распластанный край языка , постепенно отодвигает его за нижние резцы. 
 
 
25. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц] 
 
Артикуляционный уклад: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается на слух и артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная. 
 
Недостатки произношения: 

  •  
    межзубный 
  •  
    призубный [т]
  •  
    губно-зубной
  •  
    шипящий
  •  
    боковой

 
Постановке звука [ц] должна предшествовать постановка [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам п прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произноcит [т] и [с]. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Для его укорочения предлагаем ребенку произнести обратный слог «атс». Если ребенку трудно удержать кончик языка внизу, применяют механическую помощь. 
 
 
26. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’] 
 
Уклад органов артикуляции: губы разомкнуты и принмают артикуляцию следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Отличие [р’] состоит в том, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно, как при [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе с корнем продвинута вперед. 
 
Нарушение произношения: 

  •  
    веларный звук – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, вызывается беспорядочная, многоударная вибрация мягкого неба;
  •  
    увулярный звук – вибрирует мягкий язычок;
  •  
    боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка, воздушная струя выходит между боковым краем языка и коренными зубами, звук похож на [л];
  •  
    щечное произношение – щель образуется, как и при боковом, но вибрирует щека;
  •  
    одноударный (проторный) звук – отсутствие вибрации при правильном месте образования;
  •  
    двугубный [р] – образуется либо вибрацией обеих губ, либо без вибрации, когда слышится нечто вроде английского [w];
  •  
    оглушонный звук.
  •  
    параротацизмы: [р’], [л], [л’], [j], [г], [д] и др.

 
Приемы  постановки 
 
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения используют дополнительные упражнения (приемы). Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом «тпррр...». Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.  
 
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию. 
 
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр». 
 
Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддД», «ддД». Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. 
 
Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра». 
 
Постановка звука [р] может быть осуществлена в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.  
 
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»).  
 
Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр». 
 
В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п. 
 
В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]). 
 
Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р']. 
 
 
27. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОВ [С], [З] 
 
Артикуляционный уклад:… 
 
Недостатки произношения: 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"