Шпаргалка по дошкольний педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 149.03 Кб (Скачать файл)

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

В теории и практике дошкольного  воспитания сложилось несколько видов конструирования:

1.Конструирование  по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.

2.Конструирование по заданной  теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

3.Конструирование по собственному  замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.

 

52.Виды и структура дидактических  игр. Методика руководства дид. играми в разных возрастных группах д/с.

Виды дидактических игр:

1.Дидактические  игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.

- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

. В  разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:

1.Необходимо создавать условия для игр

2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей

3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

4.Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.

5.Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.Виды игрушек. Педагогические  и гигиенические требования к  современной игрушке.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д

 

55.История развития дошкольной дидактики.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей  дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла детально – разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные  на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей актуальности до настоящего времени.

На развитие дидактики оказало влияние деятельность Лесговта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обучения дошк-в они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они хредлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деятельность детей.

В 50-е гг 20 столетия было организовано экспериментальное исследование по определению форм, методов, средств обучения, возглавила которое А.П.Усова. В результате этого исследования было введено в 1953г. бязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:

1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.

4.Методика изо деятельности  - Сакулина 5.Методика формирования элементарных математических представлений – Леушина.

Значительное  влияние на  развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний.(Поддьяков, Зопоржец, Эльконин, Венгер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56.Формирование предпосылок учебной  деятельности у детей дошк. возраста.

Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.

Современные ученые утверждают, формирование предпосылок  к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:

1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.

2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности.

3.К 5-ти годам формирует у ребенка умение слушать, не мешать другим и выполнять задания.

4.На 6-м году формируем способность определения цели и достижения ее.

На основе анализа учебной деятельности, проведенного Элькониным и Давыдовым, были определены ее структурные компоненты: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

Усова А.П. выделила уровни развития учебной деятельности у дошкольников:

1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других.

2-й уровень. Средний – дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои результаты с результатами других.

3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат. Действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны.

 

57.Основные дидактические принципы  и специфика их применения  в ДУ.

Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»

2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития.

3.Принцип систематичности и  последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

4.Принцип доступности.

5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».

6.Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

7.Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, если они осознанны.

8.Принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей.

 

58.Методы обучения детей дошкольного  возраста.

Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.

В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний:

1.Наглядные. К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов.

2.Словестные. К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.

3.Практические: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

- Упражнение -  многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

- Моделирование. Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

В дошк. педагогике для обучения детей звуковому анализу слова разработаны модели Журовой. Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

В настоящее  время широкое признание получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Ланером и Скаткиным:

Информация о работе Шпаргалка по дошкольний педагогике