Эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования - формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курс. работа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

В программе по дошкольному  воспитанию «Пралеска» отмечается необходимость развивать у детей следующие умения [25]:

    • видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
    • воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
    • замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

На данном этапе исследование имело целью определить уровень эстетического развития дошкольников, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Я проводила исследование в двух старших группах детского сада.

Для определения уровня эстетического развития детям двух старших групп было предложено два задания:

Первым заданием являлась методика «Нелепицы».

При помощи этой методики я оценивала элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

 Вначале я ребенку показывала картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано».

Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом: 10 баллов - очень  высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; балл - очень низкий.

  • 10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все нелепицы, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что не так сказать, как на самом деле должно быть.
  • 8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно быть.
  • 6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 2-3 балла - за отведенное время не успел заметить
  • 1-4 - из имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
  • балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-8 имеющихся нелепиц.

Вторым заданием послужила  система вопросов, выявляющая у детей  знания о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.

 Вопросы:

  1. У какого животного есть иголки? (У ежа)
  2. Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
  4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
  5. Назови домашних птиц, которые умеют плавать? (Утки, гуси)
  6. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)  
  7. Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).

 

 

 

 

Результаты, полученные с помощью методики «Нелепицы» и заданных вопросов, представлены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1.

Результаты констатирующего  эксперимента по выявлению уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

 

Оценка результатов

Старшая группа

Контрольная

20 чел.

Экспериментальная

20 чел

1. очень высокий уровень

0

0

2. высокий уровень  развития

2

2

3. средний уровень  развития

10

11

4. низкий уровень развития

8

7

5. правильно ответили  на все вопросы 

0

0

6.правильно ответили  на 4 вопроса 

8

10

7. правильно ответили  меньше 4 вопросов

12

10


Как видно из таблицы 1, уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности.

 

2. 2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы

На основании полученных результатов мною был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. Главной целью опытно-экспериментальной работы было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Основные задачи:

Дать детям возможность  увидеть и услышать мир, окружающий их

Дать основные понятия  о взаимосвязях в этом мире; 

Развить способности  различать оттенки цвета и  звука, ощущать единство с природой;

Проверить возможность  использования разработанной системы занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами природы.

Исследование проводилось  в старших группах детского сада № 251. В контрольной группе работа продолжалась по традиционному пути, а в экспериментальной - по разработанному  комплексу занятий.

Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение. Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте. Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Структура следующих  занятий и экскурсий такова:

Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т.е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Занятие 2. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Ознакомление с природой+ ИЗО .

Цель:

1.Расширить  представления детей о многообразии  форм и цветов листьев различных деревьев.

2. Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.

3. Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе.

4. Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.

Занятие 3. Многообразие плодов в природе.

Цель: показать многообразие плодов. На экскурсии  мы использовали игровые приемы - запускали  семена-летучки, отгадывали какие семена какому растению принадлежат и т.д.

Занятие 4. Занятие на тему: «Осень - прекрасная пора!»

На этом празднике  мы закрепляли и обыгрывали темы и  понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

Занятие 5. «Зима в окно стучится»

Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.

Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали смену условий существования в разных средах обитания всех живых существ.

Показали причину смены  времен года, используя игру «Солнце –Земля».

Составляли мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен года.

Занятие 6. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той  же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым? Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».

Занятие 7.

Экскурсия в зимний лес  «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям  чудо белого цвета, увидеть деревья  зимой, разнообразие коры деревьев.

Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего  леса, на внешний вид деревьев и  кустов (нет листьев). Предложить детям  посмотреть, как красиво голые  ветви вырисовываются на фоне неба. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу. Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы. Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам  придет под Новый год - Ребята будут  рады,

Хлопот веселых  полон рот

Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей  на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской «Елочка».

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш  сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и  зелена.

Видно ей мороз  не страшен –

Видно смелая она.

Провести игру «Угадай-ка».

Цель: упражнять детей  в выборе дерева по принципам, указанным  педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения .

Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

 

Занятие 8. Подготовка животных к зиме.

Цель: дать понятие о  приспособительных функциях живых  организмов для выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета). Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом. Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки. Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.

Занятие 9. Как зимуют домашние животные.

Цель: познакомить детей  с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме. «Сказка старого кота, лежащего на печке». «Кто живет в зимней избушке?» Картинка-макет большого деревенского дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза. «Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.

Занятие 10. Птицы зимой.

Цель: дать детям возможность  почувствовать себя птицей и обратить внимание на трудности зимующих птиц. Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто: а) не живет в наших краях; б) кто улетает на зиму; в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц, вырезали и размещали на «зимнем» дереве.

Занятие 11. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».

Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.

Занятие 12. Комнатные растения.

Цель: дать детям увидеть  комнатные растения. 1.Мы выясняли где зимой можно увидеть зеленые растения, почему у них не опадают листья. 2.Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и играли в игру «Я садовником родился...»

Информация о работе Эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста